Смекни!
smekni.com

Методика нравственного воспитания. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию человека, гражданина, патриота: практический опыт (стр. 17 из 20)

3) уважение к разным точкам зрения.

Творческая среда:

1) стимуляция любознательности

2) наблюдательности

3) самостоятельности, ПОИСКОВОЙ деятельности

§ 4. Рефлексия нравственного воспитания.

Как проследить эволюцию морально-нравственных ценностей у учеников? Как определить уровень нравственно-этических ценностей? Как оценивать движение учащихся к нравственным высотам? Целый комплекс этих и других вопросов возникает у учителя решающего воспитательную задачу на уроке. Выскажу свое мнение по поставленной проблеме.

В человеке нравственный рост происходит постепенно. Учащиеся находятся в постоянном поиске. Качества личностного развития в основном строятся на нравственном фундаменте. Однако эта основа может слагаться по- разному и в разное время. Нравственный прогресс может идти одновременно с нравственной деградацией, и это очень сложно зафиксировать. Учитель может содействовать нравственному росту ученика, а иногда и его нравственному падению, если вовремя не обнаружить предпосылки к нравственной деградации. Поэтому любое слово и действие на уроке не проходит бесследно для ученика.

Задача учителя - включить учащихся в процесс самовоспитания. Разумеется, что такая деятельность должна носить результативный характер. Главным итогом такой работы должно стать внутреннее переживание поставленных вопросов нравственного плана. Естественно, что внутренняя работа души, сердца, разума и воли могут материализоваться. Так дискуссии, проводимые в различных формах, могут заканчиваться демонстрацией своей точки зрения, в которой фигурирует нравственная позиция учащихся.

Изучая историю, учащиеся включаются в процесс осмысления различных ценностей. Учитель может продиагностировать первоначальное отношение к изучаемому факту, событию, человеку, а затем проследить динамику изменений по мере углубления учебного материала. Важно не только научить учащихся добывать новые дополнительные знания, но и обратить внимание на характер деятельности ученика в процессе поиска этих знаний. Для учителя важно не то - изменилось ли мнение ученика в сравнении с его первоначальным суждением, а то каким образом ученик достиг того или иного результата. Таким образом, процесс важнее ожидаемого результата. А для этого необходим индивидуальный подход в процессе работы.

Другой формой рефлексии нравственного воспитания может стать анкетирование, которое проводится трижды в учебном году. Его цель достигнуть единства по вопросу о путях нравственного воспитания между учителем и учащимися.

Вот как может выглядеть анкета, которую заполнят ученики в начале учебного года:

1. Как вы относитесь к изучению истории в школе? Нравятся ли вам уроки
истории и чтобы вы изменили в их проведении?

2. Какой период русской истории вам ближе по духу?

3. О какой исторической личности или событии вы знаете достаточно много, включая дополнительный материал?

4. В каких исторических местах вы были, и что на вас произвело особое впечатление?

5. Назовите ваши любимые книги по истории Отечества.

6. Какие вопросы вам хотелось бы рассмотреть подробнее на уроках истории, и в каких дискуссиях вы бы приняли участие?

7. Ваши пожелания учителю истории.

А вот текст анкеты, проводимой в конце учебного года:

1. Какая тема оставила глубокий нравственный след в вашей памяти?

2. Ценности, каких исторических деятелей повлияли на ваше мировоззрение?

3. Что осталось не понятым в процессе учебной деятельности на уроках истории?

4. Какая тема не вызвала у вас интереса к истории?

5. Чему вас научила история Отечества?

6. Ваши пожелания учителю истории.

Пятый вопрос может стать темой для сочинения, где учащийся указывает учителю на положительный или отрицательный опыт в преподавании предмета. Темы сочинений могут быть разного типа и обсуждаться на уроках истории по мере необходимости. Главное - акцентировать внимание на формулировку ученика. Учитель должен всячески поощрять творческие сочинения учеников, иллюстрирующих нравственную оценку учащихся.

Авторское осмысление и выражение своего мнения может иметь форму написания исторического письма историческому герою. Так, например, ученик демонстрирует свое отношение к декабристскому восстанию путем написания письма воображаемому другу, который собирается идти на Сенатскую площадь в декабре 1825 года. В письме должна фигурировать личная позиция в отношении друга-декабриста и его шага. Письмо пишется с соблюдением стиля эпистолярного жанра XIX века. А вот как выглядит письмо, которое написала ученица 11 класса:

