Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 49 из 67)

детства, недостаток нежности в его жизни. Затем сцена перемени-

лась, и я смотрела, как детей отрывают от их матерей в концен-

трационном лагере. Я рыдала и оплакивала их, и держала их в

своих руках. Затем я держала тощее, раздувшееся тельце голода-

ющего эфиопского ребенка и оплакивала горе матери. Последо-

вав за этим образом, я оказалась на Юге, держа в руках черноко-

жую мать, сын которой был убит полицией и лежал умирающий

в сточной канаве, а полиция не давала ей похоронить его. Я ре-

вела так, будто оплакивала весь мир.

Успокоившись немного, я обнаружила себя утешающей всех

мучимых - мужчину из Атланты, которого обвинили в сексуаль-

ном убийстве одиннадцати мальчиков, других насильников и

убийц, всех, кто на моей памяти делал зло мне или другим. Я тихо

напевала детский гимн: "Пастырь, покажи мне дорогу". Другие

люди в группе кричали и метались, а я снова и снова напевала

свою колыбельную. Еще немного глубокого дыхания, и я почув-

ствовала себя вовне этого пространства, во Вселенной; я смотрела

назад - на мир. Я слышала звуки "Обезьяньей песниэ с остро-

ва Бали, которые казались громкими и свирепыми, как вспышки

огня. Пах, пах! Я видела, как идет Гражданская война, видела ис-

панскую Армаду, борьбу народов - Южной Америки и Африки,

первую мировую войну, вторую мировую войну, Вьетнам... - все

сразу, Война шествовала по всему земному шару, и время

остановилось. И среди всего этого - маленький тихий островок

утешающей музыки - моя колыбельная миру.

Позже, когда я очнулась от своих переживаний и просто лежала,

я стала замечать других в комнате, они все еще стенали и метг-

лись. Я почувствовала к ним такое сострадание, как будто полные

потоки энергий вселенской Матери проходили через меня. Моя

женская сущность обрела свободу впервые в моей жизни, я при-

коснулась к силам женской природы! Слезы текли у меня по лицу.

Я оставалась в медитативном состоянии и видела еще ряд визуаль-

ных образов; один из них, наделенный большой силой, - сверка-

ющие облака, расступающиеся в небе и раскрывающие ослепитель-

ную гигантскую орлицу. Ее белые сияющие перья были мягкими

и сильными. Она привлекла меня к себе и нежно прижала к своей

груди.

Через два часа после сеанса мы собрались, чтобы рассказать

друг другу о своих переживаниях. Когда я оглядела людей вок-

руг себя, нежность и сострадание вновь наполнили меня и я

почувствовала себя глубоко связанной со всеми присутствующи-

ми. Я чувствовала, что пролетела тысячи миль, чтобы соединиться

с самой собой, что все мои отдельные "я" готовы соединиться со

мной. Я ясно понимала, что никогда больше не буду одинокой, я

была окружена другими моими "я"!

Мне хотелось бы завершить этот отчет отрывком из пись-

ма, которое мы получили годом позже в ответ на просьбу рас-

сказать о том, как участники по прошествии времени оцени-

вают и пересматривают эти переживания:

Вы спрашиваете о том, как продолжают действовать пережи-

вания сеансов дыхания. С тех пор прошло около года, и я пола-

гаю, что то, что осталось у меня, осталось действительно надол-

го, Наиболее поразительным и удовлетворяющим меня результа-

том является то, что я действительно и полностью приняла место,

где я живу, почувствовала его своим домом - и это после шес-

тнадцати лет борьбы с сильным желанием уехать оттуда. Я упо-

минала в своем отчете, что чувствовала, будто пролетела тыся-

чи миль, чтобы встретиться с собой. В тот момент, высоко на хо-

лмах Эсалена, я начала жить дома. Это чувство непоколебимо

оставалось со мной весь год после этого. Все, кто меня знал, были

изумлены произошедшими со мной переменами.

Были и другие существенные изменения в моей жизни, кото-

рые я считаю прямым результатом семинара. После многих лет

разговоров, раздумий и чтения о духовности, я реально пережила

на семинаре состояние, которое считаю подлинно духовным. Этот

духовный опыт продолжает наполнять мою жизнь. Какие-то про-

блемы продолжают возникать - работа, семья, брак, профессия

и прочее, - но сохраняется и возрастает желание проникать в

собственную глубину и дать этим проблемам решаться изнутри,

а не манипулировать внешними обстоятельствами.

Уже два месяца как я медитирую каждый день. Это, как мне

кажется, является хорошей практикой для меня. Я не прибегаю

к специальным духовным техникам или учителю. Это просто

время сосредоточения, время соприкосновения с настоящим, в

результате чего я чувствую все большее спокойствие и тихую

радость. Я замечаю, что излучаю больше любви, - раньше в моей

жизни это было заблокировано. Я всегда хотела совместимости,

но до сих пор это часто вырождалось в доминирование, когда "эго"

оказывалось препятствием для Самости. Сейчас я чувствую себя

более свободной. Многие приходят ко мне за помощью и поддер-

жкой разного рода - и это, как мне кажется, есть спонтанное

признание извне того продвижения, которое происходит внутри.

