стояния. Единственное различие состоит в ощущении механи-
ческой ловушки и клаустрофобии, характерных для БПМ-II и
отсутствующих в БПМ-I. Под влиянием полностью разверну-
той БПМ-II (безвыходность, или ад) мир представляется без-
надежным местом, исполненным абсурдного, бессмысленного
сострадания, или игрой безжизненных роботов. Человек пере-
живает глубокое чувство вины или отождествляется с ролью
беспомощной жертвы.
Под влиянием БПМ-III (борьба смерти и возрождения) чело-
век переживает огромное физическое и эмоциональное напряже-
ние и, как правило, сталкивается с проблемой контролирования
разрушительных и саморазрушительных импульсов. Это может
быть связано с сильными садистскими или мазохистическими
фантазиями и наклонностями, сексуаЛьными нарушениями и
преобладанием демонических, извращенных и скатологических
тем. Мир представляется опасным местом - экзистенциальным
полем борьбы по закону джунглей, где каждому нужно быть
сильным, чтобы выжить и удовлетворить свои нужды.
Динамическое преобладание БПМ-IV (переживание смер-
ти и возрождения) характеризуется - если биологическое ро-
ждение не было осложнено тяжелой анестезией или другими
значительными нарушениями - переживанием физического и
духовного возрождения, омоложения и эмоционального обнов-
ления. Человек возбужден и полон энергии, но при этом со-
средоточен и умиротворен и воспринимает мир обновленными
чувствами. Он переживает радость жизни и обновленную значи-
мость обычных аспектов существования - природы, музыки,
пищи, секса, работы и человеческих отношений.
Трудно дать общее описание воздействия трансперсональ-
ных матриц, поскольку они очень разнообразны и создают бога-
тые возможности. В жизни человека может доминировать тема
предыдущего воплощения, позитивного или демонического
архетипа, фрагмент памяти предков, расы или филогенетичес-
кой памяти, шаманское чувство единства с природой, легкий
доступ к экстрасенсорному восприятию и многое другое.
Изменения в управляющем воздействии динамических мат-
риц могут произойти в результате различных биохимических
и физиологических процессов в организме или как реакция на
внешнее влияние физиологической или физической природы.
Многие случаи клинического улучшения могут быть объяснены
сдвигом от физиологического доминирования негативной дина-
мической системы к выборочному влиянию позитивной констел-
ляции. Такое изменение не обязательно означает, что бессозна-
тельный материал, лежащий в основе психопатологического со-
стояния, проработан. Это просто указывает на внутренний
динамический сдвиг от одной управляющей системы к другой.
Этот сдвиг, который может происходить на различных уров-
нях, мы будем называть трансмодуляцией. Сдвиг от одной био-
графической констелляции к другой можно назвать трансмо-
дуляцией СКО. Подобный сдвиг от доминирования одной пе-
ринатальной матрицы к доминированию другой можно назвать
трансмодуляцией БПМ. Наконец, трансперсональные трансмо-
дуляции состоят в сдвигах между динамическими системами
трансиндивидуальной природы. В зависимости от эмоциональ-
ного качества управляющей системы и соответствующих кли-
нических изменений мы можем говорить о позитивных, нега-
тивных и замещающих трансмодуляциях.
Типичная позитивная трансмодуляция происходит в две фа-
зы. На первой интенсифицируется доминирующая негативная
система, а затем следует внезапный динамический сдвиг к пози-
тивной. Однако если сильная позитивная система достаточно
доступна, она может доминировать в психоделическом или хо-
лотропном сеансе с самого начала. В этом случае негативная
система составляет фон. Сдвиг от оДной динамической системы
к другой не всегда ведет к клиническим улучшениям. Негатив-
ная трансмодуляцйя состоит в сдвиге от нейтральной или даже
позитивной ситуации к негативной, что ведет к появлению но-
вых клинических симптомов, которых ранее индивид не про-
являл.
Среди динамических сдвигов особый интерес представляет
замещающая трансмодуляция, то есть сдвиг от одной негатив-
ной системы к другой. Внешнее проявление этого внутрипси-
хического события состоит в качественном изменении психо-
патологии от одного синдрома к другому. В Некоторых случа-
ях это изменение может быть столь драматичным, что пациент
оказывается в иной диагностической категории. Хотя возник-
шее в результате этого состояние кажется совершенно новым,
тщательный анализ показывает, что его динамические элемен-
ты существовали в психике до того, как произошел сдвиг Дра-
матический пример сдвига от глубокой депрессии к истеричес-
кому параличу описан в моей книге "ЛСД-психотерапияэ
(Grof, 1980, Р. 219). Возможны также замещающие сдвиги от
одной позитивной системы к другой, однако их труднее разли-
чить, так как спектр негативных проявлений гораздо богаче, чем
спектр позитивных.
