Смекни!
smekni.com

Методика нравственного воспитания. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию человека, гражданина, патриота: практический опыт (стр. 10 из 20)

3. Проанализируй и сравни, чем та или иная эпоха отличается от предыдущей и остальных эпох

4. Узнай, какие имена стали украшением или позором изучаемого периода (столетия, эпохи).

5. Определи, является ли этот век прогрессом или регрессом в истории человечества, чья деятельность двигала его вперед или назад.

6. Проанализируй соотношение между материальными и духовными приобретениями данного века, эпохи.

7. Помни, что главная цель анализа прошедших веков это работа над собственной системой ценностей.

3. Технология «Духовный эпицентр»

Сущность этой технологии сводится к рассмотрению той или иной ценности через разные промежутки времени на разных исторических отрезках. Так повторительно-обобщающий урок по курсу «История России» итогового типа можно провести на основе анализа истории Кремля или Красной площади, иконы Владимирской Божьей матери, Храма Христа Спасителя, Уникальность и нравственная ценность таких уроков связана с тем, что через эти объекты истории. проходила жизнь миллионов людей, и сами эти объекты могут стать источниками нравственного содержания. К примеру, достижения царской России и культуры той эпохи можно проследить по храму Христа Спасителя храму памяти об Отечественной войне 1812 года, где трудились сотни специалистов над его украшением. Разрушение храма в 1931 году и строительства на этом месте Дворца Советов рассказывает о символах социалистической культуры. Возрождение храма в конце XX века свидетельствует о смене ценностей в обществе. На таком уроке можно проанализировать нравственное состояние тех, кто его строил, кто его разрушал, и кто его восстанавливал. Через храм Христа Спасителя проходит более 200 лет истории российского государства, а значит, учащиеся получают возможность через этот памятник рассмотреть ценность 3-х эпох российской истории. Подробности такого урока описаны в приложении к работе.

Технология «Духовный эпицентр» помогает увидеть учащимся историю целой страны, и даже часть мировой истории в одной точке, ставшей пересечением великих событий. От того, что происходило в этих местах раньше и что в них происходит в настоящее время, зависит судьба многих поколений. Духовным эпицентром старой России были храмы, ибо в храме пересекались жизнь и смерть, тленное и вечное, небесные ценности и земные. Духовным эпицентром советской России были места, связанные с революциями (Петроград - центр 3-х революций), мавзолей Ленина и т.д. В России также есть места, которые были свидетелями великих событий в разные периоды истории, включая самодержавную Россию, Россию советскую и Россию демократическую. Они находятся в глубине России. Воссоздание истории этих эпицентров исторических событий имеет нравственное значение для людей, охраняющих память о прошлом. Ученикам можно предложить очередную памятку, побуждающую к активным действиям, связанным с сохранением памяти об исторических событиях и людях, живущих в прошедшие эпохи.

Памятка № 15 выглядит следующим образом:

«Мудрость памяти»

1. Нельзя жить не зная.

2. Помни имя свое человек.

3. Забвение разоряет все, что создано руками наших предков.

4. Сохраните только память о нас, а мы ничего не потеряем, уйдя из жизни.

5. Можно умереть, но остаться жить для людей, а можно жить, но быть не хуже мертвеца.

6. Нельзя быть равнодушным к великой памяти.

7. Беспамятство там, где расстояние между высокими словами ничтожными поступками сведено к нулю.

8. Народ, пренебрегающий памятью, лишает себя памяти и не имеет будущего.

9. Часто зло повторяется по причине забвения.

10. Помня войну, мы помогаем миру.

11. Дням доброй жизни есть конец, но доброе имя пребывает вовек.

12. Память заботливо хранит только то, что с трудом досталось человеку.
Технология «Духовного эпицентра» может быть применена на уроке. Дата в календаре может стать предметом исследования событий, происходивших в одно и тоже время в различные эпохи. Например, 7 ноября можно изучать сразу с нескольких сторон. Если в 1917 году этот день стал началом Октябрьской революции, то в 90-е годы он стал днем примирения и согласия и включен в число государственных праздников. В 1612 году этот день по некоторым исследованиям стал началом освобождения Москвы от польских захватчиков. Учитель может связать эти даты и попытаться выяснить вместе с учениками, что их связывает, а что разделяет, какое нравственное значение они имеют. Конечной точкой в рассуждении о том, что когда-то было, должна мысль о том, чем каждый из нас наполняет дату сегодняшнего дня (или 7 ноября предстоящего года). Учитывая частую смену календарей в России, целесообразно обсудить специфику системы летоисчисления до Рождества Христова, т. е. от сотворения мира и особенности юлианского и григорианского календарей.

