Контакт с умершими
В то время как Лев Толстой, будучи не в силах вынести чувства одиночества во Вселенной, подумывал о том, чтобы покончить с собой, группа английских ученых и философов из Кембриджского университета создала в 1882 году Общество духовных исследований (SPR). Одним из лидеров этой группы был ученый-историк, занимавшийся античностью, и поэт Фредерик В. X. Майерс. В предисловии к своей монументальной (1300 страниц) книге «Человеческая индивидуальность и ее существование после смерти тела» он пишет: « На
протяжении своей долгой истории, когда человек делал попытки понять окружающий его мир... есть одно упущение, настолько необычное, что даже простое его упоминание звучит как некий парадокс. Тем не менее можно с уверенностью сказать, что человек никогда не применял методы современной науки к проблеме, которая беспокоила его больше всего, а именно: есть ли в человеческой индивидуальной сути что-то такое, что может пережить физическую смерть?»
С того момента, как Майерс написал эти слова, прошло сто лет и современная наука смогла ответить на поставленный им вопрос, скрупулезно собирая тысячи случаев общения медиумов с загробным миром, явлений призраков недавно умерших, опытов нетелесного существования и детские воспоминания о предыдущей жизни человека. Все эти данные, вместе взятые, дают ответ на поставленный Майерсом вопрос. И ответ таков: у нас гораздо больше оснований - с научной точки зрения — верить в то, что какая-то часть нашей индивидуальности переживает телесную смерть, чем придерживаться противоположного мнения. Мы, конечно же, не говорим, что предположение о жизни после смерти окончательно доказано; мы говорим лишь о том, что свидетельства этого достаточно веские и могут служить доказательством такого утверждения для всякого разумного человека.
Важно заметить, что Общество духовных исследований не имело никаких оснований для предвзятого мнения о том, что проживавшие в Лондоне в период царствования королевы Виктории духовидцы и медиумы действительно общались с умершими. Наоборот, в это общество входили самые скептически настроенные люди своего времени (а возможно, и всех времен), готовые разоблачать всех и каждого. Сам Майерс интересовался двумя типами наблюдаемых людьми явлений: во-первых, видениями, являющимися в момент смерти человека кому-то из тех людей, которые его знали, что он рассматривал как «свидетельство в пользу сверхчувственной связи между умирающим человеком и кем-либо из его друзей, который в этот момент его видит». Во-вторых, он хотел изучить случаи явления призраков недавно умерших людей, которых друзья или близкие видели через некоторое время после их смерти. Эти явления были отмечены даже в тех случаях, когда сам факт смерти «был неизвестен тому, кто видел призрак, и, следовательно, это нельзя считать просто результатом постоянных тягостных раздумий, а скорее, продолжающимся действием духа человека, отошедшего в мир иной».
Нерешенный вопрос в этих случаях состоит в следующем: приходит ли информация о смерти непосредственно от духа умершего человека, получает ли ее воспринимающее эту информацию лицо— вследствие каких-либо своих собственных экстрасенсорных способностей — или это происходит в результате взаимодействия духа умершего и живого человека? Наиболее подходящим местом для изучения этого вопроса были спиритические сеансы, во время которых медиум приводит свой разум в особое состояние, позволяющее ему общаться с умершими.
Члены Общества духовных исследований старались исключить любые возможности мошенничества или обмана со стороны медиумов, так же как и телепатической связи между медиумом и людьми, пришедшими на спиритический сеанс. Но они сделали вывод, что поток часто очень интимной информации, направляемый из другого измерения к одному из анонимных участников сеанса, никак нельзя отнести к разряду жульничества.
Опыты, проводимые членами Общества духовных исследований с участием медиумов, часто вызывали у тех, кто в них участвовал, сильное потрясение. Медиумы —люди, обладающие особо чувствительной психикой, входя в транс, как правило, становятся каналом передачи информации либо от одного из участников сеанса, либо от недавно умершего близкого ему человека. Например, однажды медиум, войдя в состояние транса, обратился к одному из пришедших на сеанс исследователей и стал рассказывать подробности очень личного характера, касавшиеся умерших членов семьи этого человека, — данные сведения были до этого времени известны только исследователю и его покойным родственникам. Исследователей всегда очень волновал вопрос о том, не могли ли медиумы получать эту информацию, к своему великому удивлению, телепатическим способом от кого-либо из живых людей, даже в том случае, если никто из присутствующих такой информацией не располагал.
