или опыт удушья, воспоминания об этих переживаниях игра-
ют роль связующего звена с этой областью.
Встреча со смертью при такой глубине самоисследования
может органически переплетаться с различными явлениями,
связанными с процессом биологического рождения. Встреча-
ясь с предсмертной агонией, люди одновременно переживают
родовые муки (как если бы они рожали или рождались). Кро-
ме того, многие физиологические и поведенческие составляю-
щие этих переживаний находят свое естественное объяснение
как производные процесса рождения. В этом контексте часто
встречается отождествление с плодом в утробе и переживание
процесса собственного рождения с очень специфическими и
достоверными подробностями. Стихия смерти может быть пред-
ставлена поочередным или даже одновременным отождествле-
нием с больными, дряхлыми или умирающими людъми. Хотя
полный спектр явлений этого уровня нельзя сводить к повтор-
ному переживанию биологического рождения, родовая травма
представляет собой, по-видимому, сердцевину этого процесса.
Поэтому я называю данную область бессознательного перина-
тальной.
Термин леринаиальный (perinatal) - составное гречес-
ко-латинское слово, в котором приставка peri означает "вок-
руг" или "поблизости", а корень natalis указывает на отноше-
ние к рождению. В медицине это слово употребляется для обо-
значения процессов, предшествующих родам, связанных с ними
или следующих непосредственно за ними (так, например, го-
ворят о перинатальной инфекции или перинатальном повреж-
деции мозга). В отличие от традиционного использования тер-
мина в акушерстве, здесь он будет применяться для обозначе-
ния психических переживаний. Современная нейрофизиология
отрицает возможность воспоминаний о рождении в силу того,
что кора головного мозга еще не миелинизирована. Однако не-
возможно отрицать наличие подпинных перинатальных пережи-
ваний; частота их возникновения и их огромная клиническая
значимость должны послужить поводом для пересмотра иссле-
дователями мозга своих теорий.
Связь между биологическим ро-ждением и перинатальными
переживаниями глубока и специфична. Это дает возможность
использовать стадии биологических родов для построения те-
оретической модели, позволяющей понять динамику перина-
тального уровня бессознательного и даже прогнозировать про-
цесс самоисследования на этом уровне,
Перинатальные переживания организованы в типичные
тематические группы, базовые характеристики которых эмпи-
рически связаны с анатомическими, физиологическими и био-
химическими аспектами определенных клинических стадий
рождения. Модель, основанная на этих стадиях, дает новое
понимание динамической архитектуры различных форм психо-
патологии и создает революционые возможности для терапии
(Grof, 1985).
Несмотря на свою тесную связь с биологическим рождени-
ем, перинатальный процесс выходит за рамки биологии и содер-
жит важные психологические, философские и духовные измере-
ния, так что здесь неуместен механистический редукционизм.
Имея дело с мощной динамикой перинатального процесса в ка-
честве переживающего данный процесс субъекта или в качестве
исследователя, человек глубоко вовлекается в него и может
увидеть в нем универсальный объяснительный принцип, одна-
ко в более широкой перспективе это может оказаться препят-
ствием, требующим преодоления. Модель процесса рождения
является мощным объяснительным принципом в рамках фено-
менов специфического уровня бессознательного. Когда же про-
цесс эмпирического самоисследования переходит к транспер-
сональным областям психики, необходимо использовать иные
представления.
Некоторые важные характеристики перинатального процес-
са ясно указывают, что этот феномен гораздо шире, чем про-
сто повторное переживание процесса биологического рожде-
ния. Клиническая работа с необычными состояниями сознания
показывает, что многие формы психопатологии имеют глубо-
кие корни в феноменах этого уровня. Эмпирическое пережи-
вание смерти и возрождения оказывает сильное терапевтичес-
кое воздействие на различные эмоциональные и психосомати-
ческие симптомы, связанные с травматическими последствиями
рождения как для ребенка, так и для матери. Однако оно име-
ет и трансперсональные измерения и ведет к глубоким изме-
нениям в системе представлений о мире, фундаментальной
иерархии ценностей и жизненных стратегий.
