бор музыки оказывает сильное структурирующее воздействие
на переживания, даже если мы стараемся избежать грубого
программирования и приспосабливать музыку к реально про-
исходящему. Зто особенно справедливо в том случае, когда хо-
лотропная терапия проводится в большой группе. Здесь тера-
певт может в лучшем случае лишь приспосабливаться к преоб-
ладающей атмосфере, а не к каждому отдельному пациенту.
При этом неизбежно, что выбор музыки будет не совсем подхо-
дящим для кого-то из участников сеанса.
Однако опасность программирования переживаний той или
иной музыкой не так велика, как может показаться. Возмож-
ности управлять переживаниями человека в необычном состо-
янии сознания имеют определенные пределы. Если человек ока-
зался в состоянии отрицательного эмоционального напряжения,
любая музыка, сколь бы воодушевляющей она ни была, пока-
жется ему погребальной песней. И наоборот, в глубоком экста-
тическом состоянии человек с энтузиазмом воспримет любую
музыку, сочтет ее подходящей и по-своему интересной. Лишь
музыка, представляющая собой нечто среднее между этими
двумя крайностями, может реально оказать влияние на каче-
ство переживаний.
Однако и в этом случае, несмотря на то что музыка опреде-
ляет общую атмосферу и эмоциональный настрой, каждый че-
ловек воспринимает ее по-своему. Здесь дело обстоит так же,
как с возможностью программирования сеанса с помощью пред-
варительной подготовки и словесных инструкций, о чем речь
пойдет несколько позже. То, что человек делает с. поступающей
к нему информацией, является отображением его собственных
банков памяти и бессознательной динамики. Это становится
понятным, если сравнить большое разнообразие реакций на
одну и ту же музыку в большой группе людей. Какова бы ни
была роль музыки в структурировании индивидуального опыта,
она может быть целительной и трансформирующей и иметь для
каждого индивида глубокое личное значение.
С течением лет мы создали собственную подборку музы-
кальных отрывков, хорошо работающую почти для всех паци-
ентов. На начальной стадии холотропной сессии полезны та-
кие пьесы, как "Вешер-время" и альбом "Х" Клауса Шульца,
"Шактиэ Маклафлина, "Остров мертвых" Рахманинова. Мы
также экспериментировали со специальными подборками, ког-
да вся музыка для определенного сеанса бралась из одной те-
матической области - например, музыка шаманов или суфийс-
кая музыка. В "шаманском" варианте мы на начальной фазе
использовали барабанный бой Майкла Харнера, а в "суфийс-
ком" - записи пакистанских суфиев или ролик под названи-
ем "Исламское мистическое братство".
В средней части сеанса особенно хороши лроизведения
композитора шотландско-американского происхождения Ала-
на Хованнеса ("Все люди - братья", "Таинственная гopa",
"И создал Бог великих китов"), "Марс" из "Пяакет" Хол-
ста, "Поэма экстаза" Скрябина, некоторые пьесы из "Ромео
и Джульетты" Прокофьева ( "Монтекки и Капулетти", "моги-
ла Ромео и Джульетты"), Первая симфония Барбера и его зна-
менитое "Адажио для струнных", сочинения современных
авторов Вангелиса, Папатанасиу и Георга Дейтера. Среди фоль-
клорных записей, которые могут быть использованы на этой
стадии, можно назвать "Обезьянью песню" с Бали, или "Eem-
жак", части из дервишского "Дхикр из Халвети Джеррпи",
подлинные записи африканских тамтамов ("Барабанные стра-
сти").
В заключительных стадиях сеанса, когда участники успо-
коятся, выбирается менее драматическая музыка более медлен-
ного темпа, постепенно переходящая в медитативные пьесы.
Мы часто используем здесь "Гарольда в Италии" Берлиоза,
"Кааоа ре мажор" Пакабеля, "Возрождение кельтской ар-
фы" Алана Стивелла, альбомы Пола Хорна "Внутри Тадж
Махала" и "Внутри Великой Пирамиды", "Гобелены Биг-
Сура" Чарлза Ллойда, американскую суфийскую музыку "Ха-
бибийа", флейтовую музыку с Анд ("Урубамба"), японские
"Шакухачи", "Музыку для дзен-медитации" и "Музыку для
йогической медитации" Тони Скотта, тибетское многоголос-
ное пение, различные индийские раги, бхаджаны и кирта-
ны (в особенности "Ом нама Шивайа" и другие записи груп-
пы Ганешрупи) и музыку Стивена Халперна, Джорджии Кел-
ли, Пола Уинтера и Брайена Ино.
