пребыванием в невесомости в межзвездном пространстве или
в космическом корабле, находящемся на орбите. Картины при-
роды в ее лучших проявлениях безопасности и изобилия (При-
рода-Мать), также являются характерными и логически естест-
венными спутниками блаженного внутриутробного состояния,
Из архетипических образов коллективного бессознательно-
го, которые доступны в этом состоянии, можно выделить ви-
дения Царства Небесного, или Рая, в представлениях различ-
ных мировых культур. Архетипические описания Рая часто
содержат обширные открытые пространства: небо, сияющие
небесные тела - Солнце или звезды - и другие элементы и
характеристики астрономического космоса. Образы Рая в раз-
личных культурах часто связаны также с прекраснейшими
образами природы, с описанием красивых цветов, роскошных
фруктов, экзотических птиц, со сверканием золота, серебра и
драгоценных камней, струями фонтанов или потоков жизни.
Все подобные переживания имеют мистический оттенок,
Наиболее же сильным выражением священного и духовного
качества БПМ-1 является лереживпние космического един-
ства, мистического единения. Для подобных переживаний
характерно преодоление пространства и времени, охваченность
экстатическими чувствами (апомлонический, или океакичес-
кий экстаз), чувство единства всего существования, в кото-
ром отсутствуют все границы, и глубокое почтение и любовь
ко всему творению.
Патологические отклонения во внутриутробной жизни ас-
социируются с образами и переживаниями подводных опасно-
стей, загрязненных потоков, озер или морей, зараженной или
враждебной природы - ядовитой почвы, вулканической гря-
зи, промышленных отходов и свалок, пустынь и пустырей. Эти
образы вызваны тем, что большая часть внутриутробных откло-
нений связана с токсичностью плаценты или с недостаточным
питанием. Более грубые нарушения - опасность выкидыша
или попытка аборта - переживаются как та или иная форма
универсальной yrpoзы или связываются с кровавыми апокалип-
тическими видениями конца света.
Возможно также отождествление с солдатами, подвергши-
мися химическому нападению, смертниками в газовых каме-
рах, отравленными людьми или животными. Наиболее часто
встречающиеся архетипические образы - различные коварные
демоны, метафизические силы зла, злотворные астральные вли-
яния в мифологическом облачении различных культур мира.
На смену мистическому растворению границ, характерному для
блаженного внутриутробного существования, приходит их пси-
хотическое искажение и дезинтеграция всех знакомых и надеж-
ных структур, сопровождающаяся параноидальным страхом.
Позитивные аспекты первой перинатальной матрицы тесно
связаны с воспоминаниями о симбиотическом союзе с матерыо
при грудном вскармливании, с позитивными СКО, с воспомина-
ниями о моментах расслабления, удовлетворения, безопаснос-
ти, покоя ума и о наслаждении сценами природы и произведени-
ями искусства. Подобные избирательные связи осуществляются
также и с родственными позитивными трансперсональными
переживаниями. Негативные аспекты БПМ-1 связываются с
определенного рода негативными СКО и с соответствующими
негативными трансперсональными элементами.
Что касается фрейдовских эрогенных зон, позитивные ас-
пекты БПМ-1 связаны с биологическим и психологическим
состоянием, в котором нет напряжений в какой-либо из этих
областей и удовлетворены все частные влечения. Негативные
аспекты БПМ-1 имеют, по-видимому, специфическое отноше-
ние к тошноте и желудочно-кишечным расстройствам.
Я проиллюстрирую динамику перинатальных матриц запи-
сями своих учебных психоделических сеансов. В следующих
переживаниях (доза саставляла 300 микрограмм ЛСД) основ-
ное влияние оказывала БПМ-1. Мы неоднократно наблюдали по-
добные переживания во время сеансов холотропного дыхания.
Мне захотелось свернуться калачиком. Я начал как бы умень-
шаться в размерах. Я плавал в сияющей жидкости, окруженный
сверкающей прозрачной вуалью. Нетрудно было узнать в этом
состоянии глубокую регрессию, возвращение к состоянию плода
в утробе. Тонкое, но глубокое чувство блаженства и бесконеч-
ный мир - мир, превосходящий всякое понимание, - перепол-
няли мое существо. Странным и парадоксальным казалось то, что
я становился все меньше и меньше, уменьшаясь до полного ис-
чезновения, и вместе с тем как будто не имел границ и достигал
бесконечности.
Моя фантазия игриво предложила мне идею, что я - граци-
озная медуза, лениво плавающая в океане, мягко колышущаяся
в потоках воды. Отождествление, первоначально неуверенное, как
во сне, постепенно становилось все более и более реальным.
