к позитивной, у него значительно возрастает способность радо-
ваться жизни и интерес к ней. Первоначальный опыт безмяте-
жного пренатального существования и заботы, связанные с
этими матрицами, находятся во взаимосвязи с чувством удов-
летворения и вечности момента в настоящем. Когда эти пере-
живания пронизывают опыт повседневной жизни, становится
возможно получать интенсивное удовлетворение в каждый мо-
мент и в каждой обычной ситуации - от еды, простых челове-
ческих контактов, работы, секса, искусства, музыки, прогулок
на природе. Это в значительной степени уменьшает постоян-
ное стремление к сложным целям и ложным надеждам. При
таком умонастроении становится понятно, что мерой являет-
ся качество собственного опыта, а не количество достижений
или материальных благ.
Эти изменения сопровождаются спонтанным возникновени-
ем глубокого понимания экологии. Бэконианское отношение к
природе ( "Матери-природе"), описанное ранее, строится вокруг
опасных и антагонистических переживаний младенца во вре-
мя биологического рождения. Новые ценности и установки ото-
бражают симбиотический опыт плода во вре"я пренатального
существования и опыт младенца в симбиозе с матерью в началь-
ном периоде жизни. Синергия, взаимное питание и взаимодо-
полняемость автоматически сменяют установки на соперниче-
ство и эксплуатацию, характерные для старой системы ценно-
стей. Представление о человеческом существовании как борьбе
не на жизнь, а на смерть, за выживание в мире, руководимом
законом джунглей, уступает место новому видению жизни как
проявлению космического танца или божественной игры.
Значительно снижается уровень агрессивности; чувство
связи и фундаментального единства с миром ведет к сексуаль-
ной, политической, национальной, культурной, расовой терпи-
мости. В новом контексте различия перестают быть угрозой,
превращаясь в интересные и желательные вариации единой кос-
мической сети. Это новое видение мира ведет к "добровольной
простоте" (E 1giп, 1981), которая понимается как выражение
глубокой мудрости. Становится также очевидным, что единст-
венная надежда на политическое, социальное и экономическое
разрешение нынешнего всемирного кризиса может исходить
лишь из трансперсональной перспективы, преодолевающей без-
надежную психологию "они против нас", порождающую лишь
маятниковые сдвиги, состоящие в смене ролей угнетателей и
угнетаемых.
Важно подчеркнуть, что описанные изменения не должны
вызывать потери интереса к творческой деятельности В боль-
шинстве случаев имеет место противоположное. Поскольку чло-
век может располагать большей энергией, работа становится
более продуктивной, требует меньше усилий, если только он
находит ее совместимой со своей жизненной философией. В
некоторых случаях возможно оставление определенной деятель-
ности, если она оказывается неподходящей или если ее моти-
вация теперь кажется ошибочной.
Ключом ко всем этим изменениям является радикальный
сдвиг от эмоциональной и психосоматической настроенности на
динамику негативных перинатальных матриц к переживанию в
опыте позитивных элементов БПМ-1 и БПМ-1Ч. Подобные из-
менения не происходят или происходят в гораздо меньшей сте-
пени у тех людей, чей перинатальный и ранний постнатальный
опыт не содержит достаточного количества питающих эмоци-
ональных и биологических переживаний или преимуществен-
но травматичен ( "плохая матка" и "плохая грудь"). Для таких
людей движение в указанном направлении является медленным
и требует много времени. Среди прочих элементов оно нуждает-
ся в прямо анаклитическом удовлетворении во время регрес-
сивной терапевтической работы, обеспечивающем коррекцию
эмоциональной депривации и отверженности в раннем детстве
До сих пор я описывал возможности психоделической и хо-
лотропной терапии в коррекции негативных психологических
последствий травмы рождения. Однако данные эмпирической
работы содержат также важные указания по их предотвраще-
нию. Они в значительной степени поддерживают современные
попытки переориентировать акушерство от дегуманизирован-
ной технологии на понимание и учет биологических, психологи-
ческих и духовных измерений беременности и родов как крити-
ческих факторов, определяющих будущее челове"а и общества.