При систематической работе хорошо начинать с умеренных
отрывков и постепенно переходить к более мощной и изменяю-
щей сознание музыке, в особенности к музыке, которая специ-
ально создана в различных культурах и духовных традициях
для этих целей.
Музыка обладает огромным терапевтическим потенциалом,
и ее возможности нуждаются в дальнейшем изучении. Марлин
Фергюсон посвятила целый выпуск бюллетеня "Мозг/Разум"
так называемой "музыкальной медицине" - систематическо-
му научному исследованию эстетического, эмоционального,
психологического, физиологического и биохимического воз-
действия музыки (Ferguson, 1985).
Среди возможностей, которые нуждаются в дальнейшем ис-
следовании в холотропной терапии, находится использование
так называемого "белого шума" - акустической стимуляции,
осуществляемой звуковым генератором по закону случайных
чисел. Много лет назад я использовал его в предварительной
работе в психоделических сеансах с интересными результата-
ми. Использование "белого шума" исключает возможность про-
граммирования переживаний музыкой, поскольку он состоит
из совершенно случайной последовательности акустических
стимулов. В психоделическом сеансе большинство участников
иллюзорно воспринимали этот монотонный звук как музыку.
Причем эта музыка воспринималась как совершенно соответст-
вующая переживанию, поскольку она исходила из того же ис-
точника, что и остальное в переживании, - из психики самого
человека. Следовало бы посмотреть, может ли то же самое про-
исходить в холотропных сеансах.
Другое интересное направление будущих исследований -
изучение воздействия специфических звуковых частот на пси-
хику и тело. Эта работа - современный вариант системы, из-
вестной в Индии как нада-йога - йога звука. Ее основная пред-
посылка состоит в том, что существует глубокая связь между
вибрациями определенных частот и активностью центров психи-
ческой энергии, чакр. Возможно, что в будущем удастся ввести
некоторые из обнаруженных закономерностей такого рода в
холотропную терапию. Однако наиболее интересная перспек-
тива для дальнейшего развития холотропной терапии связана
с быстро развивающейся областью холофонического звучания.
Обнаруживаемые здесь возможности столь интересны, что на
них стоит остановиться специально.
Изобретателем холофонической звуковой технологии явля-
ется аргентино-итальянский исследователь Хьюго Зукарелли.
Из соображений патентной тайны он до сих пор не обнародовал
информацию, необходимую для полного понимания своего важ-
ного открытия. В дальнейшем изложении я использую матери-
алы лекций, которые я прослушал, и собственный опыт слуша-
ния холофонического звучания во время трехдневного семинара
в Милбре (штат Калифорния), в котором мы с моей женой
Кристиной принимали участие.
В детстве Зукарелли пережил потрясение, когда его чуть
было не сшиб автомобиль. Жизнь ему спасла его способность
точно локализовать звук приближающейся машины, не видя ее.
Это вызвало в нем интерес к проблеме того, как различные жи-
вотные локализуют звук в своем восприятии. После тщатель-
ного изучения и анализа механизмов, посредством которых
животные различных видов добиваются точной идентификации
источников звука, он пришел к выводу, что существующие
модели слуха не могут объяснить важные характеристики че-
ловеческого акустического восприятия.
Традиционно способность локализации звука обьясняется
сравнением интенсивности звука, поступающего в левое и
правое ухо. Изучая эволюцию этого механизма, Зукарелли
обнаружил, что животные, у которых голова неподвижно свя-
зана с телом, например, крокодилы, двигаются всем телом,
чтобы локализовать слух. У тех видов, у которых движения го-
ловы могут быть изолированы от движений тела, например, у
птиц, для локализации звука используются движения головы.
У большинства млекопитающих даже голова остается непод-
вижной, двигаются только уши.
Тот факт, что люди могут локализовать источник звука, не
двигая головой и не меняя положения ушных раковин, ясно
показывает, что различие в интенсивности входного сигнала в
правом и левом ухе - не единственный механизм, объясняю-
щий человеческие способности в этой области. Кроме того,
даже люди, чей слух поврежден с одной стороны, могут лока-
лизовать источник звука. На основании этих данных Зукарел-
ли предположил, что для того, чтобы адекватно объяснить все
характеристики пространственного слуха, приходится посту-
лировать, что человеческое слуховое восприятие основано на
голографических принципах. Это означает, что, вопреки пред-
ставлениям официальной медицины, человеческое ухо являет-
ся не только приемником, но и передатчиком.
Посредством электронного воспроизведения этого механиз-
ма Зукарелли создал технологию холофонического звучания:
холофонические записи обладают поразительными возможно-
стями воспроизведения акустической реальности со всеми ее
пространственными характеристиками до такой степени, что