Важной задачей информатики в