зрелость или неясность мировоззрения были важными элемен-
тами травмы. Факторы такого рода наиболее ясно описаны Гре-
гори Бэйтсоном в его теории "двойной связанностиэ (Bateson,
1972) и в работе Элис Миллер (MiIIег, 1985).
Интересный вопрос, касающийся переживания заново тра-
вмы детства, заключается в следующем: почему проживание
болезненной ситуации прошлого должно стать непременно те-
рапевтическим, а не травмирующим опять? Обычный ответ со-
стоит в том, что взрослый человек может встретить и интегри-
ровать переживания, с которыми он не мог справиться, будучи
ребенком. Кроме того, терапевтическая ситуация, с ее подцер-
жкой и доверием, резко отличается от ситуации в прошлом.
Это может служить объяснением для некоторых сравнитель-
но незначительных психологических травм. Для тех ситуаций,
когда травма велика, особенно когда имеет место угроза жиз-
ни или телу ребенка, в дело вовлекаются другие важные ме-
ханизмы.
Очень вероятно, что в ситуациях такого рода травматичес-
кое событие не было в действительности полностью пережито
в тот момент, когда оно происходило. Значительный психоло-
гический шок может вести к потере сознания и обмороку.
Можно предположить, что менее драматические обстоятельства
приводят к тому, что переживание вытесняется не полностью,
а частично. В результате событие не может быть психологиче-
ски полностью "переварено" и интегрировано и остается в пси-
хике диссоциированным, чуждым элементом. Когда оно появ-
ляется из бессознательного во время психоделической или
холотропной терапии, то оно не столько "проживается вновь",
сколько впервые переживается полностью, что делает возмож-
ным завершить и интегрировать его. Проблема "проживания
вновь" в сравнении с первым полным сознательным пережива-
нием травматического события обсуждается в специальной
статье ирландского психиатра Айвора Брауна и его сотрудни-
ков (McGee et al., 1984).
Последний традиционный терапевтический механизм, кото-
рый следует обсудить в этом контексте, - это перенос. В пси-
хоаналитически ориентированной терапии считается необходи-
мым, чтобы у пациента в процессе анализа возник невроз пере-
носа, состоящий в проецировании на терапевта целого спектра
эмоциональных реакций и установок, обычно возникающих в
детстве или младенчестве по отношению к родителям или ли-
цам, выполняющим их роль. Механизм терапии состоит в после-
дующем анализе этого переноса. В психоделической и холотроп-
ной терапии потенциал возникновения переноса в принципе
очень велик. Однако это оказывается скорее препятствием, не-
жели необходимым условием успешной терапии.
В отличие от словесной терапии, ситуация эмпирического
переживания создает человеку возможность в течение корот-
кого времени войти в первоначальную травмирующую ситуа-
цию и тем самым приблизиться к корням своей проблемы. Люди
довольно часто уже во время первого психоделического или
холотропного сеанса достигают регрессии к оральному уровню
развития, или переживают свое биологическое рождение, или
даже соприкасаются с трансперсональным миром. В этих усло-
виях появление переноса можно рассматривать скорее как про-
явление сопротивления по отношению к проживанию первона-
чальной травмы.
Для человека во многих случаях менее болезненно создать
искусственную проблему в терапевтических отношениях, про-
ецируя на них элементы первоначальной травмы, чем обратить-
ся к реальной проблеме, что может быть гораздо более опус-
тошительным. Задача терапевта в таком случае состоит в том,
чтобы вернуть внимание пациента к интроспективным процес-
сам, поскольку лишь это обещает эффективное разрешение
проблемы. Когда терапевтическая работа проводится таким об-
разом, становится очевидным, что перенос - это защита, име-
ющая целью уйти от перегруженной проблемы прошлого посре-
дством создания менее угрожающей и в большей степени подда-
ющейся унравлению псевдопроблемы в настоящем.
Другим источником переноса может быть значительный де-
фицит эмоциональных контактов в детстве. В таком случае па-
циент ищет в терапевтическом процессе анаклитического удов-
летворения, не пережитого в детстве. Лучшее разрешение этой
проблемы - терапевтическое использование физического кон-
такта. Хотя это очевидным образом нарушает фрейдовское та-
бу, наложенное на физическое прикосновение, это не увеличи-
вает, а уменьшает проблемы переноса, и этот терапевтический
эффект вполне очевиден. Проблематику физического контак-
та во время холотропных сеансов мы обсуждали в одной из
предыдущих глав.
