жизненной стратегии
Возможности улучшения качества переживания человеком
своей жизни выходят за пределы ослабления или исключения
психопатологии. В жизни многих людей, не страдающих явными
эмоциональными или психосоматическими симптомами и име-
ющих все внешние условия для хорошего существования, ока-
зывается мало смысла и свершений. Хорошим примером такой
ситуации является состояние, которое австрийский психиатр,
основатель экзистенциального анализа Виктор Франкл назвал
ноогенной депрессией (Frankl, 1956). Человек не страдает оче-
видными эмоциональными расстройствами, прекрасно функци-
онирует в личной и профессиональной жизни. Друзья и сосе-
ди завидуют ему, но сам он не видит смысла в своей жизни и
не спссобен получать удовлетворение от своих успехов. В дру-
гих же случаях люди, которые являются "нормальными" с точ-
ки зрения традиционных психиатрических стандартов, пережи-
вают существенные отклонения в различных областях своей
жизни и искажения восприятия, эмоций, мыслей и поведения.
Эмпирическая психотерапия и самоисследование способны
обнаружить факторы, лежащие в основе подобных отклонений
и дать возможность исправить положение. На биографическом
уровне это могут быть специфические травматические собы-
тия детства, вмешивающиеся в функционирование человека и
в определенные аспекты его межличностных отношений. Та-
кие факты хорошо известны в традиционной динамической пси-
хотерапии. Так, травматические переживания, связанные с ро-
дителями или заменяющими их авторитетами, могут наложить
свой отпечаток на все последующие отношения со старщими
или вообще наделенными авторитетом людьми. Сложности в
интимных эмоциональных взаимодействиях с матерью или от-
цом могут создать постоянно возникающие проблемы с сексу-
альными партнерами. Отсутствие братьев и сестер, или сопер-
ничество с братьями и сестрами, или иные специфические про-
блемы в отношениях с ними могут в последующем привести к
трудностям со сверстниками - одноклассниками, друзьями,
сослуживцами, сотрудниками. Повторное переживание и инте-
грация травм, лежащих в основе жизненных проблем челове-
ка может оказать на него благоприятное воздействие,
Рсли эмпирическое самоисследование выходит за пределы
биографии и достигает перинатального уровня бессознательно-
го, человек, как правило, делает для себя значительное откры-
тие: он обнаруживает, что неподлинность его жизни не огра-
ничена определенными частичными аспектами, определяемы-
аи "специфическими детскими травмами"; сам подход к жизнн
и жизненная стратегия неправильны и принципиально искаже-
ны. Это тотальное искажение экзистенциальной перспективы
основано на том, что действия человека управляются на глу-
боко бессознательном уровне неразрешенной травмой рожде-
ния и связанным с ней страхом смерти. Это ведет к различно-
го рода беслолезным и вредоносным способам поведения и
лишает человека доступа к более позитивным и плодотворным
жизненным стратегиям.
Многочисленные наблюдения показывают, что доминирова-
ние одной из негативных перинатальных матриц создает у че-
ловека подход к жизни, который не только не приносит удов-
летворения, но оказывается в более длительной перспективе
разрушительным и саморазрушительным. Если психика нахо-
дится под влиянием БПМ-II, недостаточно сильным, чтобы
выразиться в проявленной психопатологии, человек оказыва-
ется в своей жизни пассивным, уступчивым, покорным. БПМ-
Ill в подобных условиях порождает так называемых "опьянен-
ных трудом", людей, склонных к бессмысленной суете и "кры-
синым бегам".
Динамика БПМ-III принуждает к следованию линейной
траектории, создает неослабевающее стремление к неким це-
лям в будущем. Поскольку в психике человека доминируют во-
споминания о болезненной ограниченности в родовом канале,
он никогда не переживает настоящий момент и данные обсто-
ятельства как полностью удовлетворительные. Мир и собствен-
ная жизнь всегда сосредоточены на том, чего не хватает, что
не удовлетворяет, что неправильно, выказывая в то же время
недостаток способности или полную неспособность ценить то,
что есть, наслаждаться этим и извлекать из имеющегося макси-
мум того, что можно извлечь. Важно подчеркнуть, что эта мане-
ра поВедения действует независимо от внешних обстоятельств
и не может быть изменена никакими достижениями. Человек
чувствует неудовлетворенность тем, как он выглядит, своими
способностями, достижениями, имуществом, известностью или
властью - независимо от того, какова реальная ситуация, и
часто это совершенно не соответствует мнению окружающих.
