О чем чаще всего думают мужчины и женщины
ЖЕНЩИНЫСекс
Домашние
любимцы
Пища
Мыспи о том,
как бы поменьше есть
Беспокойствоо том, чтобы сделать вовремя пи-пи
Старение
Обида на мужчин
МУЖЧИНЫ
Взаимоотношения
Облысение Старение |
Странная форма ушей и волосы, растущие из носа |
В своей потрясающей книге «Поток» психолог Михали Чиксентмихали привел итоги опроса, проведенного среди тысяч людей, относительно их опыта внутренней жизни. По итогам этих исследований он дает описание источников счастья:
«Вот что я "открыл'': счастье — это не то, что случается. Это вовсе не результат удачи или случайного стечения обстоятельств. Это не что-то такое, что можно купить за деньги или взять силой. Оно не зависит от внешних обстоятельств, но скорее от того, как мы их интерпретируем. На деле счастье связано с условиями, которые должен создать, взрастить и развивать каждый человек. Люди. научившиеся контролировать свои внутренние переживания, смогут определять качество своей жизни, что даст каждому из нас счастье». [Курсив авторов книги «Сердце разума».]
Философ и наставник Эндрю Коэн также написал о поисках умиротворенности разума. «Если человек не проявит готовности хотя бы на 51 процент дать возможность "незнанию" войти в его разум [то есть капитулировать перед Вселенной], — пишет он, — то ему невозможно будет обрести даже малую толику того совершенства, которое является высшим выражением бытия...» Другими словами, наука и анализ не всегда служат ответом.
Многие школы психоанализа учат, что опытный психотерапевт не должен раскрывать перед пациентом его проблемы. Пациент должен понять их сам - на собственном опыте. Рациональному разуму понять это очень трудно. Мы должны найти необходимый ответ, прочувствовав его через свои переживания, получив его в неаналитическом, духовном виде или даже на каком-то соматическом уровне понимания нашего тела, потому что именно там и гнездятся наши проблемы.
С церквями и синагогами в наше время связана одна главная проблема — в них каждый человек может с большим комфортом рассуждать о Боге, но когда вы пытаетесь спросить об опыте Бога, вас сразу же окружает поистине невыносимая тишина полного отчуждения. Опыт Бога нельзя выразить словами — он окутан тишиной. По мере того как повсюду в Америке усиливается стремление к духовной жизни, пробуждается осознание, что это требует готовности столкнуться лицом к лицу с дискомфортным состоянием полной тишины, а также желания измениться.
Ваш опыт зависит от того, о чем вы думаете. Что вы испытываете и что выражаете чаще всего?
как мало нужно, чтобы переместить центр вашей сосредоточенности с чувства страха на чувство благодарности
Выбор за вами.
Многие из нас, в том числе и ученые, признают, что если мы будем постоянно сосредоточиваться на внешнем - на вещах, зарабатывании денег, приобретении недвижимого имущества, или зацикливаться на сексе или даже смерти, — в Любом случае результатом обязательно будут такие чувства, как отчаяние, гнев, возмущение и страх. Вслед за Эндрю Коэном я нарисовал карту территории, лежащей между полным отчаянием и полным блаженством. Я абсолютно уверен в конечных точках схемы, которую вы можете увидеть на следующей странице. Тот, кто тратит 100 % своего времени на мысли о деньгах, физическом теле и всяком хламе, определенно идет к отчаянию. А ют, кто в течение всего времени испытывает любовь и единство со всем миром, по-видимому, движется к полному блаженству отрешенности от всего материального (которое может нарушаться разве что тем, что вы забудете вовремя поесть).
Я не собираюсь бездумно порицать сексуальность — совсем наоборот, я считаю, что она питает тело, разум и дух. Но мы озабочены тем, что сосредоточенность на ценностях материалистического и собственнического характера, господствующая в средствах массовой информации, в раздевалках и в беседах обычных людей, как правило, ведет к пустоте, боли к глубокой печали.
В рамках этой модели человек может сделать свой самый важный шаг - от страха к благодарению. Благодарение воздается за милосердие, за тот незаслуженный дар Бога или Вселенной, который делает нашу жизнь более здоровой и полной изобилия, чем она могла бы быть в любом месте и в любое время в истории человечества. Я понял, что если даже мое внимание сосредоточено на благодарении в какие-то промежутки времени в течение дня, все равно я могу уделять другую половину своего времени различным треволнениям, анализу и негодованию. Не нужно обладать какой-то особой мудростью, чтобы достигнуть мира в душе и осмысленности жизни. Кажется, что это очень незначительный шаг, но на самом деле в нем скрыта сила, способная произвести огромные перемены в моем сознании, а следовательно, и в моей жизни. Самый интересный факт относительно этого шага состоит в том, что мне нет необходимости что-то делать. Я должен всего лишь и изменять свой разум.