Эффективные механизмы исцеления

и трансформации личности

Необыкновенное и часто драматическое воздействие психоде-

лической и холотропной терапии на людей с различными эмоци-

ональными и психосоматическими проблемами естественно ста-

вит вопрос о механизмах происходящих изменений. В рамках

традиционной психотерапии, основанной на психоанализе, ус-

тойчивые изменения глубоких психодинамических структур,

лежащих в основе психопатологических симптомов, требуют

многих лет систематической работы. Поэтому психиатры и пси-

хотерапевты не очень склонны верить, что глубокие и устойчи-

вые изменения личности могут произойти в течение нескольких

дней или даже нескольких часов, поскольку принятые сейчас

теории не дают возможности обьяснить такие изменения.

Описание эффектных исцелений во время шаманских камланий, тузем-

ных ритуалов, собраний экстатических сект или трансовых танцев

большинством западных ученых не принима-

лись всерьез или приписывались внушаемости доверчивых дика-

рей. Внезапные изменения личностной структуры при так назы-

ваемом "обращенииэ обычно считаются слишком неустойчивы-

ми и непредсказуемыми, чтобы представлять интерес с терапев-

тической точки зрения. Однако нельзя отрицать тот факт, что

религиозное, этическое, сексуальное, политическое и другие

типы "обращенийэ оказывают глубокое и часто устойчивое вли-

яние на человека. Это влияние не ограничено убеждениями,

системами ценностей и жизненных стратегий, часто оно несет

эмоциональное и психосоматическое исцеление, изменения в

межличностных отношениях и исчезновение таких глубоко ко-

ренящихся привычек поведения, как алкоголизм и наркомания.

В этой связи я хотел бы также упомянуть яркий пример

терапевтических и трансформирующих возможностей необыч-

ных состояний сознания, а именно изменения, наблюдающиеся

у многих людей, подошедших близко к смерти. Психиатр Дэвид

Роузен провел беседы с одиннадцатью людьми, выжившими по-

сле попытки самоубийства в форме прыжка с моста "Золотые

ворота" и с моста "Залива" между Окландом и Сан-Франциско

(Rosen, 1973). Он воссоздал их жизненную ситуацию и пси-

хосоматическое состояние перед попыткой самоубийства, рас-

смотрел мотивацию, приведшую к такой трагической развяз-

ке, расспросил о переживаниях во время падения и действи-

ях по спасанию и изучил изменения личности и жизненного

стиля, произошедшие в результате этих переживаний.

Он обнаружил глубокие изменения у всех, кто остался в

живых после такой попытки. Это были поразительные эмоци-

ональные и психосоматические улучшения, активное наслаж-

дение жизнью, обнаружение духовных измерений существова-

ния или обновления прежних религиозных убеждений. Пере-

живания, приведшие к этим изменениям, включали в себя

падение и около десяти минут плавания в холодной воде (вре-

мя, в течение которого человека можно спасти; если в тече-

ние этого времени помощь не приходит, поток уносит челове-

ка в открытый океан, что означает верную смерть). Поскольку

несколько минут в холодной воде не могут привести к таким

глубоким трансформациям (это было вполне основателъно ис-

следовано и показано во времена домедикаментозной психиат-

рии), эти трансформации, очевидно, следует приписать пережи-

ваниям во время падения.

Нетрудно подсчитать, что падение с моста до поверхности

залива длится около трех секунд. Результаты трудно отнести

к воздействию шока. Хотя общий процент смертности при та-

ких прыжках составляет около 99%, большинство людей, с ко-

торыми беседовал Роузен, остались практически невредимыми.

Следовательно, захватывающие внутренние переживания, длив-

шиеся всего около трех секунд, порождали результаты, кото-

рых, возможно, не могли создать годы фрейдовского анализа.

Однако нужно иметь в виду, что в необычных состояниях созна-

ния субъективное переживание времени радикально изменя-

ется. В течение нескольких секунд человек может пережить

богатую и сложную последовательность событий, которая су-

бъективно длится долгое время или даже кажется вечностью

Танатолог Кеннет Ринг приходит к тем же выводам в своей

недавней книге "Напрпвляясь к Омегеэ. Он посвящает специ-

альный раздел книги изучению длительных эффектов пережи-

вания близости смерти (Ring, 1984). Среди этих эффектов -

возрастание самоуважения и уверенности в себе, способности

ценить жизнь и природу, личного статуса и материального до-

статка и возникновение универсальной духовности, выходящей