за пределы разделяющих претензий частных религиозных кон-
фессий. Это поразительно похоже на изменения в результате
"пиковых переживаний", которые описывал Абрахам Мэслоу
(Maslow, 1964).
История психиатрии содержит много примеров попытки ис-
пользовать мощные переживания для терапии. В Древней Ин-
дии, например, использовали нападение специально обученно-
го слона, который останавливался прямо перед пациентом. В
других случаях пациента помещали в яму с кобрами, у которых
были вырваны жала. Или организовывалось неожиданное па-
дение в воду, когда пациент переходил мост со специально обо-
рудованным механизмом. Для важных людей организовывали
ложный суд, приговаривавший их к смерти. Казнь почти при-
водилась в исполнение, и лишь в последний момент возвеща-
лось о помиловании (Hanzlfcek, 1961). Рассказывая об этом,
я не собираюсь рекомендовать реальные или сымитированные
ситуации угрозы жизни как терапевтическую стратегию для со-
временной психиатрии. Я лишь хочу проиллюстрировать наб-
людение, что психика содержит такие терапевтические и транс-
формирующие механизмы, возможности которых по своей ве-
личине не поддаются описанию ни одной традиционной теори-
ей психотерапии.
Психоделическая и холотропная терапия делает возможным
исполъзование терапевтического и трансформирующего потен-
циала мощных переживаний без того риска, который подразу-
мевается актуальным биологическим кризисом, или сложных
розыгрышей вроде тех, которые мы только что описали. Дина-
мика бессознательного, стимулированная соответствующими
неспецифическими техниками, спонтанно породит мощные пе-
реживания столкновения со смертью, сравнимые по терапевти-
ческому потенциалу с внешне индуцированными ситуациями.
Однако, чтобы подход такого рода мог быть принят академиче-
ской психиатрией, важно разъяснить механизмы драматичес-
ких изменений и представить их в контексте общей теории лич-
ности. Лишь наиболее поверхностные переживания и измене-
ния можно понять в рамках традиционного психиатрического
мышления. Большинство же из них требует не только пересмот-
ра концептуальных представлений психиатрии и психологии,
но и нового научного мировоззрения, новой парадигмы.
Интенсификация известных
терапевтических механизмов
Некоторые из терапевтических изменений, происходящих во
время психоделических и холотропных сеансов, можно объяс-
нить с точки зрения механизмов, описанных традиционной пси-
хотерапией. Однако даже в сравнительно поверхностных нео-
бычных состояниях сознания эти механизмы значительно ин-
тенсифицируются по сравнению со словесными процедурами,
В более глубоких холотропных состояниях мы обычно встре-
чаемся с механизмами терапевтического изменения, которые
еще не обнаружены и не признаны в традиционной психиатрии.
Необычные состояния сознания, как правило, значительно
изменяют отношение между сознательной и бессознательной
динамикой психики. Они ослабляют защиты и психологические
сопротивления. В этих обстоятельствах обычно не только воз-
никают подавлявшиеся воспоминания, но человек полностью
переживает эмоционально значимые события прошлого в со-
стоянии возрастной регрессии. Бессознательный материал мо-
жет также проявиться в форме различных символических пе-
реживаний, напоминающих сон и поддающихся расшифровке
с помощью фрейдовской техники интерпретации сновидений.
Проявление этого бессознательного содержания, которое ина-
че не было бы доступным, часто сопровождается значительными
эмоциональными и интеллектуальными прозрениями относи-
тельно природы психопатологических симптомов в межлично-
стных отношениях человека.
Терапевтические возможности проживания з'аново эмоци-
онально значимых эпизодов детства включают несколько важ-
ных моментов. Психопатология черпает свою динамическую
силу из хранилищ подавленной эмоциональной и психической
энергии. Этот факт впервые был описан Фрейдом и Брейером
в их исследовании истерии (Freud, 1936). Сам Фрейд впослед-
ствии преуменьшал значение этого фактора, и лишь известный
психоаналитический отступник Вильгельм Райх обнаружил те-
оретическое и практическое значение биоэнергетической дина-
мики организма (Reich 1949, 1961). В психоделической и холо-
тропной терапии высвобождение этих энергий и их перифери-
ческая разрядка играют очень существенную роль. Традиционно
такое высвобождение называют отреагированием, если это свя-
зано с определенным специфическим биографическим содержа-
нием. Разрядку более обобщенных эмоциональных и физиче-
ских напряжений обычно называют катарсисом.
Поскольку роль отреагирования и катарсиса в контексте
психоделической и холотропной терапии должна быть сущест-
венно пересмотрена, нужно уделить им некоторое внимание.
