дней и затронуть в некоторых случаях эмоциональные и психо-
соматические состояния, сохранявшиеся в течение многих лет.
Посколъку они явным образом связаны с терапевтическим сеан-
сом и его специфическим содержанием, причинная связь между
холотропной процедурой и результатами не может вызвать ни-
каких обоснованных сомнений.
В отличие от этого, динамика симптомов в большинстве ти-
пичных вербальных психотерапевтических подходов растяги-
вается на много месяцев или лет. На такой значительной вре-
менной шкале изменения происходят настолько медленно, что
их трудно оценить. Сомнительной также является причинная
связь между тем, что происходит на психотерапевтических се-
ансах, и имеющими место изменениями. Вполне возможно, что
изменения отражают спонтанную динамику симптомов и что
они происходили бы без всякой терапии. Кроме того, они мо-
гут быть вызваны множеством событий, происходящих в жиз-
ни пациента за столь длительное время. Такова, во всяком слу-
чае, позиция многих известных критиков психоанализа (Еуе-
senk and Rachman, 1965).
Среди изменений, которые мы наблюдали во время наших
рабочих семинаров, были прояснения хронических депрессий,
драматические освобождения от состояний тревоги и фобий,
исчезновение головных болей, менструальных спазмов, различ-
ного рода психосоматических болей. Часто встречается также
облегчение общих мышечных напряжений, раскрытие биоэнер-
гетических блокировок в полости носа, в горле, груди, в брюш-
ной полости, в области таза, в матке и прямой кишке.
В некоторых случаях энергетическое разблокирование со-
провождалось освобождением от хронических инфекций в этих
областях - вроде синусита, фарингита, бронхита или цисти-
та. По-видимому, энергетические блоки связаны с вазоконтрик-
цией (сжатием сосудо"). Недостаток кровотока и его составля-
ющих, играющих важную роль в защите организма от инфекции
(белые кровяные клетки и различные антитела), ведет к тому,
что ткань или тот или иной орган не могут защититься от бакте-
рий, Когда блокировка исчезает, человек, как правило, отме-
чает тепло и поток энергии в соответствующей области. При
этом хронические инфекции исчезают в течение нескольких
дней.
Это указывает на то, что холотропная терапия в будущем
может играть важную роль как дополнение при лечении мно-
гих состояний, которые прежде относились к чисто медицинс-
кой области. Я уже отмечал ранее, что мы видели на наших
семинарах несколько случаев драматического выздоровления
от болезни Рейно. Трудности периферической циркуляции в
руках исчезают после освобождения от энергетических блоков
в соответствующих областях.
Наши наблюдения относительно психогенной астмы заслу-
живают здесь специального упоминания. Можно было бы пред-
положить, что техника, основанная прежде всего на интенсив-
ном дыхании, не может служить средством для астматиков; од-
нако это не совсем так. Хотя астматики поначалу и относятся
к сеансам со страхом и предубеждением, нам приходилось
наблюдать значительные улучшения после нескольких холот-
ропных сеансов у нескольких больных. Иногда люди, страдав-
шие от ежедневных приступов, практически забывали о них
на несколько месяцев или лет. Необходимое условие для ра-
боты с астматиками - хорошее сердечно-сосудистое состоя-
ние, поскольку сеанс предполагает значительный эмоциональ-
ный и физический стресс.
Холотропные сеансы с астматиками раньше или позже
вызывают астматические симптомы. Когда дыхание становит-
ся затрудненным, помощнику необходимо перейти к фокуси-
рованной работе с телом и добиться полного отреагирования,
когда дышащий выражает себя голосом, различными движени-
ями, кашлем и другими возможными способами. Как только
дыхательные пути открываются, ему следует вернуться к ин-
тенсивному дыханию. Это повторяется до тех пор, пока интен-
сивное дыхание не перестает вызывать дыхательных спазмов.
По завершении необходимого объема работы такого рода ды-
хательные пути остаются постоянно свободными и наступает
устойчивое улучшение.
То, что в психоделической и холотропной терапии значите-
льные результаты достигаются в течение нескольких дней или
даже часов, кажется невероятным терапевтам, привыкшим к
чисто вербальным техникам и не учитывающим перинатального
и трансперсонального уровней психики. Чтобы отнестись серь-
езно к таким утверждениям, нужно представить себе глубину
и интенсивность переживаний, возникающих в эмпирических
формах терапии. Психологическое переживание смерти может
быть настолько убедительным, что его трудно отличить от реаль-
ных биологических опасностей и биологической угрозы жизни;
эпизоды психической дезорганизации выглядят как сумасше-
ствие, полная потеря контроля может длиться несколько ми-
нут; человек задыхается, долгое время находится в треморе,
молотит конечностями по всему вокруг себя. Интенсивность
подобных переживаний трудно передать словами; это нужно
пережить или, по крайней мере, видеть своими глазами.
