леть психологическую защиту, отдаться происходящему и войти
в его поток.
Искусное применение соответствующей музыки облегчает
проявление специфических содержаний - агрессии, эмоцио-
нальной или физической боли, сексуальности и чувственности,
борьбы за биологическое рождение, экстатических взлетов,
океанической атмосферы пребывания в утробе. В работе с
группой громкая и динамичная музыка позволяет также за-
глушить звуки, издаваемые участниками на различных стадиях
процесса, включить их в единую художественную форму. Элен
Бонни, музыкальный терапевт и наша сотрудница по мэриленд-
скому научно-исследовательскому психиатрическому центру,
разработала на основе своих представлений о терапевтических
возможностях музыки технику под названием "Направленное
воображение под музыку" (Воппу and Savary, 1973).
Для использования музыки в качестве катализатора глу-
бинных переживаний в самоисследовании необходимо освоить
новый способ ее слушания и установку, непривычную в на-
шей культуре. Мы часто используем музыку как бессодержа-
тельный акустический фон на вечеринках, в магазинах и даже
на рабочих местах, а также в рамках дисциплинированной и
интеллектуализированной установки более подготовленной пу-
блики концертных залов. Динамический и элементарный спо-
соб использования музыки на рок-концертах ближе к тому,
что необходимо в холотропной терапии, но он слишком экст-
равертно ориентирован и ему недостает устойчивой направ-
ленности вглубь себя.
В холотропной и психоделической терапии необходимо
полностью отдатъся потоку музыки, дать ей отзываться во всем
теле, реагировать на нее спонтанным и элементарным образом,
в том числе разрешить себе проявления, немыслимые в концер-
тном зале, где даже молчаливые слезы или тихое покашлива-
ние могут стать источниками замешательства. Здесь же необхо-
димо дать полное выражение всему, что вызывает музыка, -
здесь надо ллакать и смеяться, гримасничать, трястись, двигать
бедрами, извиваться всем телом, допускать любые эмоциональ-
ные, голосовые и двигательные проявления.
Особенно важно воздерживаться от каких-либо оценок от-
носительно исполняемой музыки, от попыток догадаться, чья
это музыка, к какой культуре она принадлежит,на какое зна-
комое произведение она похожа, оценить, каково качество ис-
полнения, в какой тональности она исполняется, каково каче-
'ство записи или музыкальной аппаратуры, на которой эта за-
пись воспроизводится и т. д. Музыке надо дать воздействовать
на душу и тело совершенно спо'нтанно и элементарно. Тогда
она оказывается мощным средством создания и поддержания
необычных состояний сознания. Музыка, используемая для
этой цели, должна быть технически высочайшего качества и
достаточно громкой, чтобы увлечь слушателя. Когда такого рода
звуковая технология изменения состояний сознания использу-
ется наряду с ранее описанной техникой дыхания, они усилива-
ют воздействие друг друга и их сочетание как средство психоте-
рапии и самоисследования оказывается чрезвычайно мощным.
В психоделической терапии, где эмпирическая глубина
обеспечивается воздействием фармакологического агента, ос-
новное правило при выборе музыки состоит в том, чтобы она
как можно полнее соответствовала переживаниям пациентов.
Налример, работая с ЛСД, терапевту следует на начальной фа-
зе выбирать музыку текучего, открытого характера, обладаю-
щую качеством постепенного развертывания в соответствии с
развертыванием воздействия ЛСД. В средней части сеанса му-
зыка должна быть мощноЙ, влекущей и относительно постоян-
ной в отношении громкости. Между третьим и четвертым часом
можно обратиться к музыке "взрывного" характера, посколь-
ку как раз в это время большинство пациентов переживают ку-
льминацию и внезапное разрешение проблем. По мере успоко-
ения переживаний музыка может становиться все более и бо-
лее спокойной и медитативной.
Кроме того, если терапевту известно специфическое со-
держание переживаний пациента, он мржет поддержать про-
текающий процесс соответствующим выбором музыки. Если
движения человека указывают на сексуальный характер пере-
живаний, музыка должна быть чувственной и эротичной. "Ша-
херезпда" Римского-Корсакова, "Грот Венеры" из "Тангейзе-
ра" и "Смерть Изольды" из "Тристана" Вагнера, любовные
сцены из "Ромео и Джульетты" Прокофьева являются изве-
стными примерами такого рода музыки. Агрессивные пережива-
ния требуют динамичной музыки вроде барабанных записей из
ритуалов примитивных племен или шаманских камланий, пье-
сы "Мпрсэ из "Планет" Холста или драматических отрывков
из вагнеровских опер.