Терапевтические возможности эмоционального катарсиса были
известны уже в Древней Греции. Платон дал живое описание
эмоционального катарсиса в диалоге "Федрэ, говоря о ритуаль-
ном сумасшествии корибантов. Он отмечал значительные тера-
певтические возможности дикого танца под звуки флейт и бара-
банов, доходящего до исступления и завершающегося состояни-
ем глубокой релаксации и покоя. Предполагают, что сам Платон
был посвящен в Элевсинские мистерии, так что его описание,
по-видимому, основано на собственном опыте.
Другой великий греческий философ, ученик Платона, Ари-
стотель, впервые явно утверждал, что полное переживание и
высвобождение подавляемых эмоций является эффективным
средством против психических болезней. Аристотель полагал,
что хаос и неистовство мистерий в конце концов ведет к уста-
новлению порядка. Посредством употребления вина, средств,
усиливающих сексуальное возбуждение, и музыки посвящен-
ные переживают разгул страстей, за которым следует целитель-
ный катарсис (Croissant, 1932).
Механизм отреагирования, оиисанный Фрейдом и Брейером,
играл важную роль в представлениях раннего Фрейда о природе
терапии психоневроза, особенно истерии. По этим представле-
ниям невроз вызывается пережитой в детстве травматической
ситуацией в обстоятельствах, которые не допускают перифери-
ческой разрядки эмоциональной энергии, вызванной травмой.
Это создает области "застрявших", подавленных эмоций, Цель
терапии состоит в том, чтобы вернуть вытесненные воспоми-
нания в сознание в безопасной ситуации, создавая условия для
несостоявшейся ранее разрядки.
Позже Фрейд отказался от этих представлений, отдав пред-
почтение другим механизмам терапии, в особенности переносу
Под его влиянием в психотерапии сложилась точка зрения, что
отреагирование не способно вызвать устойчивые терапевтичес-
кие изменения. Однако предполагается, что оно все же являет-
ся возможным методом при работе с эмоциональными трудно-
стями, вызванными единичной значительной психотравмой,
вроде невроза участников войны или других подобных эмоци-
ональных расстройств.
С точки зрения психоделической и холотропной терапии ис-
ключение из психоанализа отреагирования в полъзу более тон-
ких и поверхностных механизмов и техник было ошибкой Фрей-
да. Исключительно словесный подход совершенно неадекватен
в работе с биоэнергетической ситуацией, лежащей в основе
психопатологии. Причина, по которой отреагирование не при-
водило к устойчивым терапевтическим изменениям, состояла
в том, что оно не было достаточно глубоким и радикальным
Чтобы отреагирование было полностью эффективным, тера-
певт должен содействовать его полному осуществлению. Час-
то это выводит за пределы биографической травмы психологи-
ческой природы, к воспоминаниям о физических событиях, уг-
рожавших жизни (детская пневмония, дифтерия, операции и
несчастные случаи, опасность утонуть), о различных аспектах
биологического рождения и даже к воспоминаниям о прошлых
воплощениях и других феноменах трансперсональной области.
Такое отреагирование может принимать весьма драматиче-
ские формы и вести к временной потере контроля, неукротимой
рвоте, удушающему кашлю, временной потере сознания (выпа-
дению) и другим подобным проявлениям. Это объясняет так-
же, почему отреагирование оказывалось эффективным в рабо-
те с травматическими неврозами, когда терапевт был готов к
тому, чтобы иметь дело с воспроизведением ситуаций, угрожа-
ющих жизни. Если же терапевт не готов - эмоционально или
из-за своих теоретических убеждений - к тому, чтобы иметь
дело с полным диапазоном феноменов отреагирования, он до-
пустит лишь его урезанные формы и уровни, что не приведет
к устойчивым результатам.
Хотя отреагирование и играет важную роль в холотропной
терапии, это лишь один из механизмов, приводящих к терапев-
тическим изменениям. Существуют важные дополнительные
факторы даже на уровне биографических травм. Человек, пере-
живающий полную регрессию в детство, к тому времени, когда
имела место определенная травма, буквально становится сно-
ва младенцем или ребенком. Это предполагает соответствую-
щий образ тела, примитивные эмоции, наивное восприятие и
понимание мира. Одновременно с этим он/она имеет доступ
к зрелому восприятию мира взрослого. Это делает возможным
интеграцию травматических событий посредством их энергети-
ческой разрядки, полного их осознания и оценки их с точки
зрения взрослого. Это особенно важно в тех случаях, когда не-