Несмотря на идеологизацию советского образования, оно сохранило ряд нравственных дореволюционных норм, которые использовались в процессе воспитания. Деятельность таких ученых в области педагогики как А. С. Макаренко и В. Н. Сухомлинский является лучшим доказательством, что лучшие традиции русской педагогики, заложенные К.Д.Ушинским, Н.И.Ильминским, А.А Радонежским нашли свое продолжение в советской школе.
Так В. Н. Сухомлинский выдвинул идею четырех культов, на которых должна держаться, по его мнению, школа: культ Родины, культ человека, культ родного слова и культ книги. Присутствие этих стержневых понятий в изучении истории в школе означает, что нравственное воспитание детей является приоритетным в советской школе.
После распада СССР и реформ, проводимых в России, система образования попадает в кризис. С одной стороны, провозглашается курс на освобождение образования от идеологических пут государства, с другой стороны, в образовании отсутствует определенная система, что порождает неясность его целей, методов и подходов. Деидеологизация общества дает простор использованию в преподавании истории формационного, цивилизованного, культурологического подходов. Однако такая неопределенность создает анархию в изучении и преподавании истории. Меняется роль учителя в процессе педагогической деятельности. К тому же учебники по истории, написанные с демократических позиций, дают оценку событиям прошлого с точки зрения нынешнего времени и современных ценностей. Другой проблемой стало отсутствие единых критериев в оценке ряда исторических фактов в условиях, когда точка зрения учителя и ученика могут не совпадать. Но самой главной проблемой нынешнего времени, с моей точки зрения, является отсутствие методики нравственного воспитания на уроках истории, когда государство признает равноправие ценностей. Размываются границы между добром и злом, уходит из учебников положительный опыт исторического наследия и происходит концентрация на негативных сторонах жизни.
Если в дореволюционной России было ясно, что система образования заинтересована в воспитании верноподданных патриотов, воспитанных на традициях русского православия; если в СССР государство было заинтересованно в активных строителях коммунизма, воспитанных на революционных идеалах, то с конца 80-х годов XX века, когда общество нацелено на воспитание личности свободомыслящей и ориентированной на познание патриотических и общечеловеческих ценностей, не ясно как эту личность формировать, когда методика нравственного воспитания находится лишь в стадии зарождения? какой опыт должен быть использован для формирования в учащихся ценностно-значимых характеристик? Как относится к соотношению между общечеловеческими и патриотическими ценностями? Какую роль играет история в изучении нравственного наследия прошлого? Каким историческим фактам, людям, событиям, ценностям уделять больше времени на изучение'? Какие технологии для этого нужны, и что из опыта отечественной и зарубежной педагогики можно применить на школьных уроках? Как воспитывать нравственные качества учащихся в условиях различного понимания таких нравственных категорий как добро и зло, истина и ложь, красота и безобразие и т. д.? Эти и другие проблемы будут затронуты в данной работе.
Таким образом, целью данной работы является обобщение педагогического опыта по вопросу о нравственном воспитании учеников на уроках истории. Для рассмотрения этой цели автор предлагает решение ряд вытекающих из нее задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты нравственного воспитания, исходя из его целей, методов, технологий, которые могут быть использованы в процессе учебной деятельности на уроке;
2) проанализировать практический опыт по нравственному воспитанию учащихся на уроках истории;
3) дать конкретное описание урокам нравственного воспитания с использованием конкретных методических рекомендаций.
Учитывая актуальность поставленной цели и её неразработанность методически, данная работа является попыткой восполнить этот пробел в педагогической литературе и не является истиной впоследней инстанции.
1. Проблема нравственного воспитания на уроках истории:
теоретический аспект.
§ 1. Сущность нравственного воспитания
Нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история занимает основополагающее место в системе духовного воспитания личности. Знакомство с историческим наследием и умение учится у своих предков, черпая нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.
