Смекни!
smekni.com

Джейн катра рассел тарг (стр. 5 из 41)

Как мы уже говорили во введении, многие из Нас изучали труды логических позитивистов, таких как Айер и Витгенштейн, и знают, что если что-то не поддается проверке или не может быть опровергнуто научным методом, то следует считать, что это не стоит нашего внимания или даже является бессмыслицей. Но наука как таковая основана на непроверенной предпосылке, что это самый подходящий метод для раскрытия Истины. Сагану не удалось заглянуть за пределы им самим ограниченной области для ответов на проблемы, касающиеся Бога. Подобно человеку, который снова и снова шарит в освещенном месте под фонарным столбом в поисках потерянных ключей, Cаган) пренебрег исследованием тех областей науки, которые, возможно, осветили бы искомые ответы. Разумеется, мы все в долгу перед этим великим ученым за его достижения и за предоставленную целому поколению людей возможность испытать увлекательные приключения во Вселенной.

Его способности как педагога и ученого точно указывают, почему и его допущения, и его упущения в сфере идей, касающихся духовной сферы, являются столь важными. Незадолго до смерти в своей последней книге «Мир, порожденный дьяволом» Саган познакомил нас с возможностями дальнейшего изучения взаимосвязей нашей природы. Он пишет: «Есть три вопроса в области экстрасенсорного восприятия, которые, по моему мнению,'Заслуживают серьезного изучения, это: I) могут ли люди, не соприкасаясь с компьютером, с помощью одной только мысли влиять на числа, генерируемые генератором случайных чисел; 2) могут ли люди в условиях сниженной сенсорной активности воспринимать мысли или образы, которые на них "проецируют" другие люди, находящиеся на значительном расстоянии; 3) имеет ли место факт, что иногда маленькие дети сообщают о подробностях своей предыдущей жизни, о которых не могли узнать каким-либо другим путем, кроме как через перевоплощение, и которые при проверке оказываются соответствующими истине».

Мы достаточно широко рассматриваем эти исследования, которые являются ключевыми компонентами в постижении духовности, в главе 3, используя при этом высказывание самого Сагана о духовности: «Наука не только не является не-совместимой с духовностью, но она — глубочайший ее источник». К сожалению, то, что Саган понимал под духовностью, не включает в себя ни существование, ни опыт Бога.

Мы с полной определенностью полагаем, что сфера исследований экстрасенсорного восприятия охватывает деятельность и энергию, существующие во Вселенной за пределами «я» каждого сдельного человека. Первый эффект, который упоминает Саган — способность мыслей производить действие на расстоянии — был достаточно чисто продемонстрирован во время исключавших возможность фальсификации опытов, посвященных исследованию эффективности молитвы в отношении находящихся в госпитале больных. Результаты этих опытов были недавно опубликованы докторами Элизабет Тарг и Рэндольфом Бирсом в статьях об исцелении на расстоянии, они показали успешное воздействие как на больных СПИДом, так и на страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Молитва проявляется как демонстрация определенной силы, существующей во Вселенной, которую многие люди связывают с существованием Бога.

Относительно второй части исследований экстрасенсорного восприятия, которые Саган считал интересными, или проецирования сенсорных образов («пси-эффект»), можно сказать, что это факт, и люди могут принимать мысли и образы извне. В Стэнфордском университете в течение двух десятилетий проводились исследования, в которых принимали участие сотни обыкновенных людей, пытавшихся воспринимать и описывать события или места, которые находились на удаленном от них расстоянии и относительно которых возможность получения информации обычным путем была полностью исключена. Соединив наш личный опыт с указанными научными исследованиями, продемонстрировавшими контакт между разумом Двух людей, мы с уверенностью можем сказать, что вступление в контакт по крайней мере с одним из элементов нашего духовного сообщества — дело нетрудное. Этим элементом является безграничное сознание, которое простирается повсюду и которое может связать нас друг с другом через время и пространство. Вспомните модель физика Дэвида Бома — здесь тоже речь идет о субстанции (в данном случае - сознании), которая существует вне пространства и времени как наш нелокальный» разум. Как мы упоминали ранее. Бом и ином это квантовой связностью. Эта связность и есть то, что делает для нас возможным опыт существования как части вселенского духовного новшества.

