болезненных вагинальных спазмов во время коитуса. Опреде-
ленные перинатальные детерминанты можно обнаружить в
патологическом интересе к биологическому материалу в сек-
суальном контексте - копрофагии, уролагнии и в садомазо-
хистических наклонностях. Глубокая и эффективная эмпири-
ческая проработка этих проблем всегда доводит по крайней
мере до уровня биологического рождения.
Необходимо отметить, что многие необычные состояния со-
знания, которые традиционная психиатрия рассматривает как
психозы, то есть как проявления психического расстройства
неизвестной этиологии, могут возникнуть в результате активи-
зации перинатальных матриц. Успешное завершение психоло-
гического процесса смерти и возрождения может привести к
значительным терапевтическим результатам, которые превос-
ходят все, что может быть достигнуто неразборчивым использо-
ванием подавляющей терапии (S. and К. Grof, 1986).
Терапевтические механизмы
трансперсонального уровня
Наиболее, может быть, интересные наблюдения холотропной
и психоделической терапии связаны с терапевтическими воз-
можностями трансперсональных переживаний. Во многих слу-
чаях специфические эмоциональные и психосоматические сим-
птомы коренятся в динамических матрицах трансперсональной
природы и не могут быть разрешены на уровне биографичес-
ких или даже перинатальных переживаний. Человеку необходи-
мо пережить драматический трансперсоналъный опыт, чтобы
разрешить такие проблемы.
Зачастую проблематичные эмоции или психосоматические
симптомы восходят к различным эмбриональным переживани-
ям. Они исчезают или в значительной степени смягчаются, если
человек вновь переживает различные внутриутробные травмы,
связанные с медицинскими проблемами матери, с попытками
аборта, эмоциональными кризисами матери во время беремен-
ности, отравлением плода или с ощущением своей нежеланно-
сти ( "плохая, отвергающая матка"). В таких случаях исполь-
зование физического контакта ( "терапия слиянием") может
быть особенно ценным (McCririck, n.d.).
В некоторых случаях проблема уходит своими корнями в
особые переживания из жизни предков человека и может быть
разрешена переживанием и интеграцией памяти предков. Иног-
да проблемы оказываются интериоризированными конфликта-
ми между семьями предков, и их необходимо решать на этом
уровне. Нередко встречаются значимые связи с расовой или
коллективной памятью (по К. Г. Юнгу), или же проблема ко-
ренится в эволюционном происхождении.
Особенно драматические изменения, относящиеся к эмоци-
ональному или психосоматическому состоянию и многим дру-
гим аспектам жизни человека, можно наблюдать в связи с опы-
том прошлых жизней. Иногда они возникают одновременно с
различными перинатальными переживаниями, иногда как само-
стоятельные эмпирические образы. Проблемы, связанные с кар-
мическим паттерном, исчезают, когда полностью вновь пере-
живаются травматические воспоминания и человек достигает
чувства прощения - он прощает или его прощают (см. далее
пример пациентов Денис Келси и Джоан Грант). Часто это про-
исходит одновременно с независимыми изменениями в жизни
и установках людей, которых испытывающий переживание
человек опознает как протагонистов кармического эпизода.
Бывают случаи, когда эмоциональный или психосоматиче-
ский симптом имеет под собой холотропный гештальт, вклю-
чающий различные нечеловеческие формы жизни - животных
на различных стадиях эволюционной лестницы Дарвина, и да-
же растения. Чтобы разрешить проблему такого рода, челове-
ку нужно допустить полное эмпирическое отождествление с по-
добным организмом (см. далее случай Мэрион и Марты), Час-
то симптомы, установки и поведение оказываются проявлением
архетипического образа. Иногда высвобождаемая энергия имеет
зловещее качество и воспринимается как "зло" самим испы-
туемым, а нередко и теми, кто присутствует во время сеанса.
Это состояние поразительно напоминает так называемую "одер-
жимость духами", и терапевтический сеанс во многом прини-
мает характер экзорцизма (согласно определению, принятому
католической церковью) или изгнания злых духов в примитив-
ных культурах (в качестве типичного примера см. ниже исто-
рию Флоры).
Два типа трансперсональных переживаний абстрактной и
весьма обобщенной природы заслуживают здесь специального
рассмотрения. Первый можно описать как отождествление с
Универсальным Разумом, Космическим Сознанием, или Абсо-
лютом. Второй - отождествление со Сверхкосмической и Ме-
такосмической Пустотой. Они обладают экстраординарными
терапевтическими возможностями, включая в себя механизмы,
находящиеся в метапозиции по отношению ко всем остальным.
