суальном и биографическом материале, более глубокое и зна-
чимое перинатальное измерение. Следствие этих взаимосвязей
в отношении различных форм сексуальной патологии детально
рассмотрены в моей книге "За пределами мозга: рождение,
смерть и трансценденция в ncuxomepanuu" (Grof, 1985).
Элементы демонизма могут на этой стадии представлять осо-
бую трудность как для пациента, так и для терапевта или помо-
щника.
Жуткая сверхъестественная природа подобных пережива-
ний часто вызывает нежелание иметь с ними дело. В этом кон-
тексте чаще всего появляются сцены шабаша ведьм (Вальпур-
гиева ночь), сатанинских оргий, черных месс или искушения.
Эти темы связываются с данной стадией родов причудливой
амальгамой смерти, извращенной сексуальности, страха, агрес-
сии, скатологии и искаженного духовного порыва.
Скатологический аспект процесса смерти и возрождения
имеет своим естественным биологическим основанием тот факт,
что на последней стадии родов плод может войти в близкое со-
прикосновение с фекалиями и другими биологическими продук-
тами. Однако переживания здесь намного превосходят то, что
новор.ожденный мог остро пережить во время родов. Пациент
может почувствовать себя копающимся в отбросах, ползущим
через канализационную трубу, валяющимся в луже нечистот,
пьющим кровь или мочу, отвратительно гниющим и разлагаю-
щимся. Это непосредственный контакт и потрясающая встреча
с самыми худшими аспектами биологического существования.
Элемент огня проявляется либо в своей обычной форме (как
наблюдение сцен сожжения или отождествление с жертвой),
либо в архетипической форме очищающего огня (пирокатар-
сис), который разрушает все испорченное в человеке, готовя
его к духовному возрождению. Это самый труднопостижимый
аспект символизма рождения. Соответствующим ему биологи-
ческим компонентом может быть, наверное, кульминационная
сверхстимуляция новорожденного беспорядочной "пальбой"
периферических нейронов. Интересно, что аналогичный опыт
выпадает на долю роженицы, у которой на этой стадии часто
возникает ощущение, что ее влагалище в огне.
Религиозный и мифологический символизм этой матрицы
тяготеет к темам жертвоприношения и самопожертвования,
Часто встречаются сцены ритуалов жертвоприношений из до-
колумбовой Америки, видения распятия и отождествление себя
с Христом, переживание связи с божествами, символизирую--
щими смерть и возрождение - Осирисом, Дионисом, Атисом,
Адонисом, Персефоной, Орфеем, Вотаном, поклонение ужас-
ным богиням Кали, Коатликуэ или Рангде. Сексуальные моти-
вы представлены эпизодами фаллических поклонений, храмо-
вой проституции, ритуалов плодородия, ритуального изнасило-
вания,. различными ритуальными церемониями первобытных
племен, включающих чувственные ритмические танцы. Класси-
ческим символом перехода от БПМ-III к БПМ-IV является ле-
гендарная птица Феникс, умирающая в огне и возрождающая-
ся из пепла.
Несколько важных характеристик отличает эти пережива-
ния от описанного ранее состояния безысходности. Здесь ситу-
ация не кажется безнадежной, и переживающий ее человек не
беспомощен. Он принимает активное участие в происходящем
и чувствует, что страдание имеет определенную направленность
и цель. В религиозном смысле эта ситуация больше похожа на
Чистилище, чем на Ад.
Кроме того, роль человека здесь не сводится исключительно
к страданиям беспомощной жертвы. Он - активный наблюда-
тель и способен одновременно отождествлять себя с той и с
другой стороной до такой степени, что иногда трудно бывает
понять, агрессор он или жертва. В то время как безвыходная
ситуация предполагает только страдания, переживание борьбы
смерти-возрождения представляет собой границу между агонией
и экстазом и слияние того и другого. Этот тип переживаний мо-
жно назвать дионисийским, или вулканическим экстазом, в от-
личие от аполлонического, или океанического экстаза космиче-
ского единства, связанного с первой перинаталъной матрицей.
Специфические характеристики переживаний связывают
БПМ-III с СКО, сформировавшимися из воспоминаний о ярких,
рискованных чувственных и сексуальных переживаниях - ав-
томобильных гонках, спуске на парашюте, увлекательных, но
опасных приключениях, борьбе, боксе, драках, битвах, изнаси-
ловании и сексуальных оргиях, об увеселительных аттракцио-
нах. Особая группа воспоминаний, связанных с БПМ-III, - это
близкий контакт с биологическими продуктами, включая не-
держание мочи и кала, обучение туалету, видение вытекающей
крови и расчленения тела на войне или при несчастном слу-
чае. Воспоминания о пожарах часто появляются в момент пе-
рехода от БПМ-III к БПМ-IV.
