Данная идея открывается через непосредственный опыт медитирующего мистика, который ощущает свое единство со Вселенной, и очень похожа на учение буддистов, для которых «разделен-ность — это иллюзия». Восхитительное чувство единства со всем сущим и с Богом является главным побуждением к медитации. Когда человек обретает состояние умиротворенности мыслей, он начинает понимать, что наши действия оказывают влияние на весь Космос: и на то, что мы делаем, и на то, что говорим, и на то, что думаем. Поэтому ежедневно нам предоставляется выбор: чувствовать страх и отделенность от мира или благодарность и единство со всем сущим?
Страх, поднимающийся подобно башне, тот ужас, который христианский мистик Джон Ипес (известный как Сен-Джон Крест), назвал «темной ночью души», часто предшествует этому чувству единства со всем сущим и побуждает капитулировать перед ним. Как учит Объединенная Церковь, «дай всему уйти и войти к Богу». Такая капитуляция означает принятие жизни как таинства. Она не означает «оставить все на волю случая», но говорит, что необходимо глубже осознать и воспринять нелокальность сознания, т. е. что оно не находится в каком-то одном месте. Это влечет за собой признание существования и тотального контроля со стороны некой могущественной силы во Вселенной, а не со стороны чего-то, что можно найти в отдельном человеческом теле.
Вера — другая форма восприятия, базирующегося на опыте Бога в жизни человека, часто приходящем через молитву. Вначале наступает умиротворение разума, а с ним — восприимчивость и состояние ожидания, которые дают возможность мысли выйти в трансцендентное состояние, за пределы собственного «я» человека. А потом появляется вера. Верой можно назвать понимание того, как работает вся система. Моя вера в то, что я могу вступить в контакт с духовным сообществом, если достигну умиротворенности разума, основывается на практике и опыте, а не на изучении трудов богословов. Моя вера — это все равно, что автомобиль, который я завожу, поворачивая ключ зажигания, — я действую на основе своего опыта, а не потому, что так мне сказал продавец автомобилей.
Наука всегда имела проблемы с верой, но эти проблемы прежде всего касались того, во что верит сама наука. Ведь наука постоянно изменяется. В XVI веке итальянский философ Джордано Бруно был привязан к столбу и заживо сожжен за свою теорию, что Земля не является центром Вселенной, а в наши дни астрономические наблюдения дают возможность предположить, что существует не одна, а множество Вселенных. Современный физик получает такие данные, наблюдая физический мир, и эти данные постоянно изменяются. Поэтому и теории обязательно должны меняться. А вот для мистика его данные — это его личный опыт, и за прошедшие три тысячи лет опыт единства со всем в умиротворенном разуме все еще остается нерушимой истиной. Так что если оценивать с точки зрения тысячелетий, то данные мистиков оказываются значительно более надежными и постоянными, чем данные физиков!
Магия разума
Мы считаем, что данные, полученные в результате современных исследований психических способностей человека в рамках так называемой парапсихологии, могут сыграть свою роль в достижении синтеза различных описанных выше типов мистического опыта. Однако мы хотим подчеркнуть, что психические способности, выраженные в зримой форме, не обязательно свидетельствуют о высоких духовных достижениях данного человека или об уровне его понимания. Данные нашего экстрасенсорного восприятия прежде всего показывают, что наше сознание и духовная природа трансцендентны по отношению к материальному телу. Это согласуется с «вечной философией», лежащей в основе эзотерических учений великих мировых религий.
Базовым положением этой универсальной духовной философии является идея, что люди способны приобретать знания относительно основ Божественного Начала не только при помощи умозаключений, но и путем непосредственного опыта и интуиции. Это непосредственное знание не подчиняется законам анализа и рассудка. Возможно, все дело в том, что, как говорит нам современная физика, мы живем в нелокальной Вселенной. А данные, полученные при исследованиях экстрасенсорного восприятия, показывают, что наше сознание также является нелокальным. В последующих главах мы рассмотрим три вида экспериментов, которые убедительно демонстрируют нам нелокальный характер сознания и его огромные возможности, не ограниченные нашим телом или временем.