Психологическая и физическая гигиена беременности,хоро-
шая эмоциональная и соматическая подготовка к родам, роды
без насилия по Лебойе (Leboyer, 1975), рождение в воду по
Игорю Чарковскому (Sidenbladh, 1983), предоставление дос-
таточного времени для симбиотического контакта между мате-
рью и ребенком, возможностей осуществления их взаимной свя-
зи, кормление грудью - все это крайне важные факторы не
только для будущего отдельного человека, но, возможно, и для
будущего планеты. С другой стороны, возможность зачатия и
роста в специальных пробирках, замораживание зародышей,
вживляемых позже в матку, искусственное сохранение жизни
ребенка при внематочной беременности не всегда обеспечивает
условия для здорового психологического разрития ребенка. Ну-
жно провести как можно больше исследований, прежде чем
использовать подобные техники в массовом порядке.
Мы рассмотрели изменения в иерархии ценностей и жиз-
ненной стратегии, происходящие у человека в связи с прожи-
ванием перинатальной последовательности. Эти изменения
становятся более явными, устойчивыми и тонкими, когда че-
ловек эмпирически связывается с трансперсональным миром,
Если этап смерти-возрождения начинает процесс духовного
раскрытия, трансперсональные переживания открывают и под-
тверждают самыми различными путями, что глубинная динами-
ка человеческой психики в сущности своей духовна и что духов-
ность является важнейшим измерением мироздания. Важность
духовного и философского поиска в человеческой жизни мы
рассмотрим в следующем разделе.
Философский и луховный поиск
Когда самоисследование достигает уровня перинатальных и
трансперсональных переживаний, оно автоматически превраща-
ется в поиск ответов на основные духовные и философские воп-
росы существования. Человек соприкасается с важными транс-
персональными аспектами реальности, невоспринимаемыми при
обычных обстоятельствах. Когда сознание определенным обра-
зом изменяется - в спонтанных мистических переживаниях
или в психоделических и холотропных сеансах, - некоторые
из скрытых аспектов реальности проявляются как имманент-
но-божественное измерение феноменалъного мира, другие -
как трансцендентные области, радикально отличные от Вселен-
ной, в которой мы живем. Первое можно сравнить, пользуясь
аналогией из современной технологии, с возможностью увидеть
в цвете программу, которая ранъше была черно-белой, а вто-
рое - с возможностью переключиться на другие каналы и про-
граммы, которые ранее не были доступны.
Соприкосновение с духовными измерениями реальности
могут иметь смысл только для тех людей, которые могут связать
это с чем-то в своем предыдущем опыте. Без этого оно столь
же бессмысленно, как разговоры о цветах с дальтоником. Если
человек, который в прошлом заботился лишь о снятии эмоци-
онального и физического стресса и о достижении успеха, вне-
запно сталкивается с мирами перинатальных и трансперсональ-
ных феноменов, он обнаруживает, насколько важны фундамен-
тальные онтологические и космологические вопросы.
Кто или что создало эту Вселенную? Как она была созда-
на, и каким образом я связан с Творцом или творческим прин-
ципом? Кто я, откуда я пришел и куда иду? Какова общая цель
моей жизни? Есть ли другие уровни и миры существования,
столь же реальные, как наша Вселенная? Возможно ли, что
архетипические существа и мифологические царства имеют
свое собственное существование и значимым образом взаимо-
действуют с нашей реалъностью? Проходим ли мы через цепь
существований и связаны ли эти существования закономерным
образом? Если цепь воплощений является источником страда-
ния, есть ли знание и последовательность действий, ведущие
к освобождению? Вопросы такого рода, которые раньще рас-
сматривались как псевдофилософия, характерная для "прими-
тивных" культур, незрелых юнцов или умалишенных, внезап-
но видятся в новом свете.
Процесс эмпирического самоисследования не только выяв-
ляет реальность и важность этих вопросов, но также и обеспе-
чивает доступ к информации, которая может привести к разре-
шению этих фундаментальных загадок существования. Традици-
онные западные ученые любят принимать позу всезнайства и
объявлять всякие представления о духовности примитивными
суевериями, регрессивным магическим мышлением, недостат-
ком образования или клинической психопатологией. Механи-
стическая психиатрия и психология не способны провести раз-
личие между узколобыми догмат.ическими религиозными ве-
рованиями ведущих религий и глубокой мудростью великих ду-
ховных философских и мистических традиций, таких, как
различные системы йоги, кашмирский шиваизм, тибетская ва-
джраяна, дзен, христианский мистицизм, каббала, суфизм или
некоторые течения гностицизма.
Западная наука слепа к тому, что названные традиции яв-
ляются итогом многовековых исследований человеческого ра-
зума, сочетающих систематическое наблюдение, эксперимен-