ческом организме, являются производными важной аминокис-
лоты триптофана и химически близки к нейротрансмиттерам.
Поэтому они могут быть эндогенными психотомиметическими
веществами, могут порождаться метаболическими процессами
в теле и могут иметь отношение к биохимии психозов. К встре-
чающимся в природе производным триптамина относятся также
активные алкалоиды из мексиканских священных грибов -
псилоцибин и псилоцин, о которых уже говорилось.
Таким образом, современные химические исследования
определили природу большинства психоделических веществ,
игравших значительную роль в истории человечества. Тайной
осталась лишь ведическая сома - как ботанически, так и
химически. Кроме предположений Вессона о связи ее с мухо-
мором (Amanita muscaria), есть и другие, указывающие на
сходство с сирийской рутой (Peganum harmaIa), китайской
сосной (Ephedra sinica) и т. д. Весьма прискорбно, что уси-
лия антропологов, ботаников, фармакологов, химиков, психи-
атров и психологов, энтузиазм которых отличал психоделичес-
кие исследования 50 - 60-х годов, были резко прекращены,
прежде чем удалось разгадать некоторые из оставшихся тайн
психоделического мира, вызывающих научный интерес.
Недавняя дискуссия относительно метилендиоксиметам-
фетамина (МДМА), известного под названиями "Экстаз" или
"Адам", привлекла внимание психологов, психиатров, а также
непрофессионалов к широкой группе психоактивных вещестд,
имеющих молекулярную структуру, сходную с мескалином,
допамином и амфетамином. Большинство этих веществ, пред-
ставляющих интерес для психиатрии, являются полусинтетв"
ческими. Они не встречаются в природе в чистом виде, но иМ
химические предшественники и летучие масла содержатся а
мускатном орехе, шафране, американском лавре и других ра-
стениях. Наиболее известны из этих родственных амфетами-
ну психоделиков, или эмпатогенов, МДА (3,4-медилендиокси-
амфетамин), ММДА (З-метокси-4,5-метилендиоксиамфетамин),
ДОМ, или СТП (2,5-диметокси-4-метиламфетамин), ТМА (3,4,5-
триметоксиметиламфетамин) и 2С-Б (4-бромо-, 2,5-диметокси-
фенетиламин).
Кетамин гидрохлорид (кеталар, кетанест, кетаджет) - это
полностью синтетическое вещество, химически родственное
известному фенциклидину ( PCP, "ангельской пыли"), анестетику,
используемый в ветеринарной медицине и являющемуся опас-
ным психоделиком, используемым непрофессионалами. Несмот-
ря на химическое сходство с фенциклидином, кетамин значи-
тельно отличается по своему психоделическому действию. Он
производится фирмой "Парк-Девис" в качестве диссоциатив-
ного анестетика и считается одним из безопаснейших веществ,
вызывающих общую анестезию в хирургии. Первоначально его
назначали сотням тысяч пациентов, нуждающихся в немедлен-
ном хирургическом вмешательстве. Однако, несмотря на биоло-
гическую безопасность, его употребление резко снизилось, по-
скольку он вызывает так называемый синдром опасности -
необычные и весьма значительные изменения восприятия и эмо-
ций, переживаемые пациентами во время возвращения к нор-
мальному сознанию. Психиатрические исследования обнаружи-
ли, что кетамин является мощным психоделиком, который в
количествах, гораздо меньших, чем используются в хирургии,
может использоваться для психических исследований, обуче-
ния профессионалов и для терапевтических целей.
РИТУАЛЬНОЕ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ
использование психоделиков
Антропологи, исследовавшие ритуальное использование психо-
деликов в различных примитивных культурах, отметили широ-
кий спектр свойств, приписываемых этим веществам, в том
числе возможности определения болезней, эмоциональной или
психосоматической терапии, общения с миром духов, предков,
божеств и демонов, черную магию и ведовство, возвращение
к своим истокам, открытие экстрасенсорных каналов воспри-
ятия (телепатия, ясновидение, психометрия и астральная про-
екция), трансценденцию смерти с последующим исчезновени-
ем страха смерти, глубокие личные йзменения и омоложение,
общение с силами природы, с жизнью растений и животных,
укрепление социальных связей в группе и т. д.
Поскольку большинство из этих разнообразных феноменов
лежит за пределами концептуальных рамок традиционной за-
падной психологии и вообще научных представлений, неуди-
вительно, что западные ученые и просто образованные люди
принимали эти утверждения скептически. Однако лаборатор-
ные и клинические исследования психоделиков в 50 - 60-х го-
дах принесли неожиданные подтверждения верованиям прими-
тивных культур, подрывая вместе с тем многие фундаменталь-
ные предположения и предрассудки ньютоно-картезианской
науки.