Появились примитивные, весьма убедительные филогенетические
ощущения; я пережил множество странных процессов, не имею-
щих ничего общего с обычными человеческими ощущениями. Это
постепенно стало переходить в отождествление с разного рода
рыбами и'водорослями, столь же подлинное и поразительное по
богатству биологических деталей.
Но одновременно со всем этим постоянно присутствовало
ощущение, что я плод, плаваюший в утробе и связанный с мате-
ринским организмом через пуповину и плаценту. Я ощущал слож-
ный и богатый обмен, происходивший между нами, частично би-
охимический и физиологический, частично эмоциональный и даже
телепатический. В какой-то момент мною завладела тема крови
как священной жизнедающей субстанции. Я чувствовал связь с
матерью через плаценту и ясно ощущал поток крови в артериях
и венах, прохождение кислорода и питательных веществ и уда-
ление продуктов метаболизма. Это перемежалось различными
архетипическими и мифологическими темами, сосредоточенными
вокруг значения крови и различных ее свойств. Внезапный сдвиг
на более поверхностный уровень принес также другой аспект
сходного переживания - подлинное отождествление с кормящим-
ся младенцем, где священной субстанцией было молоко.
И вдруг эти позитивные переживания были прерваны волна-
ми сильного физического и эмоционального дискомфорта и чув-
ством непонятной таинственной угрозы. Это состояние имело
определенный химический аспект - я чувствовал себя отравлен-
ным, больным, меня подташнивало. Ужасный вкус во рту чуть
не довел меня до рвоты. В то же самое время я чувствовал, что
мною овладели темные метафизические силы. Когда этот эпизод
демонического нападения закончился и поле переживания вновь
расчистилось, я вернулся к глубокому океаническому блаженству.
Я подумал, что моему внутриутробному существованию, навер-
ное, нанесло вред какое-то событие в материнском организме.
Затем океанические переживания сменились космическими. Я
чувствовал себя космонавтом, плавающим в безграничном косми-
ческом океане, связанным поддерживающим жизнь шлангом с "ко-
раблем-маткой", но одновременно с этим я оставался и зароды-
шем, Вселенная звезд и ясно очерченный в ней Млечный путь -
все эти миллионы галактик давали мне чувство невероятного
покоя и невозмутимости. Оно было настолько всеобъемлющим и
вневременным, что события любого рода и любого масштаба каза-
лись незначительными пустяками,
По мере того как сеанс подходил к концу, переживания вер-
нулись на Землю, однако чувство вневременности продолжалось,
приняв иную форму. Я стал секвойей, безучастно наблюдающей
течение тысячелетий, наподобие гигантской статуи Будды, непод-
властной суете и хаосу человеческой жизни с ее повторяющи-
мися циклами смерти и рождения. Как бы для того, чтобы под-
черкнуть незначимость размеров в мире сознания, переживание
превратило меня в колючую конусообразную сосну в горах Сьер-
ры, которая также живет тысячи лет.
Вернувшись к нормальному сознанию, я был полон почтения
к чуду жизни и дарам природы. Я видел много образов Матери-
Земли, питающей своих детей, - зеленые пастбища, поля ржи
и пшеницы, фруктовые сады, плодоносную долину Нила, земной
рай полинезийских островов.
ВТОРАЯ БАЗОВАЯ
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА (БПМ-II):
космическая поглошенность
и отсутствие выхода
Эта эмпирическая структура связана с началом биологического
рождения, с его первой клинической стадией. Первоначальная
гармония и равновесие существования плода здесь нарушают-
ся сначала предупреждающими химическими сигналами, а за-
тем механическими сокращениями матки. Когда эта стадия
полностью разворачивается, плод периодически сжимается
маточными спазмами. В это время система еще полностью зам-
кнута: шейка матки не раскрыта, выход недоступен. Посколь-
ку артерии, снабжающие плаценту, сложным образом прони-
зывают мышцы матки, каждое ее сокращение ограничивает
приток крови, а значит, кислорода, питания и тепла для заро-
дыша.
Конкретные воспоминания об угрозе, которую представля-
ет собой для плода начало родов, получают свое символичес-
кое соответствие в образах космического поглощения. Это
всеобъемлющее чувство возрастающей тревоги и ощущение
надвигающейся опасности для жизни. Источник этой опасно-
сти определить невозможно, так что восприятие мира стано-
вится параноидальным. Это может выразиться в убедительном
переживании отравленности, подверженности влиянию гипноза
или дьявольских козней, охваченности демоническими силами
или в представлениях о нападении инопланетян.
Для этой ситуации характерно видение спирали, воронки
или водоворота, неумолимо засасывающих человека в свой