Под нравственностью следует понимать выработанную личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждения в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.
Мораль это обусловленная жизненным опытом поколений совокупность норм, принципов и идеалов, определяющая ценностные основы жизнедеятельности ч;еловека среди людей, воспринимающая их как личностное достояние.
Нравственная культура осознанно выработанный на основе традиций и постоянно совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственно-ценностных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе.
Этическая культура - сформированность и гуманистическая направленность ценностных ориентации, духовных потребностей и мотивов, образа жизни, личности, основой которой является служение жизни, человеку, прогрессу.
Все вышеназванные понятия ориентированны на формирование личности, которая является целью всего педагогического процесса.
Личность - это нравственно-ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение того или иного действия, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию. (2.50.6-7)
§ 2. Цели и задачи нравственного воспитания.
Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым, как духовные ценности. Морально-нравственные ориентиры способствуют складыванию у учеников этической культуры, которая так же может стать предметом исследования на материалах исторического наследия. А вопросы, которые возникают у учащихся, связанные с их моральными установками могут пересекаться с проблемами, которые решали люди в разных исторических эпохах. Так источниками нравственной культуры могут стать: 1) труды выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных; 2) народная педагогика; 3) нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд; 4) произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.
Таким образом, исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и в конечном счете на самовоспитание учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но ни в коем случае не навязывающей свои ценности.
Воспитательные задачи урока можно свести к следующим:
1. действовать в положительном направлении, взывая к лучшим началам в человеке и показывая и их на широком историческом материале;
2. определить суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха, (что есть добро и зло и как менялись представления о них и другие нравственные категории в разные периоды история человечества; какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т.д.);
3. взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая и злой опыт истории:
4. способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся.
Таким образом, можно выделить ряд аспектов нравственного воспитания на уроках истории:
1) аксеологический - обращение учащихся к высшим ценностям;
2) гносеологический - включение учащихся в процесс познания высших ценностей;
3) когнитивный - познание учащихся через призму высших ценностей самого себя и своих возможностей;
4) ориентационный - выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношение к миру, людям и самому себе;
5) результативный - механизм становления структуры человеческого «я».
Итак, главная цель нравственного воспитания заключается в следующем: включить учащихся в процесс осознания и переживания нравственных ценностей в качестве потребностей личности, субъективно-значимых, устойчивых жизненных ориентиров на основе исторических фактов.
Реализация этой цели включает в себя ряд признаков воспитания: 1) целенаправленность; 2) процесс взаимоотношения педагога и ученика; 3) создание воспитательной среды; 4) содержание воспитания; 5) творческий характер воспитания.
Многоплановость этого процесса побуждает к созданию системы нравственного воспитания на протяжении двух концентров при изучении истории. С одной стороны деятельность учителя должна быть направлена на накопление в учениках знаний, умений, навыков, с другой стороны учителю необходимо формировать в учениках отношения к приобретенным знаниям. Существуют три формы, при помощи которых может осуществляться воспитательный процесс: рационалистическая, эмоциональная и поведенческо-волевая.
Рациональная форма включает в себя содержание мыслительной деятельности, и само умение мыслить, эмоциональная - восприятие любого знания через призму эмоционального строя личности, поведенческо-волевая предусматривает отношение к узнанному, определяя сознательное действие ученика, которое проявляется в поступках, в определении своей позиции по конкретному вопросу.
Рационалистическое и эмоциональное познания должны быть обращены к смысловому обогащению ученика, при помощи которого учение совершает нравственное или безнравственное действие. Вот как выглядит этот процесс схематически:
Постижение смысла | - | Понимание, усвоение | - | Углубление, работа над собой | - | Изменение себя, созидание |
Непонимание смысла | - | Отвержение | - | Изменение других, а не себя | - | Разрушение себя, деградация |
Таким образом, нравственное воспитание – это основа всей жизни.
§ 3. Методы нравственного воспитания.
Существуют группы методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках истории: 1) методы убеждения; 2) методы организации деятельности учащихся; 3) возрастно-оценочные. Они сформулированы в работе Л. И. Маленковой (2.34.75)
Методы убеждения направлены на рациональную сферу отношения Убеждение это процесс логического обоснования какого-либо суждения, умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и сознательное отношение к ней учащихся, воспринимающих информацию исторического характера. Процесс убеждения предполагает изменение сознания ученика, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с нею. Следовательно, необходима явная или скрытая дискуссия, цель которой состоит в достижении понимания и переживания.
Основное назначение методов убеждения - убеждать учащихся в
объективности, истинности, в жизненной необходимости овладения общественно-ценными идеями, взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающее мира, прошлого.
Существуют 4 группы методов убеждения:
1) информационные, когда учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасного и безобразного (например, этика «Домостроя» или «Наука побеждать» А. В.Суворова);
2) поисковые, когда учащиеся включаются в поиск ответов на поставленные проблемы (например, что есть положительное или отрицательное в изучаемой эпохе, периоде Отечественной истории, деятельности ряда исторических личностей: Ивана Грозного, Петра I, Екатерина II, Сталина, Горбачева и т.д.);
3) дискуссионные, когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, этических, религиозных проблем (например, по какому пути могла пойти Россия в 1917 году, если бы не произошла Октябрьская революция и т.д.);
4) взаимного просвещения, когда понятия обогащаются взаимным
участием через различные организационные формы доклады, устные журналы,
дневники, выставки творчества, коллективные газеты, диспуты и т.д.).
Выбор и результативность методов убеждения определяется технологией и педагогической техникой их исполнения. Назову некоторые из них:
- компетентность и убежденность самого педагога в предмете убеждения;
- актуальность избранной темы;
- опора на имеющийся ученика опыт;
- тщательный отбор содержания, обеспечение активной позиции ученика;
- общий позитивный фон (такт, тон, стиль);
- учетно-возрастные и половые особенности детей;
- ставка на индивидуальность;
- оснащенность пособиями и техническими средствами;
- этико-эстетическая выразительность педагога (речь, внешний вид, организационная четкость)
Другая группа методов - методы организации деятельности учащихся, которые призваны воздействовать на поведенческую деятелъностную сферу формирующегося отношения. Их цель научить учащихся определенным навыкам умениям, формам поведения от простейших действий до сознательных актов. В их основе лежит практический опыт людей, которые приобретали его деятельно. Богатая палитра этих методов выглядит так:
1) педагогическое требование - перевод воспитания от внешнего к внутреннему и превращение механизма воспитания в самовоспитание. Содержание требования определяется общественными нормами истины, добра, красоты. По форме они могут быть прямыми (предписания, инструкции, памятки) и косвенными (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка);
2) приучение - организация выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения в логике истины, добра и красоты. Приучения могут осуществляться в форме следования определенным правилам культуры поведения, выраженных в обычаях, традициях, правилах этикета;