Смекни!
smekni.com

Методика нравственного воспитания. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию человека, гражданина, патриота: практический опыт (стр. 18 из 20)

Мудрость

Любовь

7 моих имен:

Арбузов Антон –декабрист

Ашкеру Антон – словенский поэт

Деникин Антон – воин

Аренский Антон – композитор

Чехов Антон – писатель

Антоний Печерский - святой

Сихарулидзе Антон – фигурист.

В сущности своей нравственное воспитание учащихся должно сводится к мысли о том, как отражается деятельность каждого человека (ученика) на жизнь его самого, его близких и друзей, а так же на жизнь общества в целом. Что несет в жизнь учащийся ныне и с чем он уйдет из школы? обсуждая жизнь других людей, ученики должны помнить, что те, о ком они рассуждают уже ушли в вечность, а учащимся ещё предстоит найти себя в этой жизни. Любая технология должна быть обращена к нравственной самооценке самого себя, используя жизнь других народов и исторических личностей.

Заключение

Нравственное воспитание учащихся, формирование гражданина патриота одна из важных функций школьного предмета «История». К сожалению, в последние годы об этом забыли. Тезис о том, что уровень развития страны определяется духовным состоянием общества, является аксиомой времени. Чем нравственнее личность, тем сильнее нравственный дух народа, как науки, имеющей историческую перспективу.

Настоящая работа - попытка обратить внимание на проблему, связанную с нравственным воспитанием личности. Уроки истории могут стать стержневыми в сфере нравственного воспитания человека. Современные образовательные технологии нельзя назвать совершенными в этой области. Предмет «История» может сыграть ключевую роль в складывании системы ценностей у учащихся. Однако современные учебники по истории Отечества далеки от решения этой задачи. Российская история мумифицируется, перестает восприниматься как свой. В ней нет духовных исканий, величественной героики, положительного героя именно того, что более всего волнует молодые сердца. Наши дети желают чистоты души и совершенства духа, но не могут встать на путь совершенства и идти по нему, ибо сообщаемый в учебниках материал для изучения не нацелен на духовное познание, на глубокую работу души и потому остается информацией поверхностного содержания. Нельзя отделить учебу от воспитания, а воспитание от учебы. А нынешняя система образования делает упор на знания, а не на духовное воспитание учащихся.

Анализ, проведенный в данной работе, показал, что в нашей стране есть богатейшее наследие, которое стоит использовать в качестве нравственного и духовного богатства. Об этом зафиксировано в первой главе этого исследования.

Опираясь на свой педагогический опыт, обобщенный во второй главе данной работы можно сделать следующие выводы:

1.Воспитательная задача нравственного характера, связанная с формированием ценностей у учеников может решаться различными путями: а) через личность учителя; б) через историю; в) через применение новых методик и технологий; 2.Современные учебники по истории России требуют переработки с точки зрения решения воспитательных задач;

3.Нравственное воспитание личности не возможно проводить без учета богатейшего педагогического опыта, наполненного дореволюционной и советской школой; 4.Новые технологии в образовательной сфере не заработают, если останутся в стороне от нравственных потребностей ученика и не будут нацелены на его духовное просвещение. В данной работе сделана попытка, соединить традиции отечественной педагогики с современными методическими разработками в педагогической области.

Некоторые положения этого исследования могут вызвать неоднозначную оценку среди педагогов и историков. К сожалению, вышеназванная тема почти не освещается в современных исследовательских трудах. Ясно одно: государству в короткие сроки необходимо изменить концепцию исторического образования, учитывая потребность в воспитании страной высоконравственной личности и патриота своей Родины.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Раздел I. Притчи и афоризмы №1.

Притчи об истории

1. Притча о правителе и садовнике.

Падишах проезжал мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево.

- Эй, старик! Твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождешься плодов этого дерева. К чему тебе твои заботы? Знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны грудится для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать с прошлом, которое ушло во тьму, а будущего ещё нет? Ведь только настоящее принадлежит нам!

- Тебе ли властителю понять простого старика - садовника? Ты не хочешь думать о прошлом - значит оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем - значит ты его, боишься. Так что не завидую я твоему настоящему.

2. Притча об откровении.

Искал отшельник кому отдать список своего откровения и решил положить его на распутье, надеясь, что кто-нибудь его подберет. Пришла девочка и завернула е откровения хлеб. Отшельник изготовил другой свиток. Пришел купец и покрыл свиток своими расчетами. Отшельник сделал новый. Когда его спросили, как он раздал свои учения, как им распорядился, отшельник ответил: «Не мне судить какая птица из этих начертаний совьет лучшее гнездо. Кто-то отдаст его на растерзание, кто-то подарит другим, кто-то придаст забвению, а кто-то построит на нем свое основание».

3. Притча о неизбежности.

