к целостности" или "движущийся к целостности" (от греческих
слов "holosi - целое" и "trepein" - двигаться в определен-
ном направлении). Опыт в этом состоянии сознания предлага-
ет много интересных альтернатив ньютоновскому миру материи
с линейным временем и трехмерным пространством. Он систе-
матически подтверждает набор положений, кардинально отли-
чающихся от установочных положений хилотропного сознания:
плотность и дискретность материи - это иллюзия, порождае-
мая определенной "оркестровкой" событий в сознании; время
и пространство совершенно условны; одно и то же пространство
может в одно и то же время заниматься многими объектами;
прошлое и будущее всегда доступны и могут быть эмпирически
привнесены в настоящий момент; человек может воспринимать
себя в одно и то же время в разных местах; возможно в одно
и то же время воспринимать различные системы времени; мо-
жно быть одновременно и частью, и целым; одно и то же мо-
жет быть и истинным, и неистинным в одно и то же время; фор-
ма и пустота существования и несуществования взаимозаменя-
емы и т. д.
В человеческой психике эти два модуса находятся, по-види-
мому, в динамическом взаимодействии. Хилотропное сознание
привлекается элементами холотропного сознания, и, наоборот,
холотропные формы сознания обнаруживают тенденцию к про-
никновению в повседневное сознание. Средний "здоровый" че-
ловек обладает достаточно развитой системой психологических
защит от холотропных вторжений. Психопатологические симп-
томы психогенного характера могут рассматриваться как амаль-
гама или гибрид элементов двух модусов, интерпретируемые
как искажения общепринятого образа ньютоновской реалъно-
сти. Это отражает ситуацию, когда холотропные и хилотропные
элементы борются за поле опыта человека, что происходит, ко-
гда система защит ослаблена или холотропный образ особен-
но силен.
Важно понимать, что в хилотропной модальности можно
воспринимать только настоящий момент и данное местополо-
жение ("здесь и теперь") в феноменальном мире общеприня-
той реальности и ее изменение от мгновения к мгновению. Это
все, что мы можем воспринять в хилотропном модусе созна-
ния. Кроме того, природа и объем сегмента материального мира,
который мы можем воспринять, решающим образом зависит от
физических характеристик ньютоновского мира и от свойств
органов восприятия. В отличие от этого, в холотропном состоя-
нии сознания человек потенциально имеет эмпирический дос-
туп ко всем остальным аспектам феноменального мира в на-
стоящем, прошлом и будущем, так же как и к тонким причин-
ным мирам и к Абсолюту.
Некоторые из этих холотропных переживаний - когда они
происходят в полном сознании - интерпретируются челове-
ком в терминах "обладания" с точки зренин тела-Эго: мое дет-
ское воспоминание, мое рождение, мое эмбриональное разви-
тие, мое зачатие, воспоминание из жизни моих человеческих
или животных предков, моя прошлая жизнь или эпизод из моей
будущей жизни. Другие переживания определенно принимают
форму встречи с чем-то, что является, очевидно, иным, нежели
тело-Эго при всем его расширении. Примером этого может быть
опыт телепатической связи с другим человеком или животным,
анимистиче"кое общение с растениями и даже элементами
неживой природы, встреча с внеземными сущностями или ра-
зумами. Третья возможность - это полное эмпирическое
отождествление с различными аспектами мира без интерпрета-
ции в духе обладания. Примером может быть медиумический
опыт, отождествление с растениями или животными, пережи-
вание неорганических объектов или процессов, коллективные
или расовые воспоминания по Юнгу и др,
Области, которых может достигнуть холотропное сознание,
не ограничиваются материальным пространственно-временным
миром. Оно простирается за пределы границ ньютоновской
реальности во всех отношениях и обеспечивает доступ к нео-
бычным измерениям реальности. Сюда относятся, например,
астральные миры невоплощенных сущностей, мира сверхчело-
веческих существ, преисподняя и небеса, населенные блажен-
ными божествами и демонами, мир юнговских архетипов и
различные мифологические и легендарные миры. Удивительно
обнаружить, что динамические силы, лежащие в основе пси-
хопатологических симптомов, - это холотропные гештальты,
представляющие собой различные царства феноменального
мира. Однако во многих случаях симптомы явно основываются
на элементах необычных реальностей. Часто в динамической
структуре определенной проблемы участвуют факторы того и
другого рода.