Идея о связи с нашим духовным сообществом выведена не только из религиозных текстов прошлых веков. В 1980 году в крупной, приспособленной для проведения медицинских исследований больнице при Стэнфордском университете было обнаружено, что среди инженерного персонала корпорации «Lockheed Missiees & Space» чаще, чем обычно, встречались случаи сердечно-сосудистых заболеваний. Физиологи из Стэнфордского университета провели беседы с госпитализированными больными, чтобы разобраться в образе жизни и методах работы этих людей и определить, что могло повлиять на их здоровье. Исследователи задавали им следующий вопрос: «Сколько у вас близких друзей, с которыми вы могли бы обсуждать свои самые важные проблемы?» И наиболее частым ответом был следующий: «Таких друзей у меня нет». Изучение этого удивительного факта, полученного исследователями из Стэнфордского университета, стало для нас одним из главных мотивов при написании разделов этой книги, посвященных взаимосвязи между людьми.

И, наконец, вот что можно сказать в ответ на третий пункт, указанный Саганом в вопросе, касающемся экстрасенсорного восприятия: психиатр Ян Стивенсон собрал тысячи рассказов детей со всего мира, в которых они описывали родителям свою предшествующую жизнь. Дети рассказывали, как проходила жизн ь в этом доме много лет назад и называли старых друзей, своих супругов И детей, причем этот рассказ время от времени сопровождался вспышками самых глубоких эмоций.

Позже мы посвятим целую главу каждому из этих потенциально важных элементов духовной жизни. И всякий раз будем видеть, что наша разобщенность есть иллюзия, и что она в еще большей степени относится к духовной, нежели к физической составляющей.

У Сагана никогда не было стремления верить в Бога, скорее, у него было стремление знать. Но для того, чтобы «обнаружить» Бога, Сагану необходимо было бы остановить течение своих мыслей и постараться вслушаться в то, что на протяжении длительного времени говорили великие умы прошлого. Ему следовало бы остановить свои собственные быстро несущиеся мысли, как бы они ни были великолепны, и позволить новому знанию войти в его разум. Не вся истина проявляет себя посредством интеллекта, независимо от того, насколько этот интеллект силен. И наука, так же как и любая всеми признанная религия, не достигает успеха в попытке снабдить человека инструментами, которые необходимы ему для общения с Богом.

Мы полностью согласны с Карлом Саганом только по одному пункту: «Момент понимания, сам по себе, уже есть праздник единения, слияния... с величием Космоса. И кумулятивный эффект от всемирного вклада в поток познания через какое-то время превратит науку во что-то совсем другое, что будет лишь небольшой частью наднационального, включающего все поколения, единою сверхразума».

Можно сказать, что мы все уже включены и являемся частью величественного сверхразума, известного нам как сознание. Повсеместно на протяжении более чем трех тысяч лет во всех частях света мистики описывали свой опыт слияния с этим «сверхразумом» как процесс приближения к Бoгy, как опыт вселенской любви, и эти описания заслуживают гораздо большего доверия и являются более определенными, чем многое из того, что мы называем «научными истинами».

Научная картина мира постоянно изменяется. Древнегреческий ученый Птолемей мог весьма точно предсказывать движения планет, хотя по ошибке поместил Землю в центр Солнечной системы. Мы не можем отрицать, что Ньютон внес огромный вклад в понимание физических законов, хотя он и представлял пространство Вселенной заключенным в рамки абсолютной системы отсчета, как будто весь Космос подчинен движению одних гигантских часов. Теория относительности Эйнштейна показала, что эта концепция неверна, а Гайзенберг доказал, что все измерения относительны, особенно на квантовом уровне. Каждый день мы узнаем о каком-нибудь новом удивительном явлении или противоречащем прежним представлениям факте относительно строения мироздания. Даже возраст Вселенной, заново рассчитанный после недавнего обнаружения новых шаровидных скоплений звезд, оказался гораздо большим, чем считалось раньше.

Мистики же, приводя свой разум в состояние спокойствия и тишины, могли получать опыт, ничем не уступающий научному, но в отличие от него всегда приводящий к одному и тому же результату Выдающийся философ-эмпирист Ч. С. Пирс (написал большую работу, приводя доказательства того, что подобный мистический опыт, повторяющийся в одних и тех же формах на протяжении всей истории человечества, был вполне определенным аргументом, которым пренебрегали, Но который подтверждал существование Бога.

Западная наука благодаря огромным успехам но многих случаях стала выполнять роль религии. ()на зажгла в наших домах свет и обогревает их зимой; обеспечивает нас всеми видами связи, возможностью путешествовать и развлекаться. За минувшее столетие наука удвоила продолжительность нашей жизни. Кроме того, она раскрывает перед нами все более и более понятную и законченную картину окружающего нас физического мира. А если все это подытожить, то можно сказать, что наука дала богатейшую пищу для наших умов, но она не дала равноценной пищи для наших сердец.

За пределами научного опыта