Государь, брат мой! Мой милый и бесценный друг! Вчера дошло до меня, что, несмотря на наш последний разговор о назревающем выступлении против царской власти, и данное мне слово никогда и не при каких обстоятельствах не выступать против нашего императора, вы своего обещания не сдержали. Я не хочу отговаривать вас в очередной раз от участия в этом выступлении в рядах тех, кто отказывается присягнуть нашему новому императору, но в то же время, я не могу найти слов, чтобы выразить вам своё неудовольствие. У вас есть всё, о чем вы мечтали в детстве, и что вы поставили для себя целью получить, будучи уже молодым человеком: титул дворянина, приличное состояние, достойная семья, красавица жена, прекрасные дети, но прошу не забывать о ваших родителях и обо мне, вашей сестре. Я никогда не могла понять ваши увлечения, вашу страсть принимать участие в компаниях с сомнительной репутацией. Мне кажется излишним заниматься непонятным чтением западной литературы, которая не несет никакой пользы, а лишь путает мысли, возбуждаем сомнения в умах, раздражает воображение и дает ему черту преувеличения, что совершенно противоречит нашим христианским ценностям. Будем читать лучше Евангелие и апостолов, заниматься изучением тех правил, которые оставил нам спаситель для нашего руководства здесь. А что же делаете вы? Вы хотите свергнуть нашего императора, нашего наместника Бога на земле?! Зачем вам это нужно, чего вы хотите добиться? Установления новой формы правления? А если и она вам всем не понравится, вы опять будете устраивать эти бессмысленные бунты и противостояния? Брат мой, ни одна власть, установившаяся кровавым путём долго не существует. И это говорю вам не я, а история. Конечно, несчастия наши жестоки, но его величество император хочет их прекратить. Неужели страшные примеры истории не научили вас, каким образом наказывается непослушание и преступление? Я слышала, что строгие меры взяты, чтобы прекратить возможный беспорядок. Если вас не интересует ваша жизнь, ваше дальнейшее положение в обществе, сохранение вашего титула и состояния, подумайте о вашей семье. Ваша жена так сильно вас любит, что я сомневаюсь в том, сможет ли она перенести спокойно то, что с вами может случиться, при самом плохом исходе событий. У вас маленькие дети, в конце концов. Не будьте столь эгоистичны и бессердечны. Что с ними будет, если вас не будет рядом, вы об этом подумали? Ваша жена не сможет вырастить их так, как требует время, в одиночку. Они останутся без отца. И я сомневаюсь, что ваше состояние и имение останутся при них, если вы попадёте в немилость императору. А наша мать, она не перенесёт, если узнает, что вы собираешься участвовать в этом безрассудстве, а если с вами что-то случиться - я даже не хочу думать о том, что может быть с нашими родителями. Надеюсь, что хоть капля здравого смысла в вас ещё осталась. Поймите нас, любящих вас людей, образумьтесь,

.Прощайте, милый и добрый друг. Да сохранит вас наш божественный спаситель и его пресвятая матерь под своим святым и могущественным покровом.

Ваша сестра, Натали. 12 декабря 1825 год

Учитель может побудить учеников и к самоанализу путем ведения личного дневника, куда учащийся будет записывать свое отношение к тем или иным нравственным проблемам, которые поднимаются на уроке истории. Разумеется, такой дневник может читаться лишь теми, кому позволит автор.

В систему рефлексии может входить совместная деятельность ученика и учителя при составлении нравственных памяток, афоризмов великих людей, родословной учащихся. К концу учебного года ученик должен четко представлять, какие исторические герои вызывают у него уважение, и у кого он готов учится, а какие личности вызывают у него отрицательные впечатления. Так учитель может проанализоровать систему ценностей ученика на основании «Великолепной Семерки». Она включает в себя семь заданий, которое дается в конце учебного года. Вот его содержание: назовите 7 имен в истории с вашим именем, 7 людей из отечественной истории, 7 людей из мировой истории, 7 земляков, 7 современников, 7 шедевров мирового искусства, 7 высоких нравственных качеств. Вот как выглядит это задание на примере выпускника школы:

7 имён из русской истории:

Сергей Радонежский 14 век

Даниил Александрович (1276-1303)

Дмитрий Донской (1359-1389)

Иван Сусанин 17 век

Дмитрий Пожарский (1578-1642)

Кузьма Минин (?-1616)

А.В Суворов (1730-1800)

7 имён из мировой истории

И.А Бунин

Владимир Мономах

Авиценна

Сократ

Глюк

Януш Корчак

Бисмарк

7 мировых шедевров:

«Джоконда» Леонардо да Винчи

«Троица» Андрея Рублева

«Храм Покрова на Нерли»

«Давид» Микеланджело

«Лунная соната» Бетховена

«Библия»

«Колизей» в Риме

7 современников:

Никлаев Виктор – воин Афганской войны

Немов Алексей - гимнаст.

Миронов Евгений - киноактер

Глазунов Илья - художник

Вишневская Галина – оперная певица

Иеромонах Роман Матюшкин – поэт

Пеле – футболист

7 земляков:

Морев Игорь – погиб в Чечне

Горшков Александр – погиб в Чечне

Захаренко Андрей – Воевал в Афганистане

Постнов Сергей – ликвидатор Чернобыля

Пигин Иван - герой СССР

Чкалов Валерий – летчик

Юрий Всеволодович – князь, святой

7 качеств:

Совесть

Милосердие

Доброта

Простота

Надежда