Психогенный симптом представляет собой гибрид хилотроп-
ного существования и холотропной темы, пытающейся проник-
нуть в сознание. Человек не способен подавить бессознатель-
ный материал, но он также не дает ему полностью войти в со-
знание и быть интегрированным. Хилотропное постижение мира
в чистой форме не создает никаких проблем. Точно также и
холотропные переживания вполне приемлемы и даже желатель-
ны, если только они происходят в безопасном контексте, KOI-
да человеку не приходится иметь дело с внешней реальностью.
Лишь труднопостижимое переплетение того и другого порож-
дает психопатологию.
Карл Прибрам, с которым я обсуждал эти представления в
связи с голографической моделью Вселенной и мозга, предло-
жил интересную аналогию. Человек, плывущий в океане далеко
от берега, имеет дело исключителъно с миром волн, и он не
должен беспокоиться, как бы они не были велики. Тот же че-
ловек может залезть на высокую скалу на берегу и иметь дело
исключительно с миром твердых форм. С этим то же не воз-
никает никаких проблем. Трудности представляет лишь погра-
ничная линия, где смешиваются два мира и ни один из них не
может переживаться по своим собственным законам.
Однако эта аналогия нуждается в некотором уточнении. Как
хорошо известно из субатомных исследований современной фи-
зики, материальный мир, рассматриваемый с хилотропной точ-
ки зрения, также не есть мир форм, обладающих плотностью.
Вселенная по своей сушности является вибрирующей динами-
ческой системой. Гносеологический анализ процесса восприя-
тия в хилотропном модусе также разбивает мир твердых нью-
тоновских обьектов на систему субъективных восприятий,
связанных с различными сенсорными модальностями. Так что
аналогией здесь может быть соперничество двух телевизион-
ных каналов, Передающих программы с различными характе-
ристиками по одной и той же телевизионной сети.
Если мы понимаем психопатологию как интерференцию
холотропного и хилотропного модусов сознания, мы приходим
к новой психотерапевтической стратегии. Человеку предлага-
ется техника, индуцирующая необычное состояние сознания и
обеспечиваюшая доступ к холотропной модальности. При этом
холотропная тема, лежащая в основе симптомов, автоматически
вплывает в сознание. Различные аспекты симптомов, казавши-
еся странными и непостижимыми, внезапно обретают четкий
смысл как производные лежащего в их основе холотропного
гештальта. Как я уже отмечал, это может быть биографическое
воспоминание, последовательность событий во время биологи-
ческого рождения или трансперсональный опыт. Полное созна-
тельное переживание и интеграция материала, который ранее
был бессознательным, поглощает симптом, и человек возвраща-
ется к хилотропной модальности повседневного сознания. Важ-
ной характеристикой холотропной терапии является то, что ка-
ждый терапевтический эпизод такого рода заставляет челове-
ка воспринимать жизнь все более мистически
Техники, обеспечивающие доступ к холотропному модусу
сознания в терапевтических целях, весьма разнообразны - от
медитации, самоисследования с помощью гипноза, биологичес-
кой обратной связи, эмпирической психотерапии и трансовых
танцев до психоделических веществ. Однако необходимо под-
черкнуть, что не все необычные состояния сознания обеспе-
чивают доступ к холотропной модальности. Что касается психо-
активных веществ, то это относится только к действительным
психоделикам, таким, как ЛСД, псилоцибин, мескалин, ибога-
ин, гармалин, производные триптамина (диметил-, диэтил-,
дипропил- и метоксидиметилтриптамин) и основанные на ам-
фетамине эмпатогены (МДА, ММДА, 2С-Б, МДМА, известный
как "Адам" или "Экстазэ). Многие другие вещества, влияющие
на сознание, вызывают тривиальные делирии, характеризующи-
еся путанностью, дезориентацией и амнезией, а не холотроп-
ным изменением сознания. Подобные состояния делирия свя-
заны также с множеством физических болезней и расстройств.
Поскольку понимание изложенных абстрактных описаний
терапевтических механизмов, связанных с холотропным моду-
сом сознания, может быть нелегким" я приведу несколько кли-
нических примеров. Первый из них касается регрессивной гип-
нотерапии, проводимой Джоан Грант и Деннисом Келси. Одна-
ко эта ситуация характерна для многих случаев, которые мы
наблюдали в холотропной и психоделической терапии. Джоан
Грант - француженка, обладающая необычной способностью
восстанавливать в аутогипнотических состояниях эпизоды,
представляющиеся ее прошлыми жизнями. Она опубликовала
много книг, основанных на результатах этих кармических само-
исследований ( еКрылатый фараонэ, "Жизнь Карояыэ, "Глп-
за Горп", cТак был рожден Моисейэ и др.). Хотя она намерен-