Смекни!
smekni.com

Актуальность темы исследования. На рубеже XX xxi веков Россией переживается глубокий духовный кризис, связанный, в первую очередь, с нарушением преемственност (стр. 2 из 3)

- выявление социально-экономических и духовно-культурных предпосылок возникновения и эволюции лакового промысла;

- отслеживание основных тенденций и этапов развития культуры лакового искусства Федоскино в указанный период;

- установление основных черт и специфики искусства лаковой миниатюры Федоскино;

8

определение роли и значения историко-культурного наследия

лаковой миниатюры Федоскино в контексте развития русской

национальной культуры в целом;

- прогнозирование основных векторов развития лакового

искусства Федоскино в его исторической перспективе.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XVTH - XX вв., т.е. период возникновения, становления и эволюции лаковой миниатюры Федоскино.

Источниковая база исследования. Данные, затрагивающие вопросы истории лакового искусства Федоскино, содержатся в различных источниках - как опубликованных, так и архивных. Поэтому настоящее исследование включает в себя опубликованные документы и материалы13, а также впервые вводимые в научный оборот архивные материалы из фондов Государственного исторического архива Москвы (ГИАМ). Это фонды 16, 17 канцелярии Московского губернатора. В нём представлены указы губернатора, отчёты о состоянии губернии, сведения о фабриках и заводах, в том числе и лакового промысла Федоскино.

Богатый фактический материал для изучения влияния лакового промысла на экономику края содержит фонд Ф.16 об участии России в выставках, об открытии в Москве Всероссийской промышленно-

13 Ведомость о мануфактурах в России., за 1812 г. Табакерочные фабрики. Спб.,1814, 1816. XV; Описание Первой публичной выставки Российских мануфактурных изделий, бывшей в Санкт-Петербурге 1829. Изделия из битой бумаги. Отделение ХП, Спб.,1829; Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. - Вып. - 1880 -1902; Кустарь на выставке 1882. Пругавин B.C. Очерки кустарной промышленности России по последним исследованиям частных лиц, земств и комиссий. В. С. Пругавина. М, 1882; Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. - Вып. ГХ, отд. IV, 1883; Кустарная промышленность России. Разные промыслы в очерках А. С. Пиралова, А.Н. Леонтовича,...К. Бенни... и др. Т1-2. Спб,1913; Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 1917-1932. Народные художественные промыслы. М.,1986; Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. // Материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции // Академия художеств СССР. НИИ теории и истории изобразительных искусств.//Под ред.: М. А. Некрасовой, К. А. Макарова/. М.,1991.

художественной выставки в разные годы; Ф.17 по Московской губернии за 1845 до 1868 гг., в нём также представлены протоколы собраний, отчёты о деятельности выставочного комитета, художественного совета , фабричного производства, доклады участников собрания, проекты уставов, сведения за разные годы (с 1868 по 1917 гг.).

Большой интерес представляют материалы, находящиеся в хранении Государственного исторического архива Московской области (ГИАМО). Среди них есть статистические сведения о состоянии дел в производстве за 1950-1970 гг.; дела об избрании должностных лиц, постановления и указы о награждении и премировании.

В диссертационной работе также использовались основные историко-культурологические сочинения разного жанра: монографии14, обобщающие работы15, статьи и очерки16, диссертации17.

14 Василенко В.М., Артамонов М. Д. Федоскино к 25-ю Федоскинской артели художественных лаков. 1910-1935. М - Л. 1935; УхановаИ. Н. Русские лаки. Л., 1964; Василенко В. М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве X -XX вв. М: Сов. Художник, 1974; Чижов М. Среди миниатюристов. Записки федоскинского мастера. Л.: Художник РСФСР, 1982; Гуляев В. А. Русские художественные промыслы 1920-х г. Л, 1985; Жижина С. Г., Ремизова И. В. Русские художественные лаки XVTH-XX в.в. (ТИМ). М, б.г.; Супрун Л. Я. Лаковая миниатюра Федоскино. М.,1987.

15 Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л., «Художник РСФСР», 1961; Русские художественные промыслы. М.: Наука, 1965; Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Ч. I, II, Ш. [ Л., «Искусство», Ленингр. отд-ние, 1972]; Его же: Системный подход к комплексному изучению искусства // Методологические проблемы современного искусствознания. Л., 1980; Его же: Искусство в системе культуры: Сб. ст./АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. Секция по теоретическим проблемам культуры; Сост. и отв. ред. М.С. Каган. - Л.: Наука. Ленингр. отд.-ние, 1987; Большова СИ. Художественные промыслы времени Великой Отечественной войны и второй половины 1940-х годов. В кн.: Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность. М.,1991; Бадаева Т. А. Художественные промыслы: Теория и практика. М.,1992.

