Смекни!
smekni.com

Джейн катра рассел тарг (стр. 32 из 41)

Многие люди рассматривали свои альтернативные состояния сознания как особое проявление святости. После этого их жизнь полностью менялась. Они без всяких вопросов начинали понимать, что их сознание вышло за границы физического тела и что истинная сущность человека — это дух. Они понимали, что все, что связано с человеком, связано также со всем живым и таким способом, который намного превосходит все то, что мы можем себе представить. Мы знаем о тех пагубных последствиях, с которыми столкнулось наше общество, когда люди начали употреблять наркотики. Но нельзя забывать и о положительных результатах этого явления.

Уолш и Воган признают, что воздействующие на психику вещества применялись на протяжении всей истории человечества, чтобы вызвать состояние близости к священному началу: «Одни [наркотические вещества] явно приносили вред здоровью и вызывали страдания. Но другие приводили в состояние трансцендентности, демонстрировали неизвестную до того пластичность сознания, широкий диапазон его состояний, отсутствие ограничений восприятия, свойственных обыденному сознанию, и возможность достичь желаемых состояний».

Рок-музыка 1960-х была посвящена превознесению таких состояний сознания. Члены группы «Битлз» специально посещали Индию, чтобы почерпнуть более глубокие знания о природе разума. Физиолог из Гарварда Ричард Альперт покинул стены учебного заведения, чтобы отправиться в Индию и там, на основе местной традиции изучать природу сознания. В результате он взял себе новое имя Рэм Дасс и стал почитаемым наставником для многих американцев, которые стремились жить духовной жизнью. Алан Уотс и Рэм Дасс вместе с Чарлзом Тартом, Кеном Уилбе-ром и другими академическими учеными очень много сделали, чтобы заставить общество воспринять духовную науку о разуме, альтернативных состояниях сознания и трансперсональную психологию как нечто достойное внимания и респектабельное.

Недавно нам посчастливилось провести вечер с Рэмом Дассом, когда он проходил лечение после инсульта. На этом собрании наставников и пионеров трансперсональной психологии он обратился к аудитории с призывом рассказать людям правду о той роли, которую сыграли воздействующие на психику наркотические вещества в деле «открытия двери, которая через наши сердца ведет нас во Вселенную». Он сказал нам, что мы — это «пальцы Господни и на нас возложена ответственность передать людям то, что мы узнали» о трансформирующей сознание силе психоделических веществ, когда ими пользуются мудро и по совести, как одним из элементов, способствующих поиску духовного начала.

Такие наркотики, как сома* в Индии и аяхуас-ка** (смесь натурального хармалина и DMT***) в Южной Америке, издавна использовались для того, чтобы помочь уже подготовленному к этому разуму достичь состояния расширенного сознания.

* Сома — священный напиток в Древней Индии, употребляемый жрецами во время ритуальных церемоний. «Мы выпита сомы, мы стали бессмертными, мы достигли света, мы нашли богов» — слова из древнего гимна. Ученые расходятся во мнениях, из чего приготовлялась сома. Предполагают, что ее основой могли быть мухоморы, конопля, белена. Современные зороастрийцы готовят сому из эфедры. — Пром. перса. " Аяхуаска — наркотик, применяемый южномарнканскими индейцами из Амазонии. Приготовляется из особого вида лианы. Как считают, может вызывать «управляемые» пением галлюцинации. - Прим. перее.

*** DMT - диметилтриптамин. - Прим. перее.

Широко использовались также мескалин, получаемый от кактуса пейот*, и грибы псилоци-бин**, — и сведения об этом время от времени появлялись на протяжении всей истории человечества.

* Пейот — вызывающий галлюцинации напиток индейцев из племени яки (Мексика); приготовляется из кактуса. Американский писатель Карлос Кастанеда посвятил описанию действия пейота свой известный цикл романов. — Прим. перее.

** Псилоцибин - грибы, содержащие индольные производные триптамина, вызывающие галлюцинации. Произрастают в Мексике и Центральной Америке. — Прим. перев.