Эмпирическое переживание смерти и возрождения часто
связывается с экзистенциальным кризисом, в котором человек
серьезно пересматривает смысл собственной жизни и существо-
вания в целом. Этот кри.зис может быть успешно разрещен
только посредством внутренней связи с духовными измерени-
ями психики и глубинными ресурсами коллективного бессоз-
нательного. Возникающие в результате этого изменения лич-
ности и развитие сознания сравнимы с изменениями, описы-
ваемыми в контексте древних мистерий смерти и возрождения,
посвящений в тайные общества или так называемых "ритуа-
лов перехода". Таким образом, перинатальный уровень бессоз-
нательного представляет собой важную промежуточную об-
ласть между индивидуальным и коллективным бессознатель-
ным, или между традиционной психологией и мистикой.
Переживания смерти и возрождения, отображающие пери-
натальный уровень бессознательного, богаты и сложны. Собы-
тия, связанные с различными стадиями или аспектами биологи-
ческого рождения, как правило, перемежаются или ассоцииру-
ются с многочисленными мифологическими, мистическими,
архетипическими, историческими, социополитическими, антро-
пологическими или филогенетическими трансперсональными
переживаниями. Они проявляются в четырех эмпирических
структурах или сгущениях, связанных с клиническими стадия-
ми рождения ребенка.
Связь с переживаниями плода на стадиях биологического
рождения обеспечивает йзбирательный доступ к специфичес-
ким областям коллективного бессознательного, воплощающим
сходные состояния сознания. Для теории и практики эмпири-
ческой работы самопознания оказалось полезным постулиро-
вать существование четырех гипотетических динамических
матриц, управляющих процессами на перинатальном уровне
бессознательного. Они называются базовыми леринатамьны-
ми матрицпми (БПМ).
Помимо того, что эти матрицы обладают специфическим
эмоциональным и психосоматическим содержанием, они явля-
ются также принципом организации материала различных уров-
ней бессознательного. Различные аспекты биографического
уровня - насилие и жестокость, угрозы, разлука, боль, уду-
шье или, наоборот, состояния биологической и эмоциональной
удовлетворенности - тесно связаны со специфическими ас-
пектами БПМ.
Развертывание перинатального уровня часто сопровожда-
ется также трансперсональными переживаниями вроде архе-
типических видений Великой Матери или Ужасной Богини-
Матери, Рая, Чистилиша, Ада, отождествлением с животны-
ми, с опытом прошлых воплошений. Как и в случае связи СКО
и БПМ, связуюшим звеном между БПМ и трансперсональны-
ми феноменами оказываются сходные эмоциональные или
физические переживания.
БПМ имеют специфическое отношение к активности во
фрейдовских эрогенных зонах и к различным формам психо-
патологии (см. Приложение Б). Далее я опишу базовые пери-
натальные матрицы в последовательности соответствующих
стадий биологического рождения. Этот порядок редко воспро-
изводится в процессе глубинного самоисследования; здесь темы
различных матриц, как правило, образуют весьма разнообраз-
ные сочетания.
ПЕРВАЯ БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ
МАТРИЦА (БПМ I):
амниотическая Вселенная
Биологическая основа этой матрицы - опыт исходного симби-
отического союза плода с материнским организмом во время его
внутриутробного существования. Если не возникает каких-либо
помех, такая жизнь близка к идеальной. Однако различные
факторы физической, химической, биологической и физиологи-
ческой природы могут отрицательно повлиять на это состояние.
На более поздних стадиях ситуация может стать менее благо-
приятной также из-за размера плода, механического сжатия или
неудовлетворительной работы плаценты.
Перинатальный опыт может быть вновь пережит в конкрет-
ной биологической форме или в сочетании с различными симво-
лическими образами и другими феноменами, с которыми он свя-
зан. Отношение между индивидуальными стадиями рождения и
связанными с ними темами очень специфично, избирательно и
следует своей глубоко эмпирической логике. Отождествление с
плодом на различных стадиях процесса рождения, по-видимому,
обеспечивает избирательный доступ к темам трансперсональной
области, основанным на сходных эмоциональных состояниях или
психосоматических переживаниях. Одни из них выглядят как
последовательность архетипов, другие отображают ситуации из
коллективной памяти человечества или даже из "голографичес-
ких архивов природы", связанных с животным, растительным и
минеральным царствами.
Так, элементы безмятежного внутриутробного состояния мо-
гут сопровождаться или перемежаться переживаниями, для ко-
торых характерно отсутствие границ или препятствий (напри-
мер, переживаниями океанического сознания), или глубским эм-
пирическим отождествлением с различными водными формами
жизни (водорослями, медузами, рыбами, дельфинами, китами),