Чтобы ещё лучше представлять содержание ценностей разных эпох, можно сравнивать Христианские двунадесятые праздники и революционные советские праздники. Так, например. 8 сентября (21 сентября по новому стилю) по православным святцам считается днем Рождества Пресвятой Богородицы. В 1380 году это имело особое значение, ибо именно в этот день состоялась знаменитая Куликовская битва. Для православных русских воинов это имело огромное духовное значение, так как сама Богородица, по мнению русских, покровительствовала им в этом сражении.

Такое же моральное значение имела дата - 7 ноября 1941 года, когда после парада в Москве большинство его участников направилось защищать Москву от фашистов. Данная технология близка по духу к технологии «Имя в истории».

4. Технология «Имя в истории»

Сущность этой технологии такова: обнаружить духовную связь своего имени с теми людьми, которые его носили в прошлые годы или в настоящее время. Известно, что имя обладает мощным духовным потенциалом и способно влиять на жизнь и поступки многих людей. Гак за Христа умирали многие христиане в эпоху гонений на православную церковь. С именем Сталина люди шли в бой и погибали. Имя Ленина соединяло людей в комсомольских и коммунистических организациях. Имена вновь родившимся детям давали в дореволюционную эпоху по православным святцам, а человек, именем которого называли ребенка, считался небесным покровителем. Носитель этого имени должен был знать житие своего святого покровителя и подражать ему в поведении.

Подобная традиция была первоначально унаследована большевиками, которые давали революционные имена своим детям, родившимся после революции. Учитывая эту тенденцию, изучая ценности языческие, христианские и революционные, учитель дает задание ученикам выявить сущность имен, даваемых в разные эпохи. Языческие имена составляют 5 тысяч видов (см. словарь Туликова), христианские — 2,5 тысячи (600 женские), революционные несколько сотен. К тому же в России встречаются и восточные имена (Марат, Руслан, Батыр, Тамила и т.д.), и западные (Джон, Эдуард, Альберт и т. д.). К тому же русская традиция часто давала человеку несколько имен. Так древнерусский князь Владимир имел 3 имени (Владимир по крещению, Мономах по деду, Василий,монашеское, перед смертью), а Александр Невский 2 имени (Александр - по крещению, Алексей - монашеское перед смертью). Русские революционеры часто меняли свое имя для конспирации. Так у Ленина (Ульянова В. И.) было более 100 псевдонимов. А вот список революционных святцев: Арвиль (армия В.И.Ленина), Марлен (Маркс и Ленин), Ворс (Ворошиловский стрелок), Сталина, Ревмир (мировая революция), Червонец (десять рублей).

Разговор об имени человеческом на уроке – это попытка понять смысл своего имени и найти отголосок его в истории. Вот как выглядит памятка №16 Смысл имени

1.Имена наши – суть послушаний, которые раздал Бог всем людям. Имя человека – это его должность ( архимандрит Петр Кучеров).

2.Фамилие мы получаем от рода, Отчество - от отца, а Имя - от Бога.

3.Изначальный смысл имени в том, чтобы одним словом обозначить глубинную суть человека. Во чье Имя человек трудится, от того он и получает награду.

4. У великого человека есть две вещи: талант и имя. Талант дается свыше, а чистота имени зависит от самого человека.

5. У каждого имени свой тайный код, разгадав который человек получает помощь для выполнения своего жизненного предназначения.

6. Горе человеку, если его имя славнее его дел.

7.Имя - это благопожелание, в котором заключается надежда и благословение на то, чтобы быть надеждой для родителей, родины, Бога.

8.Имя означает – «высокий, возвышенный». Выражение «во имя» означает, что человек живет тем, что выше его. По имени и житие.

9.Цель Имени: указать на конечную цель жизни, цель Отчества: указать на сохранение родовых качеств, цель Фамилии: обозначить ответственность перед своим родом.

Очень интересна так же история названия городов, деревень, улиц на протяжении нескольких веков. Почему, например, Екатеринбург стал Свердловском, Екатеринослав - Днепропетровском, а Екатеринодар - Краснодаром? В честь кого были названы эти города для прославления Екатерины II или великомученицы Екатерины? Почему Сергиев Посад стал Загорском? И что раньше было здесь на месте будущего Сергиева Посада? Почему Ленинград вновь стал Санкт-Петербургом, а не Петроградом? Почему на современной карте нет ни одного города с корнем Сталин, хотя их насчитывалось на советской карте несколько штук? Нравственно ли давать городу свое имя? Данные вопросы можно рассмотреть, используя вышеназванную технологию при изучении ценностей разных исторических эпох в истории России.

Учитывая громадную палитру имен и фамилий в русской истории, учитель может предложить ученика следующую работу. Её суть заключается в том, что учащиеся на протяжении изучения истории Отечества будут записывать в тетрадь имена и фамилии тех людей, которые повлияли на учеников своей жизнью нравственно и стали их авторитетами. Цепочка имен может быть большой и маленькой. Преимущество этой технологии заключается в том, что она не требует детальной перестройки урока и может применяться на любом уроке, где фигурируют те или иные имена.