Этот случай показывает, что для того, чтобы найти настоящих медиумов, нет необходимости возвращаться в XIX столетие. Гипотеза о существовании у некоторых людей способностей к проецированию сенсорных образов подтверждает, что миссис Дункан обладала даром ясновидения, чтобы получить секретную информацию и без помощи какого-либо бесплотного духа. Однако данное объяснение не принимает во внимание источник этого важного сообщения. Связь, основанная на любви между умершим сыном и его матерью, вызвала у него потребность связаться с миром живых. Она является важнейшим элементом в данном и других подобных случаях. Этот подтвержденный документально инцидент доказывает способность нашего разума действовать в сфере нелокальности, обеспечивая доступ к информации, недоступной нам любым другим обычным путем.
Поскольку мы узнали изданных, приведенных в предыдущей главе, что люди могут обладать восприятием, граничащим с вездесущностью, то как мы можем определить, исходит ли то или иное сообщение от мертвеца иди просто от нелокального сознания самого медиума? Одним из способов прояснить этот сложный вопрос является использование «подставных лиц», которые присутствуют на сеансах с медиумом. Так, если я в научных целях хочу получить информацию о моей умершей бабушке Эстер, мне следует послать на спиритический сеанс друга, который ничего не знает о моей бабушке. Мой друг должен прийти анонимно и попросить сообщить ему какую-нибудь информацию о моей покойной бабушке Эстер. В этом варианте эксперимента человек, работающий с медиумом, в любом случае не смог бы предоставить ему никаких сведений посредством телепатии. Удивительно, но такие сеансы с «подставными лицами» всегда оказываются не менее удачными, чем обычные сеансы. В обоих случаях ясновидение данного медиума ло-прежнему являлось надежным каналом для получения информации.
Один известный спиритический сеанс «по доверенности» был проведен в Бостоне медиумом, миссис Леонорой Пайпер. Исследователи, включая великого американского философа и физиолога Уильяма Джеймса, в то время работавшего в Гарвардском университете, изучали феномен госпожи Пайпер в течение более чем двадцати пяти лет. Джеймс послал 25 своих друзей на сеансы к миссис Пайпер под чужими именами, попросив их пересылать ему имена и прочие факты, которые она им сообщит.
В своей книге Фредерик Майерс приводит следующий рассказанный Уильямом Джеймсом случай с миссис Пайпер. Это было похоже на обычный междугородный разговор по телефону, если не считать того, что собеседником был покойник. Женщина, С которой работала медиум, разговаривает с мертвым другом своего брата, вспоминая о приключениях, которые происходили с ее братом и этим человеком много лет назад. Ее брат был жив, но не присутствовал на сеансе, и эти подробности не были известны ни сестре, ни кому-либо другому в комнате. Вот что пишет Майерс (В скобках Приведены слова мисс Уорнер):
«...Мисс Уорнер присутствовала еще на двух сеансах, 6 и 7 января 1897 года. Она сделала для меня отметки, что Харт (дух. с которым она общалась) знал одного из ее братьев, Чарли, и что они вместе ездили на Азорские острова. Она сама ничего не знала об этой поездке, кроме того, что они видели, как судно, на котором они плыли, разбилось о скалы.
(Харт): "Я здесь. Скажите ей, что я ее вижу и очень хочу спросить ее брата, что он помнит о том шторме, в который мы попали".
(Брат помнит, я слышала, как он говорил об этом.)
"Хорошо, еше спроси его, приобрел ли он такую же трость, какая была у меня... Бери трубку, старина, мне это уже надоело". [Некоторое замешательство в связи с тем, что непонятно, к кому из присутствующих он обращается.J
Харт продолжает: "Мы направились в маленький отель сомнительного характера... в какой-то маленький отель, вместе. У Чарли от голода разболелась голова. Мы почти умирали от голода, когда добрались туда. Пища была плохой... Пиша была плохой... Бедняга... Здесь я всем доволен. Ты когда-нибудь видишь меня, когда я являюсь?"
(Нет. Я тебя не вижу... Расскажи что-нибудь еще.)
"Мы вошли в отель и мне хотелось бы спросить его, помнит ли он, как мы смеялись, после того как пришли в отведенную нам комнату. Передайте ему, что я его люблю".
(Над чем вы смеялись?)
"Это все из-за грязи и тому подобного... Очень забавно... Передай Чарли мой привет и не забудь о трости''».
