без постоянного визуального контроля невозможно отличить за-
писанное от реальных событий трехмерного мира. Вдобавок,
при прослушивании холофонической записи событий помимо
прочих чувств может возникать синестезия, то есть соответст-
вующее восприятие в других сенсорных зонах.
Замечательные примеры такого рода синестезии можно пе-
режить при прослушивании экспериментальной записи Зука-
релли. Так, звук щелкающих рядом с головой ножниц вызыва-
ет реальное ощущение, что вам стригут волосы, шум фена со-
здает ощущения потока горячего воздуха. Услышав, что кто-то
зажигает спичку, вы явственно почувствуете запах серы или
увидите вспышку света. Шепот женщины вблизи уха заставит
ощутить ее дыхание.
Холофоническое звучание обещает глубокие теоретические
и практические приложения во многих областях жизни - от
переворота в понимании физиологии и патологии слуха до уди-
вительных прорывов в области психиатрии, психологии и психо-
терапии, в средствах массовой информации, предприниматель-
стве, искусстве, религии, философии и многих других областях.
Перспективным представляется и применение холофонического
звука в холотропной терапии. Особенно интересными были бы
записи музыкальных отрывков, специально предназначенных
для индукции или передачи необычных состояний сознания, -
трансовых музыкально-танцевальных представлений Бали, ша-
манских камланий, суфийской музыки, пейотных церемоний
американских индейцев, песен перуанских аяхуаскеро и др.
Целенаправленная работа с телом
Последняя составляющая холотропной терапии, целенаправлен-
ная работа с телом, используется лишь в случае необходимо-
сти. Во многих таких случаях интенсивное дыхание не вызывает
никаких неприятных эмоций или неприятных физических ощу-
щений, ведет к усиливающейся релаксации и экстатическим
чувствам. В других случаях, когда проявляются эмоциональ-
ные и психосоматические напряжения, сам процесс интенсив-
ного дыхания может привести к разрешению и хорошей интег-
рации сеанса.
Возможны лишь несколько ситуаций, когда направленная
работа с телом необходима на ранних фазах холотропного се-
анса. Наиболее важный из них мы уже упоминали - это ситуа-
ция, когда значительная блокировка в области горла достигает
такой степени, что это мешает продолжению дыхания. В других
случаях может возникнуть необходимость во вмешательстве,
если реакции - физическая боль, спазм или тревога - ста-
новятся столь интенсивными, что человек не может или не
хоче" продолжать интенсивное дыхание, пока дискомфорт не
будет устранен; тогда также используются техники отреагиро-
вания. В редких случаях приходится прибегать к отреагирова-
нию, если пациент начинает создавать серьезные проблемы для
присматривающих (сидящих) или других участников группы.
Как правило, целенаправленная работа с телом использу-
ется в заключительной части сеанса (после полутора-двух ча-
сов) в тех случаях, когда дыхание и музыка не привели к пол-
ному разрешению трудностей. К этому времени ведущий дол-
жен выяснить у пациента, остались ли какие-нибудь признаки
дискомфорта и какого именно рода. Работа с ними желатель-
на, так как приводит сеанс к более ясному завершению и луч-
шей интеграции, но не обязательна. Мы всегда спрашиваем
пациентов, хотят ли они такой работы, или предпочитают ос-
тавить ситуацию такой, как она есть. Оставшиеся симптомы
могут в любом случае исчезнуть со временем.
Основной принцип направленной работы с телом в заключи-
тельном периоде холотропного сеанса состоит в том, чтобы экс-
териоризировать различные формы физического дискомфорта,
связанного с эмоциональными проблемами, используя ключи,
которые предоставляет тело самого пациента. Какова бы ни бы-
ла проблема и в каком бы месте тела ни локализовалось ее про-
явление, пациенту предлагается усилить симптом. Например,
в случае головной боли или боли в шее можно усилить эту боль,
приняв определенную позу, определенным образом наклонив
голову, сделав определенную гримасу или напрягая мыщцы
шеи. Неприятные ощущения в районе таза могут быть усиле-
ны подниманием таза, напряжением мышц живота (" мостик"
или соответствующая поза хатха-йоги) или стремлением удер-
жать ступни вместе, разводя колени. Если сильный зажим ощу-
щается в руках или если там слишком много энергии, это может
быть усилено посредством внешнего вмешательства вроде "мек-
сиканской борьбы руками". Тот же принцип можно применить
в любой другой части тела.
