Смекни!
smekni.com

Актуальность темы исследования. На рубеже XX xxi веков Россией переживается глубокий духовный кризис, связанный, в первую очередь, с нарушением преемственност (стр. 3 из 3)

Выбор конкретного комплекса материалов в диссертационном исследовании обуславливается, во-первых, разной в них информацией, а ¦ во-вторых, недостаточной степенью разработки отдельных видов

источников. В этом отношении автором диссертации обращено внимание на уровень разрозненности, масштабы пробелов информации в разных источниковых комплексах.

Определением, что такое промысел, ремесло, кустарная промышленность занимались многие исследователи19.

Появление термина «промысел» и применение его к изучаемому явлению требует пояснения. Значение этого термина трактуется двояко. С одной стороны, промысел - это добывающее производство (в отличие от ремесла), и поэтому конкретно обоснованными являются понятия «лесные промыслы», «пушной», «соляной» или «горно-, металлургический» промысел.

19 Андреев Е. А. "Кустарная промышленность в России": Корсак А. О формах промышленности вообще и о значении домашняго производства в западной Европе и России. М., 1861. - Э. Вредень. Курс политической экономики, 2-е изд. С. 128-140. - А.Прилежаев. Что такое кустарное производство. Спб., 1882. - Н. Цытович. Кустарная промышленность в России. Киев, 1884. - г. Г. Мещерский и Модзолевский - в своде материалов по исследованию кустарной промышленности. Спб. 1872. - Исаев - в ж-ле «Русское слово»; Карамзин Н.М. История государства России. СПб., 1830. С. 294; Рыбаков Б.А. Очерки русской культуры XVIII в.: в 4-х т.

13

На рубеже XIX-XX вв., когда в обществе появилось представление о ручной работе как синониме высшего качества изделий, многие художественные промыслы обрели своё истинное значение в национальной культуре. Возросло значение индивидуальной деятельности мастеров. По этому поводу Е.Н. Андреев писал: «когда удовлетворены насущные надобности - выступают требования изящного»20, отчего и увеличивается спрос на ручную художественную работу.

В публикации Е. Андреева, посвященной исследованию кустарной промышленности говорится, что «...всякий промысел, как живое дело, видоизменяется по времени, по местности или по натуре своей, не утрачивая...своих существенных признаков...», которые, как полагает Андреев, состоят в том, «что, во-первых, - это промышленность обрабатывающая, во - вторых, что она не отрывает рабочих своих от сельскохозяйственных занятий...где жители, занимаясь каким-нибудь обрабатывающим промыслом, имеют в своём распоряжении землю и обыкновенно сами занимаются хозяйством...»21.

Стремление к научному определению «кустарной промышленности» не увенчалось успехом. Обсуждение имевшихся формулировок на съезде деятелей по кустарной промышленности 1902 г. специальной его секцией привело к выводу о том, что дать точное определение затруднительно ввиду расплывчатости некоторых социально-экономических и производственных особенностей явления в целом и в промежуточности положения промыслов между ремеслом, домашней промышленностью и мануфактурой22.

20

Андреев Е.Н. . Кустарная промышленность в России. СПб.. 1882. С. 15.

21 т

Там же.

Разина Т.М. Художественные промыслы в экономической и культурной жизни России конца XIX - начала XX в. В.кн.: НИИХП. Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность. М, 1991. С.6.

14

Основными признаками кустарных промыслов было принято считать: физическое участие самого предпринимателя в производстве, сбыт изделий неопределённому покупателю (хотя бы и через скупщика), что отличает промысел от ремесла, и территориальное его распространение, охватывающее ту или иную местность.

Как пишет Н. Н. Мамонтова, «...исторически...соединение того или иного вида работ с местными источниками сырья... в процессе труда крестьянина-ремесленника... входил а добыча и первичная обработка сырья... Учитывая все аспекты применения термина «промысел», в том числе его историческую укоренённость всё же необходимо опираться в основном - «промысел сырья»23.

С другой стороны, наиболее общий смысл слова «промысел» -это занятие, ремесло, производство, доставляющее человеку пропитание, источник добывания средств существования. Исследователь Н. Н. Мамонтова отмечает в своей работе, что в XIX веке появляется систематизация промыслов по принципу отношения их к ведению крестьянского хозяйства: отхожим промыслам противопоставляются ремесленные занятия, развивающиеся без отрыва крестьянина от дома, от земельного надела и получившие название «кустарных промыслов». Н.Н. Мамонтова также обращает внимание на расширенное толкование понятия «ремесло», которое, как отмечает она, используется большей частью в трудах по эстетике и искусствознанию, «...оно подразумевает рукодельное мастерство, "рукомесла", умение, а также характерные художественно-технические особенности изделий ручного исполнения»24.

* Начало ХУШ века - ярчайшая сТра„ИЦа русской истории, когда

складывалось государство нового типа, отличное от Московской Руси. В

23 Мамонтова Н.Н. Закономерности развития народных ремёсел и промыслов в России XVIII-нач. XX в./Сб. науч. тр. М.,1991. С. 6-7. Там же.