Хотя результаты эмпирической терапии могут быть в отдель-
ных случаях весьма драматическими, ее не следует рассмат-
ривать как панацею, гарантирующую быстрые и впечатляющие
результаты в каждом конкретном случае. Одни люди могут по-
лучить исцеляющие и изменяющие жизнь переживания, дру-
гие же будут двигаться медленно и постепенно. Это особенно
касается тех, чья жизнь представляла собой сплошную цепь
разочарований и неудач. Если, например, человек пережил в
качестве плода нахождение в так называемой "плохой матке ",
а затем трудные и сложные роды и эмоциональные трудности
и лишенность поддержки в детстве, психоделическая или хо-
лотропная работа поставит его перед длинной вереницей травм
с небольшим количеством позитивных, питающих пережива-
ний. В такой ситуации важно систематически использовать
физический контакт для постепенного создания "эго" и не
ожидать немедленных терапевтических результатов.
Другой трудностью эмпирической терапии могут быть спе-
цифические тупики. Они возникают в ситуациях, когда раз-
решение проблемы в принципе возможно, но требует крайне
напряженных переживаний определенного рода, с которыми
человек не может или не хочет сталкиваться. Такого рода бло-
ки различны у различных людей. Это может быть страх психо-
логической смерти (смерти "эго"), страх потерять контроль,
страх сумасшествия. Или это может быть нежелание пере-
жить значительную физическую боль, удушье или иные фор-
мы физического дискомфорта. Такого рода проблемы, как пра-
вило, проявляются и в обычной жизни человека в форме спе-
цифических страхов или симптомов: "Все, что угодно, но уж
от рвоты я удержусь", "Для меня важнее всего контролировать
себя в любых обстоятельствах", "Однако только мысль о боли
в лице сводит меня с ума" и т. д. В подобной ситуации терапе-
вту необходимо определить природу тупика и помочь человеку
преодолеть психологическое сопротивление, мешающее ему
принять переживание.
Я уже говорил, что эмпирическая психотерапия с пациен-
тами, имеющими значительные психические нарушения и под-
вергавщимися психиатрической госпитализации, требует осо-
бых мер предосторожности. Нужен опытный ведущий и гаран-
тированная постоянная поддержка в случае необходимости.
Если же эти условия соблюдаются, результаты могут быть очень
обнадеживающими. Техники и терапевтические принципы, опи-
санные в этой книге, можно успешно применять в случае глу-
боких трансперсональных кризисов ("духовных опасностейэ),
принимаемых традиционной психиатрией за психоз - психи-
ческую болезнь неизвестной этиологии (S. and К. Grof, 1986).
Терапевтические возможности и достижения психоделичес-
кой и холотропной терапии нелегко сравнивать с тем, что воз-
можно в традиционных подходах. Значительные расхождения
в принципиальных научных и философских предпосылках за-
ставляют рассматривать каждое из этих ответвлений терапии
в собственных рамках. Традиционная психотерапия использу-
ет сравнительно слабые техники самоисследования, такие, как,
свободные ассоциации или психотерапевтические интервыо,
которые малоэффективны для проникновения в бессознатель-
ное. Однако и концептуальные рамки этой терапии ограниче-
ны биографическим уровнем, и задача сводится к тому, что-
бы, работая с постнатальным биографическим материалом, об-
легчить симптомы и улучшить приспособляемость человека к
условиям его жизни.
Психоделическая и холотропная терапия дает несравнен-
но более эффективное средство доступа к бессознательной ча-
сти психики. Однако работа с этими техниками показывает,
что корни большинства эмоциональных и психосоматических
проблем лежат не на биографическом, а на перинатальном и
трансперсональном уровнях. Цель их состоит не в том, что-
бы вернуть освобожденного от симптомов человека к прежне-
му мировоззрению, системе ценностей и стилю жизни. Этот
процесс предполагает глубокую трансформацию личности, пе-
реопределение многих аспектов его жизни. В какой-то момент
эта форма терапии естественно переходит в серьезный фило-
софский и духовный поиск, направленный на наиболее важные
вопросы существования. Когда это происходит, процесс ока-
зывается полностью открытым; духовный и философский по-
иск становится важным новым измерением жизни.
Стремление к более вознагражлаюшей