Эпизоды океанического экстаза, чувства космического един-
ства и переполняющей любви требуют выбора музыки, переда-
ющей соответствующие эмоции и состояния сознания. Иногда,
если пациент говорит о переживаниях, относящихся к опреде-
ленной культуре, например, о воспоминаниях прошлых жизней
в России, Индии или Японии, терапевт может выбрать музыку,
соответствующую этим культурам или даже непосредственно
с ними связанную.
Иногда могут быть очень эффективными записи звуков при-
роды. Это могут быть, например, записи звуков в животе бере-
менной женщины ( "Колыбельная утробы"), голосов китов, во-
лков, шумов насекомых, скажем, сверчков или пчел, пения
птиц, журчания ручья, рокота моря или "астрономических"
звуков - излучений пульсаров.
Если используется не ЛСД, а другие психоделики, выбор
и организация музыки должны, естественно, соответствовать
специфическим особенностям процесса - разворачиванию и
длительности сеанса и "динамической кривой" переживаний.
Так, например, производные триптамина, такие, как ДМТ или
ДПТ, действуют почти сразу, но время их действия короче. Ам-
фетаминовые эмпатогены требуют более мягкой и текучей му-
зыки. Диссоциативный анестетик кетамин обладает коротким
действием (около часа) и требует медленной и выразительной
"пространственной" музыки.
Принципы использования музыки в холотропной терапии в
значительной степени подобны тем, которые я описал, касаясь
психоделической терапии. Основное отличие состоит здесь в
том, что необычное состояние сознания возникает в результа-
те собственных усилий человека, а не химического воздействия
препарата; его длительность. зависит от поддержания интен-
сивного дыхания и воздействия музыки; оно не достигается ав-
томатически. Мы обнаружили, что полезно сразу же начинать
с музыки, вызывающей подьем, чтобы помочь инициировать не-
обычное состояние сознания. В течение почти всего сеанса му-
зыка в основном должна быть более мощной и эмпатической,
чем в психоделической терапии.
Что касается выбора определенной музыки, то я очерчу
лишь общие принципы и приведу несколько примеров, осно-
ванных на нашем опыте. Каждый терапевт или терапевтичес-
кая группа со временем создает собственную подборку опреде-
ленных музыкальных отрывков для различных фаз сеанса и для
определенных специфических ситуаций. Основное правило
состоит в том, чтобы чутко реагировать на фазу, интенсивность
и содержание переживаний, а не навязывать им что-либо извне.
Это соответствует общим представлениям холотропной тера-
пии, которая с глубоким уважением относится к мудрости кол-
лективного бессознательного и к автономности и спонтаннос-
ти терапевтического процесса.
Как правило, предпочтение должно отдаваться музыке вы-
соких художественных достоинств, не слишком известной и не
обладающей конкретным содержанием. Следует избегать песен
или вокальных пъес, в которых слова вызывают специфичес-
кие ассоциации или наводят на определенные темы. Если вока-
льные произведения все же используются, то их слова должны
звучать на незнакомом пациенту языке, так чтобы человеческий
голос воспринимался наряду с музыкальными инструментами.
По той же причине рекомендуется избегать музь"кальных пьес,
вызывающих у пациентов специфические интеллектуальные
ассоциации.
Так, "Свадебный марш" из "Лоэнгрина" Вагнера или из
"Сна в летнюю ночь" Мендельсона для большинства людей
западной культуры немедленно вызовет ассоциацию брачной
церемонии. Увертюра к "Кармен" Бизе вызовет образ арены
для боя быков. Известные мессы или духовные оратории вы-
зовут воспоминания, относящиеся к религиозной области. Как
правило, программирования переживаний следует избегать, но
в некоторых случаях специфические ассоциации, связанные с
определенной музыкой, могут быть полезны для подцержания
определенных переживаний.
Ассоциации, связанные с определенной музыкой, различны
не только у разных людей, но и в разных культурах разных на-
ций. Так, например, для многих пожилых европейцев "Прелю-
дииэ Листа вызывают воспоминания о второй мировой войне,
потому что эта музыка использовалась нацистами в их пропа-
ганде и звучала из радиоприемников во всех оккупированных
ими городах. Когда мы проводили семинар в Бомбее, мы обна-
ружили сильную эмоциональную реакцию в ответ на индийскую
песню Рагупати Раджа Рамэ; нам обьяснили, что по незна-
нию мы выбрали песню, которая передавалась по радио по всей
Индии в течение нескольких дней после убийства Ганди.
Основное возражение против использования музыки в хо-
лотропных и психоделических сеансах состоит в том, что вы-