Российско-Немецкий дом
Министерства Образования и Науки
Российской Федерации
Славгородская средняя общеобразовательная школа
с. Славгородского
Славгородского района
Конкурсная работа «Мои этнические корни – 2008 год»
Тема: История моей семьи
Выполнила:
ученица 11 класса
Анастасия Энгель
Научный руководитель:
Кучинская Татьяна Геннадьевна, учитель
немецкого языка
Содержание
1. Введение.
2. Переселение немцев в Россию.
3. Первые немецкие колонисты на Алтае.
4. Образование и воспитание.
5. Обычаи и традиции российских немцев.
6. Одежда.
7. Особенности национальной кухни.
8. Интерьер немецкого жилища.
9. Из истории моей семьи.
10. Заключение.
11. Приложение.
12. Список использованной литературы.
«Во всех условиях нужно сохранить
то, чем жив дух человеческий»
Н.Рерих
Введение
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Я выбрала тему «Мои этнические корни. История моей семьи», потому что она для меня актуальна и интересна. Мне очень хотелось узнать, откуда мои родственники, куда они переселились и по какой причине. Как они жили раньше, чем занимались, какие у них были традиции, условия жизни, быт. Так же было интересно составлять генеалогическое древо. Жалко, что оно у меня небольшое, так как раньше была война, и многие сведения о моей семье не сохранились. В составлении древа мне помогали все родственники, вспоминали все вместе, каждый помогал, чем мог. Очень хотелось бы побывать в тех местах, где жили раньше мои родные! Я с удовольствием взяла в руки историю российских немцев и прочитала ее, так как мне было интересно узнать, почему они переселились в Россию, какие обычаи и традиции соблюдали. С большим интересом искала материал по данной теме. Ибо, кто не знает своего прошлого, для того нет будущего.
Переселение немцев в Россию.
Ко времени вступления Екатерины второй на престол перед Россией стояли очень важные задачи по укреплению международного авторитета страны. Для освоения полупустующих земель Поволжья, а позднее и Юга России необходимо было земледельческое население. Между тем помещики не горели желанием переселяться со своими крестьянами на окраину империи. Поэтому уже в год своего вступления на престол Екатерина II обратилась к привлечению иностранцев, которые были свободны от крепостного права, имели бы в связи с этим больше возможностей для быстрого развития своего хозяйства и должны были бы в последствие дать доход государству. Однако ее первый манифест от 4 декабря 1762 года остался без последствий, прежде всего потому, что он не гарантировал переселенцам надежного будущего.
22 июля 1763 года Екатерина II издала второй, более подробный манифест. Переселе6ние в Россию приняло большой размах. Большую роль в этом сыграли привлекательные условия манифеста и действие вербовщиков. Вербовка проходила в двух направлениях: непосредственно через вербовщиков русского правительства, проводивших ее при поддержке российских посланников и уполномоченных и через частных лиц (пригласителей - зазывателей, директоров). С последними русское правительство заключило договоры, в которых говорилось, что вербовщик обязывается за определенное вознаграждение склонить желающих к переселению в Россию. Активными вербовщиками были главным образом, французы, швейцары и бельгийцы. В январе 1764 года в г. Любеке была создана переселенческая служба, во главе которой стоял купец Кристоф Генрих Шмидт. Позже появились правительственные «комиссары» в Ульме (октябрь 1765 г, Карл Фридрих Майснер) и во Фракфурте-на-Майне (Йоганн Фациус). Их деятельность контролировал русский посланник при рейхстаге Священной Римской империи Германской нации Иван Смолин. В обязанность частных вербовщиков входил не только набор переселенце, но и их сопровождение по пути в Россию, устройство колоний на месте назначения и управление ими в дальнейшем.
Первые немецкие колонисты на Алтае.
Первые немецкие поселения на Алтае появились в 1890-х гг. Основной причиной переселения немцев на Алтай было малоземелье и высокая стоимость земли в Поволжье и на Украине. Переселенцы получали денежное пособие и ссуду, освобождались от несения государственных повинностей на три года и от налогов на пять лет. Наличие свободной и недорогой земли, льготы привлекли большое количество желающих переехать на Алтай. В Славгородском уезде в 1907 г. было основано 14 немецких поселений, в 1908 г. - 16, в 1909 г. - 16. К 1914 г. немецкое население в Славгородском уезде составляло более 17 тысяч человек.
К концу прошлого столетия в алтайской части Томской губернии уже определились основные районы немецкой "колонизации". Ими стали степные просторы Кулудинской степи и земли близ Змеиногорска. Пик немецкого переселения населения на Алтай приходится на 1907-1912 гг., именно в это время возникли многие населенные пункты, которые сохранились до сих пор: Гришковка, Подсосново, Полевое, Камыши, Орлово, Сереброполь и другие. К 1917 г. на этих землях проживало около 60-70 тысяч немцев. В годы Гражданской войны по немецким хозяйствам был нанесен серьезный удар. Лишь восстановление ранее нарушенных хозяйственных связей в период НЭПа позволило им "возродиться. В Славгородском уезде немецкое население в канун 1914 года насчитывало примерно 17.5 тысяч человек, из них 45.5% составляли меннониты, 40.5%-лютеране и 14%-католики.
Образование и воспитание
В немецких селениях Алтая большое внимание уделялось воспитанию детей, а, следовательно, и школьному образованию. После переселения на Алтай школьное здание, как и здание церкви или молитвенного дома, строили в деревне в первую очередь. Только в самых бедных деревнях не было школы. Обучение грамоте шло параллельно с религиозным образованием. Как правило, первый год или два после переселения, пока не было построено школьное здание, обучение производилось на дому у кого-либо из односельчан.
Обычаи и традиции российских немцев
В календарной обрядности немцев Алтайского края, как и немцев Сибири в целом, сочетаются древние языческие элементы. Основу календаря составляют, безусловно, церковные праздники. Все религиозные праздники отмечались в кругу религиозной общины. Устраивались праздничные молитвенные собрания и церковные службы. Из праздников, не имеющих никакой связи с христианским календарем, можно отметить лишь праздник по случаю убоя скота – "шлахфест" (Schlachfest). Считалось, что именно после этого праздника наступает зима. Шлахфест не имел точной даты. Этот праздник, завершающий осенний цикл обрядов, можно считать границей между осенью и зимою.
Рождество
Самым главным весенним праздником у немцев была Пасха (Ostern), которой предшествовала страстная неделя. В католических и лютеранских селах с четверга на страстной неделе переставали звонить колокола, и время в деревне объявляли группы подростков, ходившие по улицам с трещетками. За это они получали вознаграждение в страстную субботу. Страстной четверг носил название зеленого. В этот день обязательными были щи из крапивы. Пятница отмечалась строгим постом. В субботу пекли пироги и булки к Пасхе, красили яйца. В страстную субботу перед церковью разжигали костер, на котором сжигали соломенное чучело Иуды. Ночью по домам ходил хор молодых парней, исполнявший под окнами религиозные песни. Католики и лютеране утром смотрели, как восходит солнце. Специально за три недели немцы высевали зерно пшеницы или овса. В проросшую зелень рано утром на Пасху укладывали яйца. На Пасху одаривали детей. Считалось, что подарки им приносит пасхальный заяц.