Например, когда я просыпаюсь каждое утро, передо мной встает выбор, какую из ментальных программ запустить в действие. Я могу начать день с мыслей об оплате счетов, или об окончании своей работы, или же могу, открыв глаза, вознес-ти благодарность за то, что встречаю новый день и могу наслаждаться хорошим здоровьем и тем, что мне повезло родиться и жить в мирной стране.
Далее возникает вопрос, кого мне благодарить? Для некоторых людей тут никакой проблемы быть не может: вы должны благодарить Бога. С моей точки зрения, антропоморфный образ Бога, к которому, как к определенному лицу, можно возносить благодарения, не совсем подходит. Буддист возносит благодарения своей карме, то есть безличному закону причины и следствия, который по определению очень похож на эйнштейновский «организующий принцип Вселенной». Другие могут благодарить просто Вселенную или Бога любящего, описанного мистиками всех времен. Этот последний является проявлением Бога, что легче всего пережить на опыте. Итак, проснувшись утром, я могу сделать выбор - проворчать: «Жизнь мрачна, и все равно я скоро умру» или воскликнуть: «Благодарю Тебя, Боже, за новый день, наполненный поистине безграничными возможностями!». Опять-таки, трудное решение!
Единственный путь движения от страха к благодарению - это сознательное культивирование определенных ритуалов, которые помогли бы успокоить ненужную суету в вашем разуме. Такой путь мог бы помочь вам пережить состояние ничем не сдерживаемого дружелюбия, о котором Будда сказал, что оно легко приходит в расслабленное состояние ума и дает нам возможность постичь нашу истинную природу, которая и есть безграничное сознание, Будда научил нас молитве, которая делает это возможным. Она называется молитвой метта или молитвой теплой доброжелательности. Даже скептически настроенный человек с научным мировоззрением может спокойно воспринять эту молитву, созданную 2500 лет назад, потому что она не требует от него веры во что-то определенное. Эту краткую молитву могут Также использовать ученые, благодаря ее исключительной эффективности. Она состоит из пяти коротких строчек, каждая из которых адресована определенному кругу проблем, вызывающих у людей особую озабоченность, — миру, любви, благодарению и окружающим.
Да пребуду я в мире.
Пусть сердце мое остается открытым.
Да пробуждаюсь я для внутреннего света, который
и есть моя истинная суть.
Да буду я исцелен.
Да буду я источником исцеления для всего и всех.
Да пребуду я в мире. Мы не можем иметь мир. Брошенный нам судьбой вызов состоит в том, что мы должны научиться пребывать в мире.
Пусть мое сердце остается открытым. Эта молитва указывает на то, что наши сердца уже открыты для того, чтобы дарить и принимать любовь. Пребывание в этом умиротворенном состоянии разума дает нам возможность узнать о том, как уйти от разделенности сознания и достичь состояния, когда наша индивидуальность полна любви, а также обрести контроль над своим разумом.
Да пробуждаюсь я для внутреннего света, который и есть моя истинная суть. Наша истинная суть — это любовь. Вселенная заполнена сознанием, которое оживляет и вдохновляет каждого из нас и которое мы выражаем через заботу и внимание к другим.
Да буду я исцелен. Первым шагом к исцелению является признание того факта, что прощение очищает пространство нашего разума от застарелой враждебности.
Да буду я источником исцеления для всего и всех. В нашем мире, где все взаимосвязано, если каждый из нас станет центром любящей доброжелательности, то мы будем содействовать исцелению всего сущего или, по крайней мере, тех живых существ, которые нас окружают, путем переключения своего внимания с негодования на доброжелательность.
ГЛАВА 2
Как почувствовать Бога
посредством духовного опыта
Духовность без религии
Мне не нужна большая вера.
У меня просто есть большой опыт.
Джозеф Кэмпбелл
Почему мы ищем Бога? Может быть, потому что наша потребность жить в осмысленном, а не абсурдном мире по своей силе превосходит ниже желание избежать страданий или обрести счастье. Когда известный врач Герберт Бенсон заявляет, что «мы — инструменты Бога», то тем самым он объясняет, что всякая человеческая жизнь начинается для того, чтобы обрести связь с чем-то большим, чем мы сами.