Что касается фрейдовских эрогенных зон, то эта матрица
связана с теми физиологическими отправлениями, которые при-
носят внезапное облегчение и релаксацию после длительного
напряжения. На оральном уровне это жевание и глотание пищи
или, наоборот, рвота; на анальном и уретральном - дефека-
ция и мочеиспускание; на генитальном - восхождение к оргаз-
му, а также ощущения роженицы на второй стадии родов.
Для иллюстрации феноменологии БПМ-III я использую за-
пись своего сеанса с высокой (300 микрограмм) дозой ЛСД.
Третья матрица доминировала в первые несколько часов сеан-
са. Продолжение этого сеанса будет описано в следующем
разделе.
Сеанс начался невероятным всплеском инстинктивных сил.
Волны оргиастических сексуальных чувств перемежались с агрес-
сивными всплесками необычной силы. Стальная ловушка угрожа-
ла задушить меня, но волны жизненной энергии гальванизиро-
вали и продвигали меня вперед. Вспышки красного цвета разных
оттенков, исполненные потустороннего ужаса, наводили на мысль
о власти крови, таин"твенным образом объединяющей человече-
ство через мглу веков. Я чувствовал себя связанным с метафизи-
ческим измерением жестокости разного рода - пыток, изнаси-
лований и убийств, но также и с тайной менструального цикла,
зачатия, рождения, смерти, кровного наследования и священных
уз братства, истинной дружбы и верности.
За всем этим стояло глубокое отождествление с борьбой мла-
денца за освобождение из объятий родового канала. Я чувство-
вал соприкосновение со странной силой, связывающей мать и
ребенка узами жизни и смерти. Инстинктивно, животом, я ощу-
щал как симбиотический аспект этого отношения, так и его огра-
ничивающую сторону, лишающую меня свободы и независимос-
ти. Я отметил странную "утробнуюэ связь между поколениями
женщин - бабушки, матери и дочери, - глубокую мистерию жи-
зни, из которой мужчины были исключены,
Сохраняя этот же фон, я отождествился с людьми, объединен-
ными высшей целью, - революционерами и патриотами всех вре-
мен, боровшимися за свободу против любых форм угнетения. В
какой-то момент я отождествился с Лениным, глубоко прочувст-
вовал его бескомпромиссную жажду освобождения масс от угне-
тения и огонь революции, горевший в его сердце. Братство! Равен-
ство! Свобода! Образы Французской революции, открывающихся
ворот Бастилии проносились в моем уме вместе с соответствую-
щими сценами из бетховенского "Фиделио". Я был тронут до слез
и чувствовал глубокое отождествление с борцами за свободу всех
времен и народов.
Ко второй половине сеанса содержание переживаний смести-
лось в сторону секса и жестокости. Яркие образы изнасилований,
садомазохистские сцены, сцены проституции и т. п. наполняли
мое сознание. Глубоко отождествляясь с участниками этих пред-
ставлений, сопровождаемых криками, я одновременно оставался
сторонним наблюдателем. Затем образные видения, частично пре-
вращаясь в арабески, создали вокруг меня непередаваемо соблаз-
нительную атмосферу гарема, Шахерезады, "Тысячи и одной но-
чи". Постепенно к этому добавился сильный духовный элемент,
и я почувствовал себя участником многочисленных африканских
церемоний, вавилонской храмовой проституции, древних ритуа-
лов плодородия, ритуальных оргий с групповым сексом где-то в
Новой Гвинее или Австралии.
Затем без всякого предупреждения наступил новый сдвиг. Я
почувствовал себя в неописуемо мерзкой грязи, тонущим в своего
рода архетипической выгребной яме, содержащей отбросы всех
времен. Ужасное зловоние пропитало меня насквозь, мой рот был
полон экскрементов, которые не давали мне вдохнуть. Я находился
в запутанном лабиринте канализационных систем всего мира, я
знал каждый люк и каждую канализационную трубу в любом
городе. Я пережил столкновение с худшими сторонами биологиче-
ской жизни - экскрементами, отбросами, гноем, разложением.
Среди всего этого эстетического ужаса мне пришла в голову
мысль: мои переживания - это типичная реакция взрослого
человека. Ребенок или собака чувствовали бы себя иначе. И есть
множество форм жизни бактерии, черви, личинки, - для кото-
рых эта среда была бы совершенно удовлетворительной. Я по-
пытался настроиться на такое восприятие и постепенно смог
получить даже странное удовольствие от того, где я находился.
(См. продолжение в следующем разделе.)
ЧЕТВЕРАЯ БАЗОВАЯ
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЫА (6ПМ-IV):
Переживание смерти и возрожления
Эта перинатальная матрица по смыслу связана с третьей кли-
нической стадией родов, с непосредственным рождением ре-
бенка. На этой - последней - стадии мучительный процесс
борьбы за рождение подходит к концу. Продвижение по родо-
вому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напря-