В то время как в определенном участке тела неприятные ощу-
щения усиливаютсй и напряжение подцерживается, человеку
предлагается в остальном выражать своим телом все, что он
чувствует. Важно, чтобы пациент (а также помощник) не пы-
тались оценивать происходящее или изменять что-либо. Однако
разумное вмешательство, которое углубляет и усиливает про-
цесс, может быть полезным. Это может быть, например, массаж
или давление в напряженных или болезненных участках тела
или дополнительное внешнее сопротивление, усиливающее су-
ществующее напряжение, - вроде тех, что уже были упомянуты
как варианты работы с напряжением таза или рук.
Реакции, которые могут спонтанно возникать в этих обсто-
ятельствах, - это дрожь, гримасничание, кашель, рвота, разли-
чные движения, звуки, в том числе крики, детский лепет, глос-
солалия, подражание голосам животных, шаманское пение и
многое другое. Эти действия следует поощрять и продолжать
до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или психосомати-
ческий дискомфорт и пока человек не почувствует себя рассла-
бленным и удовлетворенным.
Другим важным аспектом работы с телом в холотропной
терапии является поддерживающий физический контакт. В ака-
демической психологии, психиатрии и психоанализе существу-
ет строгое табу на действия такого рода. С другой стороны, эта
форма терапевтического контакта стала совершенно естествен-
ной и обычной во многих группах, практикующих различные
формы психотерапии посредством углубления личного опыта.
Использование физического контакта, хотя оно и может пока-
заться рискованным с точки зрения традиционного психоана-
литика, является мощным и эффективным средством, особен-
но для людей, испытавших недостаток эмоциональных и физи-
ческих контактов в детстве.
Чтобы понять важность физического контакта как психоте-
рапевтического средства, необходимо рассмотреть природу трав-
матических переживаний и способов их лечения..Травмы, игра-
ющие важную роль в развитии человека и психопатологической
динамике, можно разделить на две категории. Перефразируя
здесь юридическую терминологию, можно сказать, что одни тра-
вмы порождаются совершением чего-то, другие - несоверше-
нием. Эти категории сильно отличаются друг от друга по своей
природе и требуют различных психотерапевтических подходов.
К первой категории относятся воспоминания об инциден-
тах, связанных с сильной физической болью, негативными эмо-
циями - страхом, смущением, стыдом, отчаянием, отвращени-
ем и т. д. Это воспоминания о физическом насилии, физических
травмах или хирургическом вмешательстве, о детских болезнях,
изнасиловании, о случаях детского испуга. Травматические вос-
поминания такого рода можно сравнить с чужеродными вкрап-
лениями в психике; их можно удалить посредством эмоциональ-
ного выражения и отреагирования.
Вторая категория травм - неудовлетворенность естествен-
ных и законных потребностей в безопасности и сочувствии,
которые ребенок испытывает в те или иные периоды детства.
Особенно важна здесь так называемая "анаклитическая" по-
требность (от греч. "anaklinein" - опираться на кого-то). Это
потребность в симбиотическом союзе с матерью, в хорошем ухо-
де, потребность в физическом контакте, качании на руках, ла-
ске. Если эти потребностй не удовлетворялись, они оставили
пустоту в психике. Человек может выразить гнев и чувство не-
удовлетворенности по поводу того, чего ему не дали, но это не
заполнит пустоты. Единственная возможность удовлетворить
эти потребности - это когда человек регрессировал к уровню
первоначальной травмы.
Использование в психотерапии физического контакта тре-
бует безукоризненного соблюдения определенных этических
правил. Должно быть совершенно ясно, что преддожение физи-
ческого контакта - так же как и просьба о нем - вызывают-
ся исключительно требованиями терапевтической ситуации и
не имеют под собой никаких иных мотивов. При этом имеют-
ся в виду не только сексуальные потребности взрослых людей,
которые, разумеется, следует учитывать прежде всего. Мы стал-
кивались на наших семинарах с женщинами с сильными нево-
стребованными материнскими установками, неуместно и без
понимания реальной ситуации навязывавшими свое материн-
ское отношение людям, с которыми они работали. Они пыта-
лись качать и нянчить их тогда, когда это шло вразрез с пережи-
ваниями этих людей, - например, когда человек переживал
воспоминания о схватке викингов или ощущал себя римским
солдатом в походе.
Проблемы физического контакта следует обсудить перед се-
ансом. Нужно иметь в виду, что физический контакт вызывает
к себе очень различное отношение. Для одних людей это вещь
совершенно естественная, дпя других он связан с серьезными
конфликтами. На наших семинарах мы постоянно просим ды-