Смекни!
smekni.com

Джейн катра рассел тарг (стр. 37 из 41)

«Адвайта» в переводе означает «не два» или «первоединственный». Взгляд Адвайты- веданты на реальность таков: извечно существует только одно бесконечное сознание, а в реальности вы и я являемся этим сознанием; это наше истинное «я». Реализация представлений веданты – это прямое и немедленное ощущение, что вы не являетесь ни телом, ни разумом, вы — беспредельное сознание. Счастье, мир, радость, любовь й чувство широты и свободы являются естественными побочными продуктами этих открытий в процессе самореализации. Очевидно, что данные проявления духовной жизни подобны тем, которым учит христианство.

Веданта учит, что мы — это не наше тело, а наше тело не производит наше сознание. Наоборот, мы — то, что осознает формы и тела. Мы есть сознание, а сознание и существование неразделимы. Существование осознанно, а осознание является вечно существующим. Знаменитый святой католической церкви Франциск разделял, по крайней мере, одну общую с ведантой идею. Описывая цель духовного поиска, он говорил: «То, что мы ищем, это то, что ищет нас». Если вы когда-либо задавались вопросом, действительно ли вы существуете, закройте глаза, направьте внимание внутрь и спросите себя: «Кто хочет познать?»

Сила вопроса «Кто хочет познать?» как способ познания Бога называется самовопрошением. Наставники веданты говорят, что все религиозные практики познания Бога являются откладываниями этого вопроса, потому что никакой ритуал или вид деятельности не подведет вас ближе к тому, где вы уже есть. Наставник Гангаджи описывает процесс самоисследования как «интенсивную концентрацию внимания на источнике этого внимания и самого осознания». Данный метод состоит в том, чтобы закрыть глаза и сосредоточиться на источнике вашего внимания, спрашивая себя: «Кто я?», а также: «Кто отвечает за это тело? Кто отвечает за эти сенсорные впечатления, воображение и мысли?»

Кто хочет познать? Познание Бога через вопросы к себе

Для выполнения процесса самовопрошения вы должны переключить свое внимание с того, что находится вне вас — любого предмета или даже вашего тела. Цель состоит в том, чтобы дать разуму отдохнуть в его источнике. Другие методы медитации учат вас сосредоточить внимание на каком-нибудь предмете: вещи, дыхании, чакре или энергетическом центре. Этот подход отличается от первого, потому что его фокус направлен на субъект, на того, кто медитирует, на вас. Вы — тот, кто задает вопросы, — существующая сейчас реальность, и поэтому не нужно достигать никакой цели в будущем. Тот факт, что одна волна понимает, что она является частью океана, в целом ничего не меняет... Одно Бесконечное Сознание существует всегда». Мы, как волны, никогда не были отделены от океана вселенского сознания.

Второй вариант вопросов к себе — это направленность вашего внимания на ощущение сущности, или чувства «я есть». Для того чтобы сосредоточиться На чувстве существования, следует повторять про себя: «Я, я, я» и пытаться внутренне почувствовать, из какой части тела исходит этот звук. Рамана Махарши ощущал, что это внутреннее чувство существования идет из области, расположенной под грудной клеткой, на ширине двух пальцев вправо от центра. Он назвал это центром нашего духовного сердца, но заметил, что этот центр не имеет формы, и нам следует удерживать внимание на внутреннем чувстве бытия, а не на каком-либо определенном месте в теле или где бы то ни было.

Игорь Кунгурцев, автор книги «Понимание Адвайты», пишет, что если мы сядем и посвятим все наше внимание и любовь этому «я есть» и внутреннему ощущению своего «я», и если будем пренебрегать отвлекающими мыслями, образами и ощущениями, то чувство нашего индивидуального, отдельного «я» растворится, и само собой проявится обширное бесформенное Существование». А согласно веданте это существование и есть сознание.

Веданта учит, что основанное на опыте открытие сущности человека, как бесконечного сознания, доступно для всякого, кто искренне стремится к религиозному опыту и упорствует в поиске истины. Рамана Махарши стал просвещенным в возрасте 17 лет благодаря тому, что начал задавать себе вопросы. Он не был стопроцентным индуис-том и не придерживался никаких ритуалов, и хотя многие его последователи были христианами и мусульманами, он никогда не советовал им менять религию. Махарши учил, что цель всех религиозных писаний — «заставить человека направить свои шаги к его первоначальному источнику»; подобная идея похожа на христианскую концепцию «возвратиться к Богу».