Майерс продолжает:
«Чарли Уорнер (ее брат) давноуехал житьв Калифорнию, и в ответ на ее запрос от 2 февраля 1897 года написал следующее: "Нас с Дж. X. однажды здорово швыряло по Северной Атлантике во время продолжавшегося приблизительно в течение трех дней сильного шторма. Потом мы высадились в Орте, на Королевском острове*, и видели, как наше судно выбросило на берег и оно разбилось о скалы. У Дж. X. была очень удобная трость. Насколько я помню, с крепким маленьким наконечником, обитым металлом. У меня никогда ничего подобного не было. Он очень гордился этой тростью и советовал мне завести такую же. То, что он говорит о сомнительном отеле, все правда. Я не помню, болела ли тогда у меня голова, но мы оба действительно были голодны. Дж. X. кое-что удивило в этом отеле и мы тогда от души посмеялись. Это действительно было связано с грязью"».
* Остров Файял - Прим. перев.
Используя результаты этого и других исследований Спиритических способностей миссис Пай-пер, философ Уильям Джеймс написал в своей работе о медиумах, изданной в 1886 году, следующее:
«Я сам не убежден в очевидности всего этого, но, кажется, это стоит записать. Я уверен в честности медиума (миссис Пайпер) и подлинности ее состояния транса. И хотя первое мое побуждение было — предположить, что ''попадания", которых она добилась, являются или удачными совпадениями, или результатом того, что она знала, с кем работает во время сеансов и каковы семейные обстоятельства этого человека, - теперь я верю, что она обладает какой-то сверхъестественной силой, которую еще предстоит исследовать».
Хотя описанные здесь случаи не кажутся чем-то потрясающим, они могут служить хорошим примером демонстраций спиритических способностей, потому что никто из людей, находившихся в комнате, где проводился спиритический сеанс, ничего не знал о тех событиях, которые с таким чувством описала медиум, миссис Пайпер. Это похоже на телефонный разговор с мертвецом. Но, с другой стороны, члены Общества духовных исследований не исключали, что источником этой информации мог оказаться какой-то живой человек, от которого медиум получала ее с помощью телепатии.
Один из самых замечательных случаев с миссис Пайпер произошел на сеансе с участием молодого философа Джорджа Пелью, который умер вскоре после единственного анонимного посещения этого медиума. Хотя миссис Пайпер ничего не знала об этом человеке — даже о том, жив он или нет, — его дух вновь появился через пять лет после его смерти в Нью-Йорке, как «контроль» — явно независимое физическое лицо или дух, управляемый тем, кто говорит через находящегося в состоянии транса медиума. Некоторые исследователи полагают, что «контроль» не является реально существующим духом умершего, а всего лишь аспектом личности самого медиума.
В изданной в 1983 году книге Алана Гульда «Деятельность медиумов и жизнь после смерти» говорится, что Пелью, который общался с миром живых через миссис Пайпер, в течение нескольких недель познакомили со 150 анонимными участниками спиритических сеансов, и он успешно идентифицировал 29 из 30 человек, с которыми этот человек был знаком при жизни. Пелью неверно назвал тридцатого участника эксперимента, который был его другом детства, но сильно изменился с того времени, когда Пелью видел его в последний раз. С каждым из этих людей Пелью беседовал, затрагивая очень личные, не известные другим, подробности их жизни и прошлых взаимоотношений.
Но что важнее всего, миссис Пайпер ничего не знала об обстоятельствах жизни Джорджа Пелью и поэтому не имела никакой возможности — с помощью особых психических способностей или как-нибудь иначе — идентифицировать его друзей и подробности их взаимоотношений с Пелыо. Поистине драматическое представление миссис Пайпер особенностей характера Пелыо и свойственной ему манеры изъясняться имело настолько подлинный характер, что все тридцать бывших друзей этого человека были убеждены в том, что говорили именно с ним. Каждый был готов подтвердить под присягой, что он действительно вступал в связь с освободившимся от телесной оболочки, но по-прежнему существующим разумом, который, по-видимому, когда-то был Джорджем Пелыо. Что еще мог бы сделать бедняга Майерс, чтобы доказать, что человеческий дух продолжает жить и после смерти телесной оболочки?
Однако оказалось, что это возможно, ибо Майерс смог в одиночку организовать и провести полноценный двойной «слепой» эксперимент — после собственной смерти! Эти известные эксперименты с «перекрестной корреспонденцией» производились в начале 1900-х годов одновременно в Англии, Индии и Соединенных Штатах. «Перекрестной корреспонденцией» называется такой вариант, когда сказанное или написанное одним из медиумов или тем, с кем медиум находится в связи, в основном соответствует записанному другим медиумом, не связанным с первым и находящимся от него на большом расстоянии.
Сложный эксперимент с «перекрестной корреспонденцией» продолжался более тридцати лет и в нем участвовали пять медиумов на трех континентах. Этой захватывающей авантюре было посвящено более 50 академических статей; много документов, занявших целые тома, до сих пор хранятся в архиве Общества духовных исследований. Однако существуют серьезные сомнения, что Майерс действительно продолжал производить свои опыты после смерти, что его личность подавала вести с того света, что все это не было лишь формой экстрасенсорного восприятия медиумов.