16 Пругавин B.C. Очерки о кустарной промышленности России. По исследованиям частных лиц, земств и комиссий. М., 1882; Врангель Н.Н., барон. Искусство и государь Николай Павлович. - Пг.,1915; Его же: Свойства века: Статьи по истории русского искусства / СПб.: Журнал «Нева», 2001; Стасов В. В. Статьи об искусстве. Т. 2. М.-Л.Д937; Темерин СМ. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М., «Советский художник», 1961; Лаврухина И. Свойства века: Статьи по истории русского искусства. СПб., 2001; Очерки современного искусства. М.,1975;

10 В периодических изданиях «Вестник», «Мытищинские родники»,

1 ft

«Аргументы и факты» и другие, имеются научно-популярные публикации, прямо или косвенно касающиеся информации о лаковом искусстве Федоскино.

Весь этот комплекс источников позволяет выделить основные этапы, характерные черты, динамику историко-культурологической эволюции изучения лаковой миниатюры Федоскино.

Методология работы. Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили основные принципы диалектико-логического анализа - принцип историзма, единства историко-культурологического комплексного исследования.

Теоретическая значимость и научная новизна работы заключается, прежде всего, в том, что впервые в современной отечественной науке произведена попытка комплексного историко-культурологическое исследования лаковой миниатюры Федоскино.

Семёнова Т. Народное искусство и его проблемы (очерки). Изд-во «Советский художник». М.,1977; Основы художественного ремесла (роспись по лакам, резьба и роспись по дереву, художественная обработка кости, рога и металла, керамическая игрушка). М.,1979; Культура и искусство России XVIII века: Новые материалы и исследования. Сб. статей / Гос. Эрмитаж; Науч. ред.: Б.В. Сапунов, И.Н. Уханова. Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1981; Советское декоративное искусство. 1917 -1945. Очерки истории. М.,1984; Рыбаков Б. А. Очерки русской культуры XVIII в. в 4-х т./ Гл. ред. Б.А. Рыбаков. М: Изд-во МГУ, 1985; Кирсанова P.M. Табакерка., ж.-л. «Родина». М.,1999.-№11.

17 Супрун Л.Я Профессиональные художники и народное искусство в России конца XIX - нач. XX в.: Автореф. дисс. ...канд. искусствоведения. М.,1971; Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х г. (Государственное руководство. Влияние города и роль творческой интеллигенции); Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1974; Зубова Т. Д. Изучение народного искусства в 20-х - 30-х гг. (В. С. Воронов, А. И. Некрасов, А. В. Бакушинский): Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М.,1977; Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство северорусских городов конца XVII - сер. XIX в.: Автореф. дисс. ...канд. искусствоведения. Л.,1985; Мамонтова Н.Н. Художественные ремёсла и промыслы Сергиев-Посада (XV - XX вв). (К проблеме возникновения и развития русских художественных промыслов): Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. М.,1998; Вильчик Н. Н. Развитие изобразительного искусства в условиях формирования отечественного художественного рынка на рубеже XX - XXI вв.: Региональный аспект. Автореф. дисс. ...канд. искусствоведения. Барнаул, 2002.

18 «Аргументы и факты». М., 2001. - №5.

11

В работе впервые:

- представлен комплексный анализ историко-культурных источников по проблемам искусства лаковой миниатюры Федоскино;

- вскрыта органическая связь исследуемого материала с художественно-историческим контекстом эпохи и социально-культурной средой обозначенного региона;

- показаны особенности основных этапов эволюции лаковой миниатюры Федоскино, а также ее историко-культурное значение;

- выявлены основные закономерности и тенденции в искусстве лаковой миниатюры Федоскина.

Практическая значимость работы заключается в том, что её содержание и выводы могут использоваться в дальнейшей научно-исследовательской работе, направленной на осмысление историко-культурного наследия лакового искусства Федоскино. Тема диссертационного исследования представляет интерес для специалистов в области истории, культурологии и эстетики, поскольку рассматривает лаковую миниатюру Федоскино как сложное и многоаспектное явление. Материалы исследования могут стать основой для разработки спецкурсов, чтения лекций по истории, культурологии, искусствознанию.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования отражены в опубликованных статьях, научных докладах, в выступлениях автора в межвузовских конференциях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры «Социально-культурного сервиса и культурологии» Московского государственного университета сервиса.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

12

Гл. I. Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.

§1. Лаковый промысел Федоскино в общекультурном процессе, вторая пол. XVIII - XX вв.

Процесс изучения источников о лаковой миниатюре Федоскино сдерживается ограниченным введением в научный оборот источников и отсутствием их системной характеристики, которая была бы доступна исследователям. На сегодняшний день историческая наука не располагает полным исследованием истории всей культурно-информационной среды изучаемой проблемы.