Все великие духовные традиции мира говорят о мимолетных вспышках великого проникновения или света, которые появляются неожиданно, а затем угасают, оставляя в воспринимающем их человеке уверенность, что обычное состояние осознания жестко ограничено и ведет в неверном направлении. Все религии мира описывают методы достижения и поддержания измененного состояния расширенного сознания. Все они описывают цели расширения и стабилизации этих трансцендентных состояний осознания, и все они имеют названия для этих расширенных состояний — «спасение», «самадхи», «освобождение», «просветление», «Царство Божие», «обожествление», «самореализация», «фу» и «мукти» — эти слова относятся к пробуждению, свободе и выходу в бесконечное сознание.

Измененные состояния являются жизнепреобразующими - физически, ментально и эмоционально. Они улучшают здоровье, восприятие и понимание. Мы осознаем нашу взаимосвязь со всем живым на уровне сознания. Через глубокое познание того, что мы не разобщены, жизнь приобретает новое значение, и мы становимся более миролюбивыми, счастливыми и милосердными. Жизненные цели смешаются. Мы ищем дальнейшего усовершенствования нашей способности достигать этого насыщенного любовью и энергией состояния осознания и формируем желание помочь другим научиться делать то же самое.

Молитва доступна каждому из нас и способствует расширению нашего осознания. В этой Вселенной нелокального разума, когда изменяется что-то одно — изменяется все. Наша сила — в изменении нас самих, изменении нашего разума — и через это в изменении окружающего мира.

Все мы уже читали и слышали, что в этом мире очень редко встречаются просветленные души. Возможно, так было в прошлом, но будет ли так в настоящем и будущем - это зависит от нас. Свет чистого осознания доступен для просветленного, умиротворенного разума. В следующей главе мы рассмотрим такой вопрос: «Чему следует уделять внимание в своей жизни?»

------------------

ГЛАВА 7

Сердце разума

Первые шаги в направлении благодарности и прощения

Мы — безжалостный огонь. Мы же и созидательное, сверкающее, опаляющее, исцеляющее пламя, внушающей благоговение колдовской вселенной.

Брайан Свимми

«Вселенная - это Зеленый Дракон»

В детстве нас спрашивали, кем мы хотели бы стать, когда вырастем. Под этим вопросом на самом деле подразумевалось: «Что бы вы хотели делать?» И какой бы вид деятельности мы ни выбрали, это не имело бы никакого отношения к выбору, кем быть или как кем-то стать. «Пусть красота того, что вы любите, станет тем, что вы делаете», - сказал мусульманский мистик суфий Руми, живший в XIII веке. Так будьте же художниками, которые пишут полотна своей жизни. Будьте красотой и любовью.

Но как? В современном мире большинство людей самореализуются посредством своей работы.

Не находя для себя осмысленной духовности, они непроизвольно перекладывают на работу традиционную роль религии, которая помогла бы им ответить на вопросы: «Кто я?» и «Почему я здесь?»

Все мы хотим вести счастливую, наполненную и осмысленную жизнь. Эти цели универсальны, несмотря на то что все люди понимают счастье по-разному. Для одних наполненность и самореализация в жизни заключается в том, чтобы создать семью и. вырастить детей, зарабатывать деньги или заниматься спортом; для других - в том, чтобы писать книги, заниматься кулинарией или выражать себя при помощи живописи. И все мы хотим, чтобы нас любили.

Мудрые традиции Востока учат, что поскольку наши мысли, чувства и желания постоянно меняются, мы никогда не достигнем прочного счастья или душевного спокойствия с помощью вещей, взаимоотношений с людьми или чего-то такого, что находится вне нас самих. Вещи изнашиваются, их можно потерять, они выходят из моды или ломаются. Человек, с которым мы вступаем в связь, через некоторое время оказывается совсем не тем. за кого мы его приняли. А потом и мы оказываемся не теми, за кого нас принимали. Каждый из нас — это бесконечно изменяющийся ряд событий, интерпретируемых нами самими и другими людьми на основе безнадежно субъективного подхода. Мы никогда не обретем истинного значения жизни в другом постоянно меняющемся человеке.

Наш разум находится в бесконечном поиске, реагируя на поведение и слова других людей, и бывает заполнен мыслями и воспоминаниями, которые потоком проходят через наше сознание. Поэтому бесполезно искать продолжительного счастья посредством мыслей или даже чувственных удовольствий. То, что привлекает нас сегодня, завтра уже может не удовлетворять. Тем не менее мы упорно считаем, что безмятежность приходит от чего-то, что мы делаем или имеем, а не от того, кем мы являемся.

Действительно, все мы жаждем относительно удовлетворенного и стабильного состояния разума, свободного от страстей и страхов. Восточные философии называют внутреннее чувство продолжительного спокойствия и беспричинной радости, возникающее вследствие единения с Богом, блаженством. Они отделяют внутреннее блаженство от концепций удовольствия или счастья, принятых в Европе и Америке, — мимолетных чувств, сосредоточенных на кратковременных телесных ощущениях, приобретении вещей или изменении внешних обстоятельств, чтобы удовлетворить наши желания.