Персидский царь после успешного похода собрал свое войско для великого смотра. Войско собралось возле шатра, в котором расположился непобедимый царь. Гул ликования потряс небо и землю, когда он после долгого ожидания вышел к войскам. Вместо радости на лице у царя были слезы. Царь обратился к воинам не голосом повелителя, а голосом простого человека. «Воистину, мне печально думать о краткости человеческой жизни. Через какие-нибудь сто лет ни одного, ни единого человека из вас не будет среди живых». Царь больше ничего не сказал и удалился £ шатер. В этот день его никто не видел.

4. Притча о листьях.

К умирающему учителю пришли ученики и спросили: «Все ли ты рассказал нам о знаниях, которыми ты обладаешь?» Учитель взял горсть листьев и спросил: «Сколько листьев у меня в руке? Больше ли их в ладонях или в лесу на деревьях»? «Конечно, меньше», - был ответ. «То, что я вам дал сравнительно с горстью в моей руке!» - заметил учитель. «Тогда почему ты не рассказал нам всего?» - изумились ученики. И был ответ: «Даже если бы я хотел, то не смог бы все передать вам. Вы должны пережить и узнать все это сами. Истинное знание идет через внутреннее переживание, а не через внешнее накопление».

5. Притча о кресте.

По дороге шла толпа людей. Каждый нес на плечах свой крест. Одному человеку показалось, что его крест тяжелее других. Оставив всех, он зашел в лес иi отпилил часть креста. Довольный, что перехитрил всех, он догнал своих спутников и пошел с ними дальше. На пути оказалась пропасть. Все положили свои кресты, и перешли по ним на другой берег. Лишь один человек остался стоять на месте. Им был тот, кто отпилил часть своего креста.

6. Притча об орле и петухе.

Летел орел по небу, наслаждаясь красотою мира. Орел подумал о том, что erо взору открывается все - долины, горы, моря, реки, луга, леса, города, селения, жизнь людей и зверей, а вот деревенских петух ничего не видит кроме своего курятника 11рилетел орел на крышу сельского дома и видит, как весело гуляет петух среди кур и подумал: значит он доволен своей судьбой. Однако решил ему рассказать о том, что видел на своем пути. И стал орел рассказывать петуху о красоте и богатстве мира. Петух сначала слушал внимательно, но ничего не понимал и потому заскучал и вскоре подался к своему курятнику. А орел вновь поднялся в небо, чтобы созерцать красоту земли с высоты орлиного полета.

7. Притча о колодце.

Человек искал истину и пришел к таинственному колодцу. По мнению мудрецов, колодец мог ответить на любой вопрос. Странник нашел колодец и спросил: «Что есть Истина». Из глубины колодца раздался ответ: «Иди в деревню и там, на перекрестке дорог найдешь то, что ищешь». Па этом месте стояли 3 лавки, которые торговали металлом, деревом и проволокой. Ничего, не поняв, странник вернулся к колодцу и услышал такие слова: «Скоро все поймешь сам»

Шли годы, история с колодцем уже забылась. По однажды человек услышал звуки ситара. Ситар был сделан из дерева, металла и проволоки. Он понял, что ему сказал колодец: нам все уже дано и наша забота собрать все воедино и использовать по назначению.

8. Притча о письменах.

Первые люди оставили наставления своим детям, но их дети выполнили только половину из отцовского наставления. Внуки первых людей выполнили только четверть из этих поучений. А их дети переписали письмена, украсили их красивыми обложками и оставили лежать на полках нетронутыми.

9. Притча о луже.

Два узника, находясь в тюрьме из узкого окна, смотрели на мир, но ничего не видели кроме огромной лужи около тюрьмы. Один видел в ней только грязь, а другой - небо и облака, отражавшиеся в луже.

10. Притча о драгоценном камне.

У князя пропал драгоценный камень. Он обвинил в воровстве своего слугу. Тот долго не сознавался в краже, но, не выдержав палок, взял вину на себя. Перед казнью он с плачем доказывал, что не брал украденного алмаза. Когда его казнили, разыгралась буря, сорвав крышу княжеского дома. Там было обнаружено старое воронье гнездо и похищенный алмаз, принесенный вороной.

№ 2. Памятки о русских

1 .Столпы русской державности

1. Единство политики и нравственности.

2. Единство народа и власти через исполнение заповедей Божьих (Бог, Царь и Отечество).

3. Межнациональное единство (Всечеловечность через любовь).

4. Соборность (единство в Боге).

5. Патриотизм («Люби врагов своих, гнушайся врагами Божьими, уничтожай врагов Отечества» - формула Филарета),

6. Единство в семье (семья - малая церковь).

7. Единство в любви (стремление жить по заповедям Божьим).

2. Этика русской семьи

1. Формула брака: люблю Вас, а не Ваше.

2. Формула дома: Дом складывается их 4-х отношений: отца к детям, мужа к жене, хозяина и слуг, доходов и расходов.