В качестве первого типа свидетельств о нелокальности сознания мы рассматриваем случаи восприятия различных объектов, недоступных для обычных органов чувств. В прошлом такие случаи связывали с магией, предсказаниями или чтением судьбы по линиям руки.. В данной книге речь идет о лабораторных экспериментах, в ходе которых телепатия, ясновидение и способность видеть на расстоянии, превосходящем возможности глаза, были исследованы гораздо более основательно, чем когда-либо прежде. Эти формы непосредственного знания являются результатом контакта с нелокальной Вселенной, в результате которого то, что люди познают различными способами, объединяется в одно знание. Надо заметить, что такие психические способности свидетельствуют о духовном развитии личности не больше, чем способности в области обычных сенсорных восприятий.
Наряду со способностями к восприятию на расстоянии люди могут обладать и способностями воздействовать на расстоянии. Мы имеем свидетельства о способностях людей к духовному целительству на расстоянии, парапсихологическому влиянию на электронные генераторы случайных чисел и о способности к воздействию на физиологические и сердечные ритмы людей, находящихся на значительном расстоянии, во время просмотра видеозаписей с их участием.
И, наконец, дополнительно к способности воспринимать информацию и оказывать воздействие на расстоянии, возможна «тихая» победа над своим разумом, достигаемая без каких-либо действий. Мистики рассказывают нам о своем психическом опыте, который проявляется после прекращения обычного стрекотания нашего разума. Это психическое состояние может быть доступно и нам, когда мы научимся устанавливать внутреннюю абсолютную тишину. Ведь связь между разумами вне пространства и времени, о которой мы рассказывали выше, сама по себе еще не дает просветления.
Дипак Чопра считает, что уникальное состояние сознания, в котором мы все связаны друг с другом и со Вселенной, является чем-то вроде особого измерения чистых потенциальных возможностей. В своей книге «Семь духовных законов успеха», для которой он многое почерпнул из древней мудрости Веданты, автор пишет, что «источник всего творимого - чистое сознание... чистый потенциальный поиск выражения от непроявленного к проявленному... И когда мы поймем, что наше истинное "я" — это часть чисто потенциального бытия, мы поднимемся на один уровень с той силой, которая проявляет все во Вселенной». Эта книга о том, как сознательно привести наши, внешне кажущиеся индивидуальными, потоки сознания в гармонию с этой основой чистой потенциальности. Возможности перестройки нашей сущности в направлении объединения нашего сознания с этим чистым пониманием воистину безграничны. В следующих главах мы опишем ряд способов, с помощью которых мы сможем увидеть наш не реализованный потенциал в области сознания.
ГЛАВА 3
Физика чудес
Научные свидетельства связи
одного разума с другим
Каждый человек... принимает участие в делах общества, в котором живет, и всей планеты; и он неотделим от них... Такое участие в конце концов может выйти за рамки нашего общества или даже всей планеты, когда индивидуальный разум достигает уровня всеобъемлющего разума, переходя границы человеческих возможностей.
Физик Дэвид Бом
В известной сцене великой драмы Шекспира Гамлет говорит своему другу Горацио, что «много в мире есть, что вашей философии не снилось». Можно теми же словами сказать, что в нашей жизни много есть такого, чего не видит даже проницательный глаз ученого. В предыдущей главе мы обсуждали, как на протяжении тысячелетий люди искали способы расширить возможности своего разума. С древних времен люди пытались познать таинственную силу человеческого сознания, выходящего за пределы привычного, посредством йоги, медитации и молитвы. Эти методы позволяли людям общаться на вселенском уровне, что возможно лишь для умиротворенного разума. Но большинство ученых хотят убедиться в том, что умиротворенный разум — это не самообман. В этой главе мы впервые представим данные, которые необходимы ученым в качестве неопровержимых доказательств.
Ученые находят истину только с помощью научно обоснованных сведений. Для мистиков же и многих людей, не относящихся к ученому сословию, такие данные дает их непосредственный опыт. Так что, хотя мы и представим свидетельства того, как необычные психические способности человека успешно использовались для ведения разведки против русских во время «холодной войны», не это является нашей целью при исследовании работы психики. Мы обсуждаем психические способности человека, потому что они представляют собой одну из форм расширенного осознания, доступного каждому из нас. Эти способности дают человеку особую силу; они позволяют нам не только осознать нашу связь друг с другом, но также почувствовать, что мы находимся в большей по масштабу Вселенной, чем та, в которой мы живем. Мы сможем оказывать воздействие на этот мир, даже сидя в своем кресле.