Введение
Введение
Актуальность темы исследования. На рубеже XX - XXI веков Россией переживается глубокий духовный кризис, связанный, в первую очередь, с нарушением преемственности культурно-исторического наследия. XX столетие принесло нашей стране немало потрясений, в том числе и культурного характера. Социально-политические катаклизмы, изменение идеологических приоритетов каждый раз приводило к изменениям в векторах развития духовных ценностей. Причем, эти изменения достаточно часто сопровождались забвением русских национальных традиций, столь значимых для жизнедеятельности нашей культуры. А забвение национальных традиций чревато потерей основы основ национальной культуры, национальной истории, национального самосознания.
Поэтому вопрос о сохранении и развитии отечественной традиции лакового искусства Федоскина - как существенной составляющей русской национальной культуры - продолжает оставаться сегодня весьма важным и актуальным.
Изучение традиций искусства лаковой миниатюры Федоскина необходимо не только для сохранения историко-культурного наследия, но и развития отечественной лаковой культуры в целом.
Специфическое своеобразие развития русской художественной лаковой культуры, несомненно, состоит в том, что на протяжении столетий в ней на основе русской художественной традиции синтезировались многие достижения западноевропейского искусства.
Изучение исторического и художественного опыта знаменитого русского центра лаковой миниатюры Федоскино дает возможность рассмотреть русскую лаковую культуру в системе преемственности исторических периодов, изменяющих формы и содержание художественной деятельности.
Степень изученности проблемы. Отдельные аспекты темы плодотворно изучались многими специалистами. Среди работ по данной проблематике наибольший интерес представляют публикации дореволюционного периода: В. О. Пельчинского, В. Боруцкого, А. С. Орлова, А. А. Рыбникова1; Так, например, А.С. Орлов отмечает факт экономического развития промысла по производству изделий из папье-маше. В публикации В.О Пельчинского приводятся сведения, говорящие о достоинствах и обороте лакированных изделий, экономическом состоянии лакового дела на тот период.
В целом на основании анализа работ авторов дореволюционного периода можно сделать вывод о том, что исследователи затрагивали в основном проблему состояния промышленных дел в России. Материалы исследований дореволюционного периода фиксировали статистические данные о численности, видах и месте расположения производств, но фундаментальных трудов, в которых содержалось бы комплексное исследование заявленной темы, не было.
В советский период лаковое искусство Федоскино стало предметом рассмотрения советских исследователей: Д. С. Айзенштадта, В. С. Воронова, В. М. Василенко, М. Д. Артамонова, Г. Жидкова, Г. В. Яловенко М. С. Чижова, С. М. Темерина, А. В. Бакушинского, П. И. Уткина, И. Н. Ухановой, Л. Я. Супрун, Г. В. Голенка2, и других
1 Пельчинский В. О состоянии промышленных дел в России до 1832 г. Разд. XIII. Спб., При Императорской Академии наук, 1833. - С. 44- 45; Боруцкий В. Кустарное производство лакированных вещей из папь-маше (Кустарная промышленность России. Разные промыслы. Т 2. СПб.. 1913); Его же: Лакированные изделия из папье-маше Федоскинской артели. «Лукутинка». «Экспорт кустарно-художественных изделий и ковров». М, 1931; Орлов А.С. Кустарная промышленность и сбыт кустарных изделий. Доклад Орг. бюро по созыву Земского съезда по вопросам о совместной деятельности земств по сбыту кустарных изделий. Гл. IV, 3-й ч., которую составил А. С. Орлов. М., 1913; Рыбников А.А. Кустарная промышленность и сбыт кустарных изделий. Доклад Орг. бюро по созыву Земского съезда по вопросам о совместной деятельности земств по сбыту кустарных изделий. Сост. А. А. Рыбников, кроме гл. IV, 3-й ч., которую составил А. С. Орлов. М., 1913.
2 Айзенштадт Д. С. Русский лак. - Среди коллекционеров, 1921. - №5; Воронов В. С. Крестьянское искусство. М: Госиздат, 1924; Василенко В. М., Артамонов М. Д.
исследователей3, уделявших внимание различным периодам исторического развития промысла. Однако труды исследователей лаковой миниатюры Федоскино советского периода имеют свои особенности. Прежде всего, это связано с тем, что научные исследования подчинялись жестким идеологическим рамкам. Именно поэтому литература советского периода по истории лакового искусства Федоскино весьма неоднозначна. С одной стороны, в обозначенный период практически во всех работах отечественных ученых проявились политические и идеологические пристрастия авторов . С другой стороны, фундированные исследования с привлечением новых историографических пластов, изучение традиций лакового промысла.
Публикации Д. С. Айзенштадта, С. Н. Тройницкого5 в 20-ЗО-е годы продолжили дальнейшие исследования лакового промысла Федоскина. Среди наиболее известных исследователей 30 -40-х годов,
Федоскино к 25-ю Федоскинской артели художественных лаков: 1910-1935. М.- Л., 1935; Жидков Г. Лаки. «Искусство», 1947. - №2. С. 33-36; Яловенко Г.В. Русские художественные лаки. М., КОИЗ, 1959; Чижов М. С. Федоскинские миниатюристы. 1962. - №8; Его же: Среди миниатюристов. Записки федоскинского мастера. Л., 1982; Темерин С. М. Миниатюрная лаковая живопись - В кн.: Русское декоративное искусство. В 3-х т., т. 3, 1965; Бакушинский А. В. Исследования и статьи избранные искусствоведческие труды. М., 1981; Уткин П. И. Народные художественные промыслы России. М., Сов. Россия, 1984; Уханова И. Н. Декоративно-прикладное искусство России и Зап. Европы конца XVII-XIX веков: Сб. науч. трудов; - Гос. Эрмитаж; Л., 1986; Её же: Страницы истории русской художественной культуры: Сб. науч. тр./ Гос. Эрмитаж; СПб., 1997; Супрун Л. Я. Лаковая миниатюра Федоскино. М.: Легпромбытиздат, 1987; Голенок Г. В. Федоскино XIX - XX в.в./ РАН ин-т Рос. истории М, 1998.