Их трудно описать словами. Они могут привести к духовным
и философским прозрениям столь высокого'уровня, что все ос-
тальное получает новое определение и начинает выглядеть со-
вершенно иначе.
Трансперсональные переживания крайне важны и ценны.
По иронии судьбы, явления с такими огромными терапевтичес-
кими возможностями, с которыми в западной психиатрии не
может сравниться ничто, рассматриваются преимущественно
как патологические, и психиатрия пытается подавлять их ме-
дикаментозным путем. Терапевт, не способный принять их в
силу своих философских предрассудков, отказывается от тера-
певтических средств огромной мощности.
Лечение как движение к целостности
Как уже было сказано, терапевтические механизмы, действую-
щие в холотропной терапии, весьма разнообразны. Когда акти-
визируется психика и симптомы превращаются в поток опыта,
важные терапевтические изменения могут произойти в связи
с проживанием заново событий детства - с различными асле-
ктами и гранями перинатальной динамики, со многими различ-
ными типами трансперсональных феноменов. Возникает воп-
рос, не могут ли эти разные терапевтические события быть све-
дены к чему-то общему. Понятно, что эффективный механизм,
который мог бы объяснить столь разнообразные феномены,
происходящие на столь различных уровнях, должен быть чрез-
вычайно обобщенным и универсальным.
Обнаружение общего терапевтического механизма требует
совершенно нового понимания природы человека и радикально-
го пересмотра западного научного мировоззрения. Фундамен-
тальная черта этой новой парадигмы для психологии и для на-
уки в целом - это понимание того, что сознание - первич-
ное свойство существования, а не эпифеномен материи. В книге
"За пределами мозгп" я писал об этом новом видении ре-
альности, независимо возникающем в различных научных ди-
сциплинах, таких, как квантово-релятивистская физика, аст-
рофизика, теория информации и теория систем, кибернетика,
термодинамика, биология, антропология, танатология и совре-
менные исследования сознания. Здесь же я лишь вкратце опи-
шу то, что следует из этого нового мировоззрения для понима-
ния психотерапии.
Современные исследования ясно показывают, что люди об-
ладают странной и парадоксальной природой. В контексте тра-
диционного подхода механистической науки людей можно пред-
ставлять себе как отдельные ньютоновские объекты - сложные
биологические машины, состоящие из клеток, тканей и органов.
Однако недавние открытия подтверждают утверждения древ-
ней философии и великих мистических традиций, что люди яв-
ляются также бесконечными полями сознания, превосходящи-
ми пределы времени, пространства и линейной причинности
Это представление сходно с известным парадоксом частиц и
волн в отношении материи и света, описанном в принципе до-
полнительности Бора.
Эти два взаимодополняющие аспекта человеческой приро-
ды эмпирически связаны с двумя различными модусами созна-
ния, которые мы вкратце упоминали ранее. Первый можно на-
звать хилотропным сознпнием, подчеркивая ориентирован-
ность этого сознания на материю (греческое "hile" - материя,
"trepein" - двигаться в определенном направлении). Это со-
стояние сознания, в котором мы находимся в нашей повседне-
вной жизни и которое западная психиатрия рассматривает как
единственно нормальное и "законное", полагая, что в нем пра-
вильно отражается объективная реальность мира.
В хилотропном модусе сознания человек считает себя физи-
ческим телом с определенными границами и ограниченными
способностями восприятия. Мир представляется состоящим из
отдельных материальных объектов и обладает определенно
ньютоновскими характеристиками: время линейно, простран-
ство трехмерно, а все события соответствуют цепочкам причин
и следствий. Опыт в этом мире систематически подтверждает
ряд фундаментальных положений о мире, вроде следующих-
материя обладает плотностью; два обьекта не могут занимать
одно и то же место в пространстве; прошлые события необра-
тимы; будущие события недоступны непосредственному опы-
ту; человек не может быть более чем в одном месте одновре-
менно; человек может существовать только в одном измерении
времени; целое больше части; одно и то же не может быть ис-
тинным и неистинным в одно и то же время
В противоположность узкому и ограниченному хилотропно-,
му модусу, холотропный предполагает восприятие себя как
потенциально неограниченного поля сознания, имеющего дос-
туп к любым аспектам реальности без участия органов восприя-
тия. "Холотропный" буквально переводится как "стремящийся