В главе 6 мы объясняем, как человек из мира науки — или любая мыслящая личность — может при желании лично исследовать вопрос об эффективности молитвы. В главе 7 дано описание того, как мы создаем наш жизненный опыт путем выбора объекта, на котором сосредоточиваем внимание. Мы приглашаем читателей обдумать идею о том, что умение правильно направлять внимание — это один из наиболее эффективных инструментов в деле преобразования нашей жизни.
В главе 1 мы исследуем иллюзию разделения нашего «я» и внешнего мира, приводим высказывания на этот счет мистиков прошлого, а также анализируем вопрос о том, насколько этот опыт трансцендентен по отношению к аналитическому подходу, господствующему в современной науке. В главе 2 мы обращаемся к «вечной философии», которая учит, как можно находить единые для всех истины мистического характера в разных существующих традициях религиозной мудрости, при том, что почувствовать Бога можно и не обращаясь к этим традициям.
В данной книге мы постоянно подчеркиваем, что не существует какого-либо конфликта между индивидуальным восприятием Бога и современной наукой. На деле способность воспринимать Божественный опыт приходит в том состоянии сознания, которое находится над способностью разума к аналитическому постижению. В начале XIX века выдающийся французский астроном Пьер-Симон Лаплас писал, что мы могли бы предсказывать все, что случится в любой момент в будущем, если бы знали положение и скорость каждой частицы во Вселенной в настоящий момент. В наше время претензии науки стали намного скромнее. Принцип неопределенности, который можно назвать принципом неуверенности, является фундаментальной концепцией современной квантовой физики, разработанной в 1920-х годах Вернером Гайзенбергом. Эта теория показывает нам, что принципиально невозможно узнать точное положение и скорость даже одного отдельного атома.
В математике наиболее существенной задачей и, возможно, наиболее далеко идущей идеей нашего столетия стала теорема о неполноте Гёделя*, которая показывает, что любое самоочевидное (аксиоматическое) или математическое построение обязательно имеет хотя бы. одно утверждение, истинность или ложность которого принципиально не может быть определена.
* Гёдель Курт (1906—1978) — австрийский логик и математик. Наиболее известен двумя теоремами: теорема о неполноте гласит, что если арифметическая система непротиворечива, то она неполна; теорема о непротиворечивости формальных систем гласит, что если формальная система непротиворечива, то невозможно доказать ее непротивречивость средствами, формализуемыми в этой системе. - Прим. перев.
Недавно физик Дэвид Бом написал пространный труд о принципе нелокальности в физике — научной идее, вытекающей из предположения, что раздельное существование сознания каждой отдельной личности — всего лишь иллюзия. В своей книге Бом показывает, что все объекты во Вселенной взаимодействуют друг с другом независимо от существующих между ними расстояний. Его модель, которую он назвал «квантовой связанностью», представляет окружающий мир как одну огромную голограмму.
После столетий преклонения перед диктатом академической напыщенности мы в конце концов приходим к пониманию, какова реальная суть устанавливаемой путем экспериментов так называемой «научной» истины. В научном мире, все (болееe и более подчиняющем свои подходы законом «неопределенности», «неполноты» и «нелокальности», мы обнаруживаем множество области, где возможен опыт Бога, не противоречащий научным данным.
Многие авторы религиозных и духовных трактатов отталкивали от себя мыслящих людей тем, что требовали поверить в то, что эти люди на инстинктивном, подсознательном уровне не чувствовали истинным или считали просто недоказуемым. Но чаще всего это приводило лишь к тому, что подобного рода труды вызывали у читателей гнев, растерянность и скептицизм и не порождали никакого желания обратиться к духовной жизни.
Люди всегда ищут пути, чтобы внести смысл в свою нелегкую жизнь. Сейчас наши дни заполнены огромным количеством разнообразных дел, и нес меньше и меньше времени остается на то, чтобы их выполнить. Мы пытаемся достигнуть счастья через отчаянную погоню за вещами. Мы хотим получить все сейчас же, немедленно и навсегда.
Но, несмотря на то что мы владеем большим количеством вещей, чем владели люди когда-либо в прошлом, несмотря на высочайший уровень образования, изощренные средства связи и самую разнообразную доступную нам технику, наша жизнь бывает омрачена чувством одиночества, отчаяния и бессилия. И все это происходит в период наивысшего процветания человечества, когда забота о здоровье поднялась на небывалую высоту. Мы чувствуем, что неспособны изменить направление, в котором течет наша личная жизнь, развивается наше общество или окружающая среда, в которой, как нам часто кажется, над нами висит угроза погрузиться в состояние полной безнадежности.