3 Художественные промыслы РСФСР.[Сборник статей. Ред. А.П Кораблёв]. М., изд. и тип. Всесоюз. кооп. изд., 1950. С. 66.
4 Соболевский Н. Д. Федоскино (Очерк о творчестве Федоскинской артели художественной росписи папье-маше). М., 1945; Его же: Художественные промыслы Подмосковья. М., 1948; Художественные промыслы РСФСР. [Сборник статей. Ред. А.П Кораблёв]. М., изд. и тип. Всесоюз. кооп. изд., 1950; Коромыслов Б.И. О художественной направленности федоскинской лаковой миниатюры. (Доклад к Уч. совету НИИХП). М, 1959; Его же: Лаковая миниатюра Мстёры. М., 1971; Его же: Искусство лаковой миниатюры в годы после Великого Октября // Русские художественные промыслы XIX-XX вв. и город: Социальные основы искусства. М., 1983.
5 Айзенштадт Д. С. Русский лак. - Среди коллекционеров, 1921. - №5; Тройницкий С.Н. О лукутинских табакерках. - Среди коллекционеров. 1922. - №3.
занимавшихся этой проблемой в рассматриваемый период, А. В. Бакушинский6, В. С. Воронов7, Г. Жидков8.
В 50-е годы после создания Научно-исследовательского института художественной промышленности началась разработка методики комплексных исследований традиционной культуры народных промыслов, в частности, лакового искусства Федоскино, в научный оборот был введён новый комплекс источников.
В 60-70-е годы выходят работы молодых исследователей И.Н. Ухановой, Г.В. Яловенко, СМ. Темерина10. Исследования авторов целиком посвящены рассмотрению искусства лаков, в частности, лаковой миниатюры Федоскино.
В монографии Л.Я. Супрун" и новых исследованиях И.Н. Ухановой12, вышедших в конце 90-х гг. XX века, достаточно полно представлена картина явления лакового искусства Федоскино. Неоспоримым достоинством этих работ является широкая источниковая база с привлечением многочисленного иллюстративного материала. Тем не менее, в данных исследованиях отсутствует историко-культурологический анализ. Указанные авторы рассматривают, в основном, лишь художественное значение и перспективы развития
6 Бакушинский А. В. Русские художественные лаки. «Искусство». - №6, 1933; Его же: Федоскино и Жостово. - В кн.: Народное искусство СССР в художественных промыслах. М.; Л., 1940.
7 Воронов В. С. Крестьянское искусство. М: Госиздат, 1924.
8 Жидков Г. Лаки. - «Искусство», 1947. - №2. С. 33-36.
Народное искусство СССР в художественных промыслах. Т.1. НИИХП. М. - Л., 1940 (Науч. ред. проф. А.В. Бакушинский); НИИ художественной промышленности. Сборник трудов. - Вып. 1, 2, 3, 4, 5. М., Госместрпромиздат, 1962-1972.
10 Яловенко Г. В. Федоскино. // Народное декоративное искусство РСФСР. М, 1957; "Т Её же: Федоскино. М., 1959; Уханова И. Н. Русские лаки. Л., 1964; Темерин С. М.
Миниатюрная лаковая живопись - В кн.: Русское декоративное искусство. В 3-х т., т. 3, 1965.
11 Супрун Л. Я. Лаковая миниатюра Федоскино. М: Легпромбытиздат, 1987.
12 Уханова И. Н. Лукутинские лаки Подмосковья. Труды ГЭ. Л., 1983. Т.XXIII; Её же: Декоративно-прикладное искусство России и Зап. Европы конца XVII-XIX веков: Сб. науч. трудов; - Гос. Эрмитаж. Л., 1986. Её же: Лаковая живопись в России XVIII-XIX веков. СПб., 1995; Её же: Страницы истории русской художественной культуры: Сб. науч. тр./ Гос. Эрмитаж; СПб., 1997.
лакового промысла Федоскино, его художественную стилистику, особенности технологии производства, отмечают влияние на искусство лакового промысла разных течений художественной культуры обозначенного времени. В работах вышеперечисленных авторов присутствует в основном искусствоведческий, а не историко-культурологический анализ.
В постсоветский период комплексного исследования по обозначенной проблеме из-за отсутствия поддержки и финансирования со стороны государства практически не проводилось.
В этой связи автор данного исследования предпринимает впервые попытку дать комплексный историко-культурологический анализ культурного наследия лакового искусства Федоскино.
Предметом исследования является лаковая миниатюра Федоскино второй половины XVIII - XX вв. в истории народной художественной культуры.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации заключается в комплексном историко-культурологическом исследовании проблем лаковой миниатюры Федоскино.
В этой связи автором были определены следующие задачи исследования:
- историко-культурологический обзор исследований по данной проблематике;