В современных условиях учащиеся столкнулись с потоком исторической информации, в которой часто теряется самое главное ценностное содержание изучаемого факта. Если раньше «белые пятна» истории вызывали огромный исследовательский интерес, то в начале нового тысячелетия люди больше нуждаются не в увеличении исторических знаний, а в их углублении, в постижении смысла тех явлений, которые изучаются большинством исследований. Возрастание объема исторических знаний происходит каждодневно, но оно не делает человечество духовнее, нравственно чище и добрее. Напротив, всевозрастающий интерес к истории больше сводится к поиску исторических подробностей, а не к поиску глубинных причин изучаемых явлений, извлечению уроков из истории. Как-то в одном из интервью патриарх Алексей II сказал о том, что «никогда народы мира в такой полноте не знали своего прошлого, но никогда настолько от него не удалялись».
Таким образом, дело вовсе не в методике преподавания истории, не в отсутствии учебников по изучению предмета, а в целях исторического образования. Ряд педагогов бьют тревогу по вопросу о необходимости срочного пересмотра стратегии исторического образования.
Педагог Л. С. Выготский считает, что нравственное воспитание только тогда эффективно, когда оно не идет вслед за спонтанным развитием учащихся, а способствует обогащению их поведенческого опыта, формированию личностных качеств, находящихся в стадии зарождения. Его вывод таков: нравственное воспитание должно идти впереди личностного развития. (2.20.26.)
Ряд современных ученых проводят диагностику нравственной сферы. Их выводы сводятся к следующему; не смотря на гуманизацию современного образования, на увеличение предметов гуманитарного цикла, нравственное состояние общества продолжает падать, если сравнивать его с советской эпохой. В обществе снижается престиж таких понятий как патриотизм, самопожертвование, альтруизм, гуманизм, коллективизм. Психолог А. Гармаев даже вывел законы, связанные с падением нравственности человека. Они выглядят следующим образом:
1) в обществе действует закон оскудения нравственных сил, вызванный
дефицитом добра, любви в душах людей по причине того, что у них отсутствует
источник пополнения нравственных сил,
2) закон хранения истины, суть которого сводится к попытке отыскать
источник нравственного, чтобы выработать духовные ценности;
3) закон опережения нравственного развития над умственным (2.20.265)
Вывод А. Гармаева совпадает с точкой зрения Л. С. Выготского: духовное развитие человека должно опережать интеллектуальное. Практически это означает, что сначала надо воспитывать нравственные чувства в учениках, подключать их к нравственному опыту человечества, а затем на этой основе наделять их знаниями и учить их добывать новые. Поэтому педагогика нравственного воспитания должна строится в основном на внутреннем духовном росте ребенка, а педагог должен создать условия для этого роста.
О роли учителя в деле нравственного просвещения рассуждает историк А. Гуревич. По его мнению, педагог-историк должен: 1) развивать в ученике собственное самосознание; 2) научить понимать ученика историческую изменчивость человека; 3) показать ученикам, что любая историческая эпоха является самостоятельной ценностью и уникальной в своем роде. (11.11.26.) А. Гуревич считает, что учитель должен донести до ученика главную мысль истории с том, что у людей эпохи есть ядро, на котором строятся ценности той или иной цивилизации. Он считает, что такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать.
А. Гуревич отмечает, что история помогает человеку понять и развивать свое самосознание. Почему люди не уважают ценности других персон? Ответ очевиден: отсутствует собственное самосознание и потому отсутствует уважение и к другим людям, как к своим современникам, так и предкам. История в состоянии показать, что в разные исторические эпохи существовала разная духовная, умственная, интеллектуальная деятельность. Дело не в незнании истории, а в неумении её слышать. Следовательно, надо научить оценивать исторические эпохи с позиции тех ценностей, которые были ядром исследуемой эпохи. Вот почему нельзя измерять тоталитарную эпоху демократическими ценностями или оценивать средневековую религиозность с позиции общечеловеческих ценностей. Дело ученика - попытаться понять суть происходившего в прошлом и сделать для себя вывод - подходит ли ему этот образец поведения людей, который он изучил. Учитель не должен исключать, что оценка того или иного исторического факта у ученика может измениться, если изменятся ценности ученика. История одна, а оценок истории тысячи. Меняется не история, а её оценка. Вот почему современные учебники так полярно порой подходят к интерпретации известных фактов.
Итак, какие элементы нравственного воспитания может развивать учитель на уроке истории? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо дать формулировку следующим понятиям: нравственность, мораль, этическая культура, нравственная культура, личность. Сделаем это на основе выводов А. И. Шемшуриной. (11.50.6)