Терапевт, прибегающий к психоделической или холотроп-
ной терапии, должен быть знаком с описанными механизмами
и должен сознавать, что устойчивые изменения могут быть
следствием не только глубокой проработки бессознательного
материала, но и динамических сдвигов, меняющих перспекти-
ву переживаний человека.
Терапевтические возможности
процесса смерти и возрожления
Мощное эмпирическое переживание смерти и нового рожде-
ния может привести к драматическому смягчению эмоциональ-
ных, психосоматических и межличностных трудностей, кото-
рые ранее не поддавались психотерапевтической работе, сосре-
доточенной на постнатальном биографическом материале.
Негативные перинатальные матрицы оказываются хранилищем
эмоциональных и физических ощущений чрезвычайной интен-
сивности. Как описано в другой моей книге (Grof, 1985), они
являются потенциальным эмпирическим источником многих
психопатологических синдромов. Неудивительно, что значимая
работа на перинатальном уровне психики может повлиять на
широкий спектр психиатрических проблем. Глубокое пережи-
вание неомраченного внутриутробного существования и сос-
тояния космического единства (БПМ-1) обладает универсаль-
ными терапевтическими возможностями экстраординарной
силы.
Такие важные симптомы, как тревога, агрессия, депрессия,
страх смерти, чувство вины, садомазохистические тенденции,
общее эмоциональное и физическое напряжение или комплекс
неполноценности, по-видимому, коренятся в перинатальной об-
ласти бессознательного. Точно также патологический интерес
к различным физиологическим функциям или биологическому
материалу, различные психосоматические симптомы, странные
ипохондрические жалобы восходят к процессу смерти и возрож-
дения. Сюда относятся, например, обыкновенная головная боль
и мигрени, мышечные спазмы и боль в различных частях тела,
различные треморы и дискинезии. Среди физических симпто-
мов определенно имеющих перинатальное происхождение, -
сердечная недостаточность, тошнота и рвота, невротическое
чувство недостатка кислорода и удушья, психогенная астма и
менструальные спазмы.
Эмпирическая работа, затрагивающая перинатальные мат-
рицы, как правило, необходима, чтобы существенным образом
воздействовать на вытесняемую или, наоборот, преувеличен-
ную депрессию, ненависть к себе, саморазрушительные тен-
денции. Мощное проживание смерти и возрождения Эго прео-
долевает или значительно уменьшает суицидальные тенденции
и наклонности. Клиенты, пережившие опыт психологической
смерти и возрождения и/или чувство космического единства
обретают, как правило, негативную установку по отношению
к состояниям, вызываемым алкоголем и наркотиками. Уильям
Джеймс писал в свое время, что религиозное обр'ащение - луч-
шая терапия от алкоголизма ("лучшее средство от неудержи-
мого пьянства - религиозная неудержимость"). Важность глу-
боких духовных переживаний для преодоления алкоголизма
отмечал также К. Г. Юнг. Его известный рецепт "spiritus contro
spiritum" ( "дух против вина") стал философской базой наибо-
лее успешной программы борьбы с алкоголизмом - AA ( "A"o-
нимные алкоголики").
Жестокая агрессия, импульсивное поведение, нанесение
вреда самому себе, садомазохистические тенденции также в
значительной мере коренятся в переживаниях перинатально-
го уровкя. Активизация БПМ-III, как правило, вызывает у чело-
века сцены насилия, массового уничтожения, войны, садома-
зохистических оргий. Экстериоризация глубоких деструктив-
ных и саморазрушительных тенденций - один из наиболее
важных аспектов борьбы смерти и возрождения. При этом мо-
билизуется и разряжается огромная деструктивная энергия, в
результате чего наступает значительное уменьшение агрессив-
ных чувств и тенденций. Переживание психологического и
духовного возрождения (БПМ-IV) обычно связано с чувством
любви, сострадания и уважения к жизни.
Перинатальные элементы играют важную роль в динамике
различных тревожных состояний и фобий, в особенности клау-
строфобии, танатофобии и нозофобии. То же относится к симп-
томатике конверсионной истерии и определенным аспектам
неврозов одержимости. Многие сексуальн'ые расстройства и от-
клонения коренятся на перинатальном уровне психики и мо-
гут быть логично объяснены с точки зрения сексуальных ком-
понентов БПМ-III Это наиболее очевидно для импотенции,
неспособности достигнуть оргазма, менструальных спазмов,