15

стране шли процессы, которые к этому времени привели к серьезным преобразованиям в экономике и культуре Русского государства.

Утверждения абсолютизма в начале столетия требовало решения важнейших задач: поднять и утвердить значимость державы в политическом, экономическом и культурном отношениях.

Возникновение значительной группы художественных промыслов относится ко второй половине XVIII - началу XIX века. Это было связано с государственной политикой благоприятствования крестьянской торговле и промыслам в интересах развития внутреннего рынка России. Невозможность законодательного закрепления этой политики вследствие социального бесправия крестьянского населения привела к паллиативной мере - крестьянам было разрешено записываться в купечество и мещанство при условии «объявления» капитала. Это означало изменение социального статуса для значительной массы государственных и экономических крестьян, слабо связанных с землей и принадлежавших в конце XVII века к торгово-ремесленным слоям населения. Они и стали социальной базой формирующихся промыслов.

Промыслы относятся к специфическим проявлениям культурного развития русской провинции, ее малых городов. Эта среда представляет большой интерес в изучении социальной проблематики народной культуры.

Локализация местных художественных традиций и возникновение художественных промыслов было одной из сторон формирования художественного рынка. Художественная специализация - это совершенно новая черта в этнической традиции, она сближала промыслы с «ученым» искусством, но при этом в неизменном качестве сохранялся ремесленный профессионализм, нацеленный на многократное воспроизведение, повторение изделий.

16

Возникновение новых отраслей промышленности

непосредственно было связано с изменением культурно-бытового

уклада общества, с его художественными потребностями, которые, как

отмечает Мамонтова, удовлетворялись за счёт ввоза западноевропейских

^ товаров25.

Исходя из специфики историко-культурного наследия художественных лаков, следует обратиться к комплексному исследованию по данной проблематике, что предполагает систематизацию обширного научного материала, ставшего достижением отечественной культуры. Многие проблемы, возникшие в отдаленных от нашего времени культурных процессах и состояниях остаются актуальными; проявляется действие историко-культурного фактора в одном и том же пространстве. Все это в полной мере относится к * русским художественным лакам, которые впитали традиции и

инновации, сохраняли и актуализировали или же теряли художественно-культурный опыт.

Для более подробного рассмотрения терминов, что такое лаки, лаковое искусство, лаковая миниатюра Федоскина - обратимся к справочным материалам.

Так, в Большой советской энциклопедии встречаем такие понятия26, как русские лаки, лукутинские лаки, лаки художественные .

Рассмотрим более подробно термин "лаки художественные" как понятие соответствующее значению лаки в искусстве.

Лаки художественные - вид декоративно-прикладного искусства, в

Т

котором изделия из древесины, папье-маше или металла подвергаются

различным способам обработки лаком и украшаются часто живописью,

25 Мамонтова Н.Н. Закономерности развития народных ремёсел и промыслов в России XVIII - нач. XX в. /Сб. науч. тр. М.,1991. С. 20.

26 БСЭ. Т.24. Второе изд. 1954. С. .233.

27 БСЭ. Т.24. Второе изд. 1954. С. 234.

17

резьбой или инкрустацией. Искусство лаков художественных известно со 2-го тысячелетия до н. э. в Китае, где в качестве лака используется сок лакового дерева. В 17-18 вв. лаковые изделия вывозились из Китая в Индию, Турцию, Персию, Европу, где они ценились очень высоко28.

Слово "лаки" в полном своем значении приложимо к искусству художественных лаков Китая и Японии, уходящему своими корнями в глубокую древность. В Китае и Японии лаковые изделия от ширм до небольших сосудов и коробок создавались из смол редких пород деревьев и кустарников, растущих в этих странах (лаки по существу и есть различного рода смолы). Такие смолы, сгущенные на солнце и отстоянные на воде, наносились многими слоями на деревянную или даже льняную и шелковую основу (к примеру, китайские лаковые изделия "тотай", что означает "бестелесный") и приобретали после ^ затвердения в сыром помещении чрезвычайную прочность: на китайские

и японские лаки не воздействуют ни вода, ни кислоты. По лаку производилась художественная резьба и инкрустация перламутром; на

29

лак наносилась роспись красками, преимущественно золотыми .

Обратимся к опубликованным материалам, которые рассматривают генезис и эволюцию лакового промысла в Европе, а затем в России. В некоторых публикациях указывается, что истоки этого явления относятся к XVII веку. Так крупнейший исследователь русского искусства Бакушинский, писал: «Родина лаков -Дальний Восток. ...Техника лаков возникала, развивалась и окрепла в эпохи азиатского феодального средневековья. Это было искусство, * отвечающее изысканным аристократическим запросам, искусство

для немногих, для самой знатной верхушки феодального общества»30.

28 БСЭ. Т.24. Второе изд. 1954. С. 234.

29 Основы художественного ремесла (роспись по лакам, резьба и роспись по дереву, художественная обработка кости, рога и металла, керамическая игрушка). М., 1979.

30 Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., 1981. С. 267.

Список литературы