Как рождающийся младенец, переживающий болезненное сдав-
ливание в родовом канале, человек, находящийся под влиянием
БПМ-III, всегда борется за что-то иное, чем то, что он имеет в
действительности. Он ожидает разрешения проблем и получе-
ния удовлетворения от каких-то достижений в будущем.
Цели, которые фантазия предлагает такому человеку в ка-
честве несомненных источников будущего счастья, могут лег-
ко быть поняты как суррогаты психологического совершения
биологического рождения, а также постнатального или прена-
тального удовлетворения и безопасности. Поскольку эти цели
являются всего лишь психологическими подменами, достиже-
ние их не может принести и не приносит истинного удовлет-
ворения. Стратегия, основанная на динамике БПМ-III, - это
всегда стратегия проигрыша, независимо от того, достигаются
ли цели, поскольку она основана на ложных предпосылках и
не приводит к предполагаемым результатам.
Неудача в достижении специфической цели, от которой ожи-
далось удовлетворение, усиливает обманчивое представление,
что счастье зависит от внешних факторов. В таком случае че-
ловек, как правило, предполагает, что если бы он достиг успеха,
все было бы иначе. Когда же цель бывает достигнута, то это
зачастую не приносит ожидавшегося психологического резуль-
тата. Но и это обычно не приводит к пониманию того, что стра-
тегия, связывающая счастье с успехом провалилась, что она
была неправильно выбрана. Возникающая неудолетворенность
приводит к возникновению новых планов или планов еще бо-
лее грандиозных. Наиболее важная характеристика стратегии,
чреватой поражением, состоит в том, что она отказывается це-
нить имеющееся и сосредотачивается на воображаемых про-
ектах будущего.
В таком умонастроении другие люди воспринимаются как
соперники, а природа - чем-то враждебным, чем-то, что нуж-
но покорить и контролировать. Историческая первая ясная фор-
мулировка таких установок принадлежит Фрэнсису Бэкону,
определившему основы стратегии нового эмпирического мето-
да западной науки. 0 природе он говорил следующим образом:
"Природу следует загнать собаками, вздернуть на дыбу, изнаси-
ловать, ее нужно пытать, чтобы заставить выдать свои тайны
ученым, ее нужно превратить в рабу, ограничить и управлять
ею" (Васоn, 1870). Понадобилось несколько веков, чтобы по-
нять, что такого рода идеи опасны и в конечном счете разруши-
тельны и саморазрушительны. С развитием современной техно-
логии они оказываются прекрасным рецептом самоубийства для
планеты.
В общечеловеческом масштабе подобное умонастроение по-
рождает философию и жизненную стратегию, основанную на
силе, соперничестве и одностороннем контроле, восславляет
линейный прогресс и неограниченный рост. Материальная вы-
года и увеличение национального дохода рассматриваются как
основной критерий благосостояния и мера уровня жизни. Иде-
ология, экономическая и политическая стратегия, вырастаю-
щие из такого умонастроения, приводят человека к серьезно-
му конфликту с его собственной природой как живой систе-
мой и с фундаментальными законами Вселенной.
Поскольку все биологические организмы и системы крити-
чески зависят от поддержания оптимальных параметров, макси-
мализация в преследовании определенных целей - это неесте-
ственная и опасная стратегия. Во Вселенной, природа которой
циклична, такая стратегия требует необратимого линейного
движения и неограниченного роста. В перспективе это озна-
чает полное истощение невосстановимых природных ресурсов,
особенно ископаемых энергоносителей, накопление токсичных
отходов, загрязняющих воздух, воду и почву - все жизненно
важные условия поддержания жизни. Кроме того, этот подход
к жизни утверждает соперничество и дарвиновское "выжива-
ние наиболее приспособленных" как естественные и здоровые
принципы существования и неспособен к признанию необхо-
димости синергии и кооперации.
Когда человек оказывается способным преодолеть домини-
рование негативных перинатальных матриц и восстановить в
себе опыт позитивного симбиотического обмена с материнским
организмом во время нахождения в утробе, ситуация радикаль-
но меняется. Опыт взаимодействия с матерью в пренатальном
и раннем постнатальном периодах на уровне взрослого экви-
валентен отношениям человека с человечеством и со всем ми-
ром, будучи прототипом последнего. Тип и качество перина-
тальной матрицы, оказывающей влияние на психику человека,
в значительной мере определяет не только его внутренние су-
бъективные переживания, но и его отношение к другим людям,
к природе, к существованию в целом.
Когда человек в процессе глубинного самоисследования ле-
реживает коренной сдвиг от негативной перинатальной матрицы