Ясно, что данные чувства затрагивают практически всех людей, независимо от каких-либо конкретных обстоятельств жизни того или иного индивидуума. И именно поэтому мы должны обратить внимание на призывы духовных наставников, ведь всегда, на протяжении всей истории человечества, кризисы, боль и отчаяние становились могучими рычагами, двигавшими нас к раскрытию Истины, то есть того, кто мы есть на самом деле. Это результат опыта определенного состояния сознания, которое не может быть достигнуто никаким другим путем, кроме как через признание, что наша истинная природа заключается в Бесконечном и не знающем границ сознании. Как говорит учитель духовности Гангаджи:
«Чтобы избавиться от страданий, мы испробовали все. Чтобы избавиться от страданий, мы побывали повсюду, мы покупали всевозможные вещи, мы испробовали все виды пищи и глотали разные таблетки.
Наконец, когда каждый из нас применил до-статочно всего, в нас начали появляться ростки духовной зрелости, которая подразумевает готовность проявить волю и отказаться от бесполезных попыток избавления от страданий, которые, фактически, приводят лишь к новым страданиям. В тот важный момент на поверхность всплывает понимание того, что действительно лежит вне пределов страданий и позволяет переносить их, Не обращая на них внимания. Это и есть проявление нашей истинной сущности».
«Вечная философия» впервые была описана Олдосом Хаксли* как нить универсальной Истины, которая пронизывает все существующие в мире духовные традиции.
* Хаксли Олдос (1894—1963) — английский философ и писатель. Под «вечной философией» понимал многовековую традицию мистиков разных народов. — Прим. перев.
Она учит нас, что кроме тех действий, которые мы можем предпринять для улучшения нашего мира, мы имеем также возможность испытать по своему желанию любое состояние - единство со Вселенной и мир в душе или одиночество и страх. И хотя мы не можем во всех случаях управлять ситуациями, складывающимися в окружающем нас мире, от нас зависит, как мы будем переживать эти ситуации. В любой момент мы можем, каждый по отдельности и все вместе, повлиять на направление нашей жизни, решив сосредоточить внимание на том, кто мы есть, и на постижении нашей внутренней сущности. Выбор того, на что мы направим свое внимание, можно считать высшей свободой, какая только доступна человеку. Выбор того, на чем сфокусировано наше внимание, касается не только нашего собственного опыта и восприятия, но также влияет на опыт и поведение других людей. Махатма Ганди учил: «Единственные демоны в мире — это те, которые гнездятся в наших сердцах и оттуда оказывают влияние на нашу жизнь. И это то место, где мы должны дать им бой». Рай и ад доступны исследованию, но никакой опыт в нашей жизни невозможен за пределами нашего сознания и без нашего согласия пройти через этот опыт.
Однажды один духовный наставник сказал своему ученику: «Не ищи Бога. Бог — здесь и сейчас Если бы ты был здесь и сейчас, ты увидел бы Но». Конечно, слова «увидел бы его» не следует понимать буквально. Но эта притча может послужить хорошим уроком познания Истины. В этой книге мы стараемся отыскать пути между человеком и Богом. В то время как религиозные догмы Macro представляют Бога недосягаемым и непостижимым, наша цель состоит в том, чтобы предложить такие принципы, в рамках которых даже re, кто рассматривает мир только с логической и научной точек зрения, смогли бы прийти к осмысленной и вдохновляющей духовной жизни.
ГЛАВА 1
Как стать единым целым со всем сущим
Наше чувство разобщенности — это иллюзия
В конце наших земных скитаний у нас остается единственное сильное душевное стремление — возвратиться к Богу.
Рэм Дасс
Зачем докучать Богу? Люди часто говорят, что обращаются к Богу и религии для того, чтобы обрести спокойствие и смысл в этом мире. Конечно, на вопрос, существует ли Бог, нельзя ответить твердо и однозначно. Но если Бог существует, то почему бы такому сообразительному малому как Карл Саган не знать об этом? Возможно, для Сагана наука и была его религией - путем, который он избрал, чтобы находить ответы на жизненно важные вопросы. К сожалению, наука может разрешить только определенную категорию вопросов — те, которые касаются физического мира.
Наука не в силах помочь нам в сердечных делах: найги возлюбленную (возлюбленного), обрести спокойствие духа или познать смысл жизни. И вы не можете использовать науку саму по себе, чтобы доказать, что она и есть прямой путь к нахождению конкретного ответа.