Начиная с 1960-х годов, галлюциногенный препарат LSD и эмпатоген MDMA, известный как «Экстази», стали использоваться для того, чтобы прорвать границы «эго» и обрести возможность хотя бы мельком увидеть то, что видит неподвижно сидящий на камне мистик. Не так давно Уолш написал об этих опытах «пребывания вне времени» следующее:

«Относительно психоделиков ясно только одно: они открывают перед нами поистине устрашающее разнообразие возможностей психического восприятия. И некоторые из них—те, что являются наиболее сильными, а также наиболее глубокими и трансформативными, в то же время являются и наиболее спорными: специфический трансперсональный опыт, в котором чувство "я" выходит за пределы личности или индивидуальности, чтобы охватить более широкие аспекты всего, что относится к человеку, жизни, миру и Вселенной».

Путь к самопознанию, который начался с песни «Включись, настройся, отрубись» (Тимоти Лири). привел к призыву «Будь здесь и сейчас» (Рэм Дасс) и «Пробудись!» (Чарлз Тарт). Различные индийское Йоги и свами, мусульманские суфии, дзенбуддистские и просто буддистские монахи с Тибета начали обучать группы американцев своим азиатским методам и философиям познания истины и достижения умиротворенного состояния разума. Но надо заметить, что большинство американцев не проявили интереса к учениям, которые позволяют контролировать разум, познать свою истинную природу или достичь единства с Богом.

Однако это движение уже нельзя остановить. Первоначально ученые Запада думали, что созерцательные восточные учения призывают людей уходить от жизни в свой внутренний мир, чтобы избавиться от невыносимых условий жизни в обществе. В наши дни этих «созерцательных» учений придерживаются многие прекрасно устроившиеся в жизни люди, и. конечно, они уже не считают их паталогическими и препятствующими движению вперед.

На протяжении тысяч лет созерцательные традиции азиатской мудрости, такие как буддизм, веданта и йога, описывали стадии трансперсонального развития личности и методы сосредоточения внимания на получении только информации особого рода. Эти духовные философии показывают, как очистить и стабилизировать сознание, приводя его в такое состояние, в котором свойственные человеку восприятие и возможности разума выходят далеко за те пределы, которые казались недостижимыми для представителя западной культуры.

Многие философы и физиологи, наряду с просто духовными искателями и приверженцами «вечной философии», придерживаются мнения, что эти ментальные дисциплины способствуют развитию психологии человека. Они улучшают умственное и физическое здоровье, расширяют границы сознания и усиливают позитивные эмоции вроде умиротворенности, спокойствия, сострадания и альтруизма. В книге «Путь за пределы нашего "эго."» Уолш и Воган приводят массу фактов, свидетельствующих о том, что недостаток трансперсонального опыта в подходе человека к миру и к самому себе может стать причиной депрессий, гнева и утраты смысла бытия, которые в наше время господствуют в жизни многих американцев.

Врач и писатель Эндрю Вейль в книге «Естественный разум» пишет, что стремление к периодическому изменению сознания, — это такое же врожденное чувство, как стремление утолить голод или потребность в сексе. Физиолог и философ Абрахам Маслоу объясняет, что достижение наибольшей самореализации нашего «я» требует расширения нашего сознания за счет эффекта пикового опыта альтернативного состояния сознания. Он говорил: «Без трансцендентного и трансперсонального в нашей жизни мы становимся больными, несдержанными и склонными к нигилизму...» А еще раньше, 1901 году, Ричард Бёк, личный врач поэта Уолта Уитмена и автор одной из первых книг по этой теме «Космическое сознание», напоминал своим читателям, что все великие мировые религии и методы достижения духовности основаны на опыте одного человека, осветившего все вокруг светом своего расширенного сознания, — человека, которого другие стали почитать за трансцендентность его самосознания и опыт воссоединения с Божественным началом. Философ Уильям Джеймс сказал, что концепция духовности сама по себе влечет за собой процесс, который «дает вашему "я" установку — правда, на короткое время — на большую мощь и удовлетворенность».

Бёк описал это состояние трансцендентности сознания, доступное всем нам, следующими словами:

«Наряду с осознанием Вселенной, имеет место вспышка света, которая освещает весь разум и уже сама по себе переводит разум на новый уровень бытия, так что человек становится почти что представителем некоего высшего человечества. А к этому добавляются еще состояние моральной экзальтации, чувство подъема, которое невозможно описать словами, ликование, радость и готовность соответствовать всем моральным нормам... Человек при этом входит в состояние, которое вполне можно назвать ощущением бессмертия, осознанием вечности жизни, — не убеждением, что это должно быть так, а осознанием, что это уже есть».