Первым шагом в этом направлении было открытие того, что
основные психоделики не вызывают специфических фармако-
логических состояний (токсических психозов), а являются
неспецифическими усилителями психических процессов. Ис-
следование человеческой психики с помощью этих мощных
катализаторов несомненно показало, что биографическая мо-
дель психики, созданная фрейдовской глубинной психологией,
касается лишь самой поверхности психической динамики.
Чтобы охватить все необычные переживания и наблюдения в
психоделических состояниях, необходимо создать более обшир-
ную картографию человеческой психики. Эта картография,
описанная и иллюстрированная многими клиническими приме-
рами в первой части книги, может быть использована как объе-
диняющая понятийная схема, проливающая свет на богатый
мир психоделических наблюдений и приводящая их к общему
знаменателю.
Новая модель является настолько широкой, что охватывает
все - или почти все - феномены, описанные в различные ис-
торические периоды в разных странах мира при использовании
психоделиков. Различные культуры в различные моменты своей
истории акцентируют и культивируют определенные специфи-
ческие области переживаний или их сочетания. Так, например,
древние мистерии смерти и возрождения, как, скажем, элевсин-
ские мистерии, осуществлявшиеся в течение примерно двух
тысячелетий в Греции, концентрировались на глубоких транс-
формациях, связанных с перинатальной динамикой: встреча со
смертью, превосхождение ее и возникающие в результате этого
изменения в переживании собственной жизни, иерархии ценно-
стей и отношении к Космосу. Уоссон, Хофман и Рак в книге
"Дорога к Элевсину" собрали убедительные доказательства то-
го, что священный напиток кикеон, использовавшийся в элев-
синских мистериях, содержал производные спорыньи, химичес-
ки близкие к ЛСД (Wasson, Hoffman and Ruck, 1978).
Так называемые ритуалы перехода, существующие в разли-
чных примитивных культурах и знаменующие важные биологи-
ческие и социальные перемены, вращаются вокруг триады рож-
дения, секса и смерти. Они основываются на переживаниях,
характерных для третьей перинатальной матрицы: инициируе-,
мые переживают опыт психологической смерти и возрождения,
как правило, интерпретируемый как смерть в старой биологи-
ческой или социальной роли и рождение в новой. Так, в ритуа-
лах совершеннолетия юноши и девушки рассматриваются как
умирающие для роли детей и рождающиеся в качестве взрос-
лых. Кроме того, в символический контекст этих ритуалов раз-
личные культуры привлекают различные аспекты трансперсо-
нального мира, к примеру, космологические и мифологические
темы, утверждение в наследии предков, связь с тотемным живо-
тным, соучастие особых божеств или демонов и проч.
Обучение шаманов часто имеет своей кульминацией так
называемую шаманскую болезнь, в течение которой посвяща-
емый переживает различные элементы перинатальных матриц.
Процесс смерти-рождения принимает форму спуска в подзем-
ный мир, пыток, расчленения тела и уничтожения его демона-
ми и последующего возвращения в более высокий мир. Свя-
занные с этим трансперсональные переживания, как правило,
фокусируются на элементах природы - на глубокой связи с
космическими силами, животкыми и духами животных, с жиз-
нью растений и даже с неодушевленными объектами. Разви-
тие экстрасенсорных способностей, появление творческого
вдохновения и способности определять и лечить болезни яв-
ляются трансперсональными следствиями глубокого и хорошо
интегрированного переживания "шаманской болезни".
Другие ритуалы связаны с другими типами трансперсональ-
ных переживаний - такими, как общение с духами и одержи-
мость божествами, демонами и иными архитипическими суще-
ствами, целительство посредством духовных помощников или
животных, различные парапсихологические феномены и опыт
коллективного или расового бессознательного. Культурный и
социальный контекст и используемые техники создают изби-
рательные каналы, обеспечивающие доступ к различным уров-
ням и областям описанной ранее картографии. Переживание
глубокой эмпатии и значимой связи с другими, чувство при-
надлежности к группе часто наблюдаются после мощных пе-
ринатальных переживаний, так же как и связь с различными
типами трансперсональных сущностей.
Важно подчеркнуть, что описанные переживания в мисте-
риях смерти и рождения, ритуалах перехода, шаманской боле-
зни и других ритуальных ситуациях возникают как при исполь-
зовании психоделических веществ, так и при использовании !
мощных нефармакологических средств. Это подтверждает один
из важных тезисов нашей книги, а именно, что нет существен-