Возможности психоделической и холотропной терапии не
сводятся к интенсификации известных терапевтических меха-
низмов. Этот подход создает доступ к множеству других могу-
щественных и радикальных терапевтических и трансф'ормиру-
ющих механизмов, которые еще не обнаружены и не признаны
западной академической психиатрией. Далее я опишу наибо-
лее важные из них.
Динамические слвиги в системах,
управляюших психикой
Многие драматические изменения, возникающие в результате
психоделических или холотропных переживаний, можно объяс-
нить динамическим взаимодействием бессознательных сгуще-
ний, несущих функцию управляющих систем. Мы уже говорили
о наиболее важных системах такого рода, описывая картогра-
фию психики. Системы конденсированного опыта (СКО) орга-
низуют важный эмоциональный материал на биографическом
уровне. Базовые перинатальные матрицы (БПМ) выполняют ту
же функцию по отношению к накопленным в психике пережи-
ваниям перинатального уровня. Существует также болъшой
спектр динамических матриц, связанных с различными типа-
ми трансперсональных переживаний.
В эпизодах необычных состояний сознания динамические
управляющие системы определяют контекст переживаний че-
ловека. Система, определяющая переживания заключительного
периода в сеансе, более тонким образом определяет восприя-
тие себя и среды, эмоциональные реакции, ценности и даже
различные психосоматические функции человека после сеан-
са. В соответствии с эмоциональной природой мы можем раз-
личить негативные управляющие системы (негативные СКО,
БПМ-II, БПМ-III, негативные аспекты БПМ-1, негативные транс-
персональные матрицы) и позитивные управляющие системы
(позитивные СКО, позитивные аспекты БПМ-1, БПМ-IV и по-
зитивные трансперсональные матрицы).
Общая стратегия психоделических и холотропных сеансов
состоит в том, чтобы уменьшить эмоциональный заряд негатив-
ных систем, обеспечить сознательную интеграцию появляюще-
гося болезненного материала и способствовать эмпирическо-
му доступу к позитивным динамическим системам. Более спе-
цифическая тактика заключается в том, чтобы структурировать
окончание каждого индивидуального сеанса таким образом,
чтобы психологический гештальт, проявившийся на сеансе, ус-
пешно завершился и был интегрирован. Проявляющиеся клини-
ческие состояния человека - это не общее выражение всего
его бессознательного материала. Оно в большей степени зави-
сит от настройки динамической системы, которая выделяет оп-
ределенный аспект психики и выдвигает его на передний план,
Человек, настроенный на различные уровни негативных
матриц, воспринимает себя и мир пессимистически, в той или
иной степени переживает эмоциональный и психосоматичес-
кий стресс. Человек, находящийся под влиянием позитивной
динамической системы, пребывает з состоянии эмоциональ-
ного благополучия и оптимального психосоматического фун-
кционирования. И в том и в другом случае качественные осо-
бенности состояния зависят от того, какой уровень психики
активизирован, от типа динамической матрицы и природы вов-
леченного в ситуацию бессознательного материала.
Человек, находящийся под влиянием определенной СКО,
конкретнее - под влиянием определенного ее уровня, будет
воспринимать себя и мир с точки зрения ее ведущей темы и
вести себя таким образом, чтобы в текущей ситуации воспроиз-
водились первоначальные травмирующие элементы. Это могут
быть родители или другие авторитеты, братья и сестры, сексу-
альные партнеры, различные специфические ситуации и другие
элементы. Динамическое влияние СКО привносит в жизнь чело-
века архаические и анахронические элементы. Роль СКО в че-
ловеческой жизни и связанные с этим механизмы подробно рас-
сматриваются и иллюстрируются клиническим материалом в
моей книге "Облисти человеческого бессознптельногоэ.
Под влиянием позитивных аспектов БПМ-1 (амниотическая
вселенная) человек видит мир необыкновенно прекрасным,
сияющим, безопасным и питающим. Он глубоко сознает духов-
ные и мистические измерения бытия и переживает чувство еди-
нства со всем и причастности ко всему. Жизнь представляется
Божественной игрой, которой можно полностью довериться.
Негативные аспекты БПМ-1 вносят элемент психотического ис-
кажения. Неопределенность границ из мистической и экстати-
ческой превращается в пугающую. Испытуемый чувствует угро-
зу нападения демонических сил, испуган и часто чувствует себя
отравленным. В этом состоянии мир пугает своей неопределен-
ностью и вызывает панику и паранойю.
Начальная фаза БПМ-II (космическое поглощение) очень
похожа на негативные аспекты БПМ-1. Это естественно, по-
скольку начало процесса рождения представляет собой фун-
даментальное и необратимое нарушение внутриутробного со-