Не так давно один из исследователей паранормальных явлений, Скотт Рого, рассказал о случае, который прочел в дневнике Майерса и который обсуждался в 1927 году на рлушаниях дела об Обществе духовных исследований. Этот случай касался того, что все располагавшие какой-либо информацией люди давно умерли, тем не менее, от них в мир живых людей поступали некие сведения через воздействие на психику. В своей книге «Парапсихология: столетие исследований» Рого описывает случай, связанный со смертью человека по имени Чеффин; он был фермером из Северной Каролины и умер в 1921 году. В 1901 году Чеффин написал завещание, по которому оставлял все деньги и собственность Маршаллу, своему третьему сыну, лишив двух других сыновей И свою жену каких-либо прав на наследство. Через четыре года после смерти Чеффина-отца один из этих не получивших наследства сыновей, Джеймс, однажды бессонной ночью вдруг увидел яркий образ отца. Призрак раз за разом повторял слова: «Ты найдешь подлинное завещание в кармане моего пальто».
Джеймс стал искать пальто отца и оказалось, что оно находится у другого брата. Молодые люди нащупали бумагу, зашитую под подкладку одежды. Вспоров подкладку, они обнаружили клочок бумаги, на котором было написано: «Читай в двадцать седьмой главе книги "Бытие" в старой Библии моего отца». Когда они открыли Библию, сохранившуюся у их матери, она внезапно развалилась на три части и внутри оказалось завещание, датированное 1919 годом, по которому собственность отца была разделена поровну между всеми наследниками. Было подтверждено, что подпись и почерк принадлежали Чеффину-старшему, и завещание было признано подлинным.
Этот случай нельзя объяснить телепатией или мошенничеством, потому что никто из живущих не знал о местонахождении завещания. В тот день на заседании Общества духовных исследований обсуждали вопрос о том, не обладал ли Джеймс способностью ясновидения, что помогло ему найти завещание, даже если он никогда ничего о нем не слышал. Эта гипотеза о наличии необычайных способностей проецирования сенсорных образов была одной из наиболее спорных тем в исследовании паранормальных явлений в течение последнего столетия. Другой, более близкий к нашему времени случай, демонстрирующий возможность сверхвосприятия сенсорных образов, произошел с последней в истории женщиной, которую посадили в тюрьму за колдовство. Это случилось в Великобритании в 1944 году. Недавно вышедший отчет агентства новостей «Рейтер» представляет на наше обсуждение этот случай, в котором все располагавшие информацией люди давно умерли, но, тем не менее, сама информация вновь просочилась в мир живых.
Последняя английская ведьма
В Англии во время Второй мировой войны одна женщина-медиум была заключена в тюрьму за колдовство, после того как с помощью парапси-хологической связи она вступила в беседу с одним утонувшим моряком. Эта правдивая история очень важна, потому что показывает, как очень сильная потребность уже не существующей личности передать какую-то информацию может спонтанно пробуждать энергию, проявляющуюся в форме необычных психических явлений.
Женщина-медиум, о которой мы ведем речь, Элен Дункан, проводила сеанс для нескольких английских женщин в городе Бирмингеме и внезапно вошла в контакт с духом недавно погибшего человека, который сказал, что служил моряком на корабле королевского флота «Бархэм», недавно потопленном немцами. Он хотел поговорить со своей матерью, которая находилась здесь же, в комнате, и посредством медиума сообщить ей, что все на корабле утонули, включая и его.
История со спиритическим сеансом, на котором было получено известие о гибели корабля «Бархэм», быстро дошла до сведения Британской военно-морской разведки и женщину немедленно арестовали. Хотя то, что она сказала, и было правдой, власти не могли придумать какого-либо предлога для ее ареста. В то время руководство страны старалось скрывать от широкой публики факты потопления боевых кораблей, чтобы в тяжелое военное время это не подрывало морального духа людей. В конце концов миссис Дункан посадили в страшную тюрьму Олд Бейли около Лондонского моста, где она предстала перед судом и была осуждена по средневековой статье за колдовство. Премьер-министр Уинстон Черчилль, с большим интересом относившийся к изучению необычных физических феноменов и к людям, которые этим занимались, ходатайствовал за нее, но безуспешно. Правительственные инстанции заявляли, что эта женщина - ведьма; она несет угрозу национальной безопасности и нарушает принятые правительством постановления.
Мисс Дункан оставалась в тюрьме до конца войны, а Черчилль был так возмущен этой несправедливостью, что лично приложил руку к отмене Закона о колдовстве от 1735 года, который действовал в Англии до того момента.
Благодаря усилиям Черчилля было, наконец, признано, что колдовство не противоречит закону религиозных верований, и теперь ведьмы могут пользоваться теми же правами и привилегиями, что и англиканские или католические священники. Согласно данным агентства «Рейтер» от января 1998 года, миссис Дункан посмертно реабилитирована — через сорок лет после смерти-