Следует подчеркнуть, что автор данного проекта, да и всего плана информационного общества, не скрывает его явной политико-идеологической направленности — "построить общество, которое стремится к всемерному развитию умственных способностей, а не к избыточному материальному потреблению", с тем чтобы "разъяснить вьетнамцам и китайцам всю важность этой социальной системы".
В целом концепция информационного общества Йони Масуды представляет собой не просто развитие, но переосмысление глобальных эсхатологических моделей, включая модели Римского клуба.
Отталкиваясь от посылок ограниченности ресурсов и возможностей чисто количественного материального производства и потребления, свойственных так называемому постиндустриальному обществу, концепция Масуды обращается в два адреса: 1) развитые капиталистические страны, 2) азиатские страны, для которых эта концепция как бы открывает перспективу миновать стадию развития материального производства за счет использования (т.е. импорта из Японии) готовой информационной технологии.
В концепции Масуды содержится определенная критика современного капитализма, представленного в первую очередь такими конкурентами, как США и страны Общего рынка. Какими бы внутренними целями ни руководствовался Йони Масуда, его критика современной капиталистической системы как неадекватной требованиям XXI века, сами поиски социальной альтернативы в идеологии и ценностях коммунитарного общества утопического социализма выделяют его концепцию из разработок современной футурологии.
Движущей силой общества, подчеркивает Масуда, является производство не материальных и энергоемких, но информационных ценностей. Если прежние системы обновления технологий были всегда конкретно соотнесены с материальным производством и повышением расхода энергии, то будущее информационное общество, указывает он, будет построено на совершенно новых основаниях, вырастающих из компьютерно-коммуникационных, энергосберегающих технологий, определяющих фундаментальную природу информационного общества. Это будет общество, пишет Масуда, ускоренно развивающееся на базисе информатики, что приведет к массовому производству когнитивной, систематизированной информатики, производству технологий и знаний, созданию информационных сетей и банков, "которые заменят заводы и фабрики в качестве всеобщих символов и станут производительно-распределительными центрами информационных товаров".
Согласно Масуде, ведущими отраслями этого общества станут интеллектуальные отрасли, ядром которых будет информатизация знаний. "Информационная эпоха, стержнем которой является компьютерная технология, - отмечает Йони Масуда, — оказывает большее влияние на человеческое общество, нежели "энергетическая" революция, начавшаяся с изобретения парового двигателя. Главная причина этого — фундаментальная функция компьютера замещать и усиливать умственный труд человека, в то время как паровой двигатель лишь замещал и усиливал физический труд". И далее: "Компьютерная революция — не просто прогресс объективации информации, новый шаг вперед. Она произвела решающий, качественный скачок путем полного отделения информации от субъекта, так что производство информации перешло от человека к машине. Я называю это, -заключает Масуда, — третичной объективацией информации".
Постоянно подчеркиваемое Масудой положение о неэнергетическом характере функционирования компьютеров нуждается в уточнении. Малое количество энергии, потребляемое компьютерами, объясняется их относительно малыми внутренними потребностями в совершении физической работы для изменения одной комбинации импульса-паузы, необходимой компьютерам для исполнения внешних целевых функций.
Однако сама разработка компьютеров, организация на их основе гибких производств, роботизированных комплексов, систем искусственного интеллекта — возможны лишь на основе высокоразвитой промышленности и науки, требующих огромной физической, духовной и социальной энергии, особого сочетания материально-производственных, духовно-культурных и цивилизационных факторов. С общественной точки зрения только с этой поправкой можно говорить о низкой энергоемкости компьютеров и компьютерных комплексов.
Вторая важнейшая особенность компьютерной революции и компьютерной технологии, согласно И. Масуде, - производство сложной, проецируемой в будущее познавательной информации. "Компьютерная информация, - подчеркивает он, - делает возможным целенаправленный отбор действий в ситуациях". Это происходит благодаря новому принципу связи, который Масуда называет перспективной связью — по аналогии с обратной связью. "Компьютерная информация - это такая информация, которая фиксирует ситуативные отношения между субъектом и объектом, делает возможным массовое предвидение, посредством которого существенно повышается эффективность целенаправленных действий". В этой связи Масуда выдвигает положение о том, что на ведущее место в иерархии социальных ценностей выдвигается ценность времени, а не материальные ценности сами по себе.
