Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 62 из 67)

сональный опыт. В качестве немногих примеров можно упомя-

нуть здесь великие готические церкви Европы.

Наиболее важные аспекты отношения между религией и

духовным опытом могут быть проиллюстрированы следующим

отчетом о сеансе человека - писателя по профессии, - при-

нявщего во время групповой работы амфетаминовые змпато-

гены МДМА и 2С-Б (Adamson, 1986); часть его переживаний

уже описывалась ранее.

Я как будто парил, отделенный несколькими слоями затума-

нивающей реальности, над огромным ревущим источником све-

та. По мере того как слои непонимания, ложных представлений,

иллюзий, общепринятости рассеивались, как разрежающийся ту-

ман, звук становился все громче и громче. Это было как шипе-

ние световой дуги в миллионы вольт, это был рев тысяч солнц,

это был звук вселенского огня. Когда картина прояснилась, это

оказался огромный круглый шар, вокруг которого я вращался. Он

сверкал - не белый, но сияющий первичным светом - с интен-

сивностью, которую хотелось назвать абсолютной.

Я знал - не на словах, а внутренним знанием, - что это ре-

вущее извержение было самой жизнью. Своим звуком и пульса-

цией оно пронизывало все живое, оно было источником кристал-

лического движения жизни. Оно предшествовало первоначально-

му звездному ядру, которое своим взрывом создало все, что

существует в нашей огромной распространяющейся - или пуль-

сирующей, в зависимости от вашей космологии, - Вселенной.

Оно протекало через меня. Я был связан с ним невероятной виб-

рирующей нитью, не только света, но и энергии.

Это был дорелигиозный опыт. Религия казалась отдаленным

поверхностным следствием пребывания в присутствии этого ис-

точника света. Духовность представлялась слабым отображени-

ем неистовства и мощи жизни. Это не просто вызывало благого-

вение, это было само благоговение. Это было не богоподобным,

но Божественным. Это не было хорошим, это было таким, каким

оно было; это был чистый Абсолют - не правильный, любящий

или милосердный, но то, чем оно было, и так, как оно было -

живая жизнь.

Конечно, каждый любит всякое живое создание; каждый чувст-

вует, что с творением все в порядке. Нет ссмнений, мы все еди-

ны. Но мы всего лишь часть огня жизни. Если бы этот источник

энергии, который протекает через нас, не существовал, не суще-

ствовали бы и мы. Любовь, духовность и мир вытекают из этого

опыта с той же определенностью, с какой вдох следует за выдо-

хом. Никаких особых свершений - это просто наша природа,

Существует множество доказательств того, что трансценден-

тальный импульс - наиболее жизненная и мощная сила в че-

ловеке. Может быть, именно систематическое отрицание и по-

давление духовности, столь характерное для современного за-

падного общества, вызывает отчуждение, экзистенциальную

тревогу, индивидуальную и социальную психопатологию, пре-

ступность, насилие и саморазрушителъные тенденции в совре-

менном человечестве. Усиливающийся интерес к различным

формам самоисследования, ведущим к духовному опыту, име-

ет в этом контексте очень важное значение.

Важность духовных поисков может быть рассмотрена с

точки зрения предлагавшейся ранее модели, аналогичной до-

полнительности частиц и волн в физике, модели двух модусов

сознания - хилотропного, ориентированного на материю, и

в полном соответствии со своими возможностями, важно при-

знавать оба аспекта своего бытия, культивировать их и уметь

с ними обращаться. На практике это означает внимание к своей

внутренней жизни и дополнение повседневной деятельности

фокусированным самоисследованием бессознательного и сверх-

сознательного. Это может быть достигнуто посредством меди-

тации, техник гуманистической и трансперсональной психоте-

рапии, участий в шаманских ритуалах, занятий трансом, с по-

мощъю сенсорной изоляции, психоделической работы под

наблюдением специалиста и рядом других средств.

На этом пути жизнь становится активным диалогом между

хилотропной и холотропной модальностями. Это можно рассматривать

как переформулировку идеи Карла Густава Юнга, что

наиболее настоятельная потребность людей - это потребность

обнаружить свою внутреннюю реальность посредством культи-

вирования символической жизни и потребность жить в актив-

ном, динамическом соприкосновении с коллективным бессозна-

тельным и самостью. Это дает возможность опираться на много-

вековые источники мудрости, кроющиеся в коллективной душе.

Человек, существование которого ограничено хилотропной

модальностью, даже если он свободен от проявленных клини-

ческих симптомов, то есть здоров с точки зрения традиционной

психиатрии, отрезан от этих внутренних источников и не спо-

собен на них опираться. Это ведет к хронической фрустрации

высших трансцендентальных потребностей и чувству несовер-

шенства. Холотропные переживания, получаемые в процессе

глубинного самоисследования, обладают внутренним терапев-

тическим потенциалом. Даже те, которые кажутся трудными

и болезненными по своей природе, будучи завершенными и

интегрированными, устраняют источники беспокоящих эмоций

и напряжений, которые иначе вмешивались бы в повседневную

жизнь. Экстатические и обьединяющие холотропные пережи-

вания устраняют чувство отчужденности, создают ощущение

принадлежности, наполняют человека силой, стремлением и

оптимизмом, увеличивают самоуважение. Они очищают чув-

ства и делают их способными воспринимать необыкновенное

богатство, красоту и таинственность существования. Пережи-

вание фундаментального единства со всем творением увеличи-

вает терпимость к другим, уменьшает уровень агрессивности,

совершенствует способности синергии и кооперации.

Обнаружение скрытых аспектов реальности и связанного

с ними вызова добавляет новые измерения к существованию.

Это делает жизнь богаче и интереснее и освобождает некото-

рые энергии, которые ранее были связаны в различных амби-

циозных предприятиях, направляя их на занятия самоисследо-

ванием. Повторяющиеся переживания трансперсонального ми-

ра могут оказать глубокое воздействие на человека. Они

преодолевают узость и ограниченность, характерную для

среднего западного человека, и дают возможность увидеть про-

блемы повседневности в космической перспективе.

Некоторые из переживаний, возникающих во время внут-

ренних поисков, столь интенсивны, что могут изменить предста-

вления человека о том, что он способен выдержать, с чем мо-

жет справиться, что может интегрировать в себе. Помимо того

терапевтического воздействия, которое происходит в самом

процессе, это изменение перспективы, контекста и критериев

оценки жизненных переживаний может стать важным качест-

вом жизни и трансформировать значение повседневного суще-

ствования.

Таким образом, возрастание интереса к духовности и внут-

ренним поискам - безусловно один из немногих обнадежива-

ющих факторов в нашем пробле'матичном мире. Если эта тен-

денция будет развиваться, внутренняя трансформация челове-

чества может стать значительной силой, способной остановить

современные самоубийственные тенденции к глобальной ката-

строфе, к которой мир движется с пугающей скоростью. Уско-

ряющееся соприкосновение новой науки и мистических тра-

диций "вечной философии" создает великолепные перспекти-

вы будущего всеобъемлющего мировоззрения, которое заполнит

пропасть между научными исследованиями и духовным поис-

ком. Эта новая парадигма сможет стать важным катализато-

ром эволюции сознания, которому предстоит играть роль кри-

тического фактора в сохранении жизни на нашей планете,

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Психоделики

в психотерапии

и самоисслеловании

Использование психоделических веществ для целительства,

предсказаний и общений со сверхъестественным и хтоничес-

ким мирами восходит к началу человеческой истории. С неза-

памятных времен растения и - реже - ткани животных, со-

держащие изменяющие сознание алкалоиды, использовались

для ритуальных и магических целей как в примитивных, так и

в высокоразвитых культурах в различных частях мира.

Психоделические растения и вешества

В китайской медицине сообщения о психоделических вещест-

вах появились по крайней мере три с половиной тысячи лет

назад. Легендарное божественное растение и напиток хаома

упоминается в древнеперсидской "Зенд-Авесте". Особый исто-

рический интерес представляет древнеиндийская сома, зане-

сенная в Индию арийскими кочевыми племенами и оказавшая

глубокое влияние на развитие религии и философии индуизма.

Сто двадцать стихов "Ригведы", посвященные соме, восхваля-

ют ее необыкновенные свойства и воздействие на почитателей:

их охватывал экстаз, и они оказывались "наполовину на земле,

наполовину на небе". Тело их становилось сильнее, сердца на-

полнялись мужеством, радостью и энтузиазмом, ум просвет-

лялся, и они обретали убеждение в собственном бессмертии.

Широко распространенным растением, обладающим психо-

делическими свойствами, является конопля. На Ближнем Вос-

токе, в Африке, Индии, Китае, Тибете, Северной и Южной Аме-

рике и в Карибском бассейне листья, цветы и смолу различных

ее разновидностей, таких, как, Cannabis sativa и Cannabis

indica, люди курили и принимали внутрь под различными наи-

менованиями - гашиш, киф, харас, бханг, гинджа, мариху-

ана, и делалось это для удовольствия, целительства и в ритуа-

льных целях. Конопля обеспечивала таинства столь разнообра-