Каковы эти новые потребительские свойства социальной информации, которые, как полагает Масуда, потеснят традиционные вещно-утилитарные материальные ценности?
Свойства эти суть следующие:
1. Универсальность: возможность просто, быстро и недорого, в зависимости от места и времени, получать информацию посредством общественно-информационного процесса и сервисных устройств в любой требуемой форме и объеме, причем немедленно!
2. Информация в отличие от обычных материальных предметов обладает способностью самоусложнения. Она а) не изнашивается в процессе потребления, б) может пространственно не отделяться от субъектов. Например, в случае передачи утилитарных вещей от А к В они физически переносятся от А к В. В случае передачи информации она продолжает оставаться с А.
3. Она неделима, т.е. в процессе пользования не дробится наподобие электричества или воды, не может быть использована только в рамках первоначального целостного набора.
4. Она накапливается, с тем, чтобы быть многократно использованной. По мере использования ее качество повышается путем добавления новой информации к тому, что уже накоплено. Последнее качество и обусловливает накопление информации во времени и в пространстве, ведет к максимуму функцию самоусложнения информации и как следствие обусловливает максимальное расширение потребностей общества в техническом и духовно-культурном оснащении социального отражения.
5. Важным отличительным свойством информации является одновременность ее производства и потребления.
Как считает Масуда, данное свойство делает приложимым к общественному производству информации принцип синергизма — гармонического сотрудничества индивидов и социальных групп, в ходе которого каждый индивид, имея свои позиции, свою точку зрения, действует согласованно для разрешения общих проблем.
Указанные свойства информации как общественного продукта, подчеркивает Масуда, ведут к радикальным последствиям. Важнейшим глобальным последствием, согласно Масуде, является преобразование нынешнего капиталистического общества, основанного на частной собственности и конкуренции, в общество некапиталистических добровольных коммун, действующих на основе принципа синергизма и целеперспективной связи. Масуда так оформляет эту мысль: "В XXI веке возможности универсально богатого общества осуществятся именно в смысле Сен-Симона. Информационное общество (футуристическое общество), возникающее из компьютерно-коммуникационной революции, будет обществом, которое заявит о себе как об универсально богатом обществе. Наиболее важное, что я хочу подчеркнуть, следующее: информационное общество будет строиться вокруг оси информационных ценностей, ценностей познания и выбора информации в гораздо большей степени, чем вокруг материальных ценностей. Пользование информацией, самое существо организации производства информации создадут фундаментальную инфраструктуру; капитал знания одержит верх над материальным капиталом во всей экономической жизни. Таким образом, если индустриальное общество представляет общество, в котором люди пользуются изобилием потребляемых материальных благ, то информационное общество будет обществом, в котором расцветут творчески-познавательные силы индивидов".
"Общество высокоразвитых людей со сложным чувством коммунитарности было вековой мечтой человечества". Это и есть общество, именуемое Масудой "Компутопией" - глобальное общество добровольно сотрудничающих граждан, имеющее множество внутренних центров, стремящееся к целям и идеалам одновременного процветания всего мира. Компутопия, подчеркивает Масуда, — "целостный новый подход к XXI веку".
Критикуя современное буржуазное общество, Йони Масуда указывает на вполне реальные опасности для общественного человека и его культуры, если правящему капиталистическому классу удастся приспособить достижения научно-технического прогресса к своим эгоистическим целям. Опасности эти, отмечает Масуда, связаны с накоплением в компьютерных цепях сведений о деятельности и образе жизни людей. В таком обществе социально-информационные банки легко превращаются в мощные центры политического контроля.
Развитие информационного общества в индустриальных странах, - предупреждает Масуда, - может быть осуществлено чрезвычайно разрушительным путем, включая тотальную милитаризацию и антидемократизм. Обострение противоречий между развитыми и развивающимися странами, особенно в области природных ресурсов, может повлечь конфликты, затрагивающие безопасность развитых стран, в результате чего индустриальные страны будут вынуждены использовать продвинутую информационную технологию, в том числе коммуникационные спутники, главным образом в военных целях. Эта технология, указывает он, может быть также использована и внутри развитых стран для ограничения прав личности, подавления социальной и политической активности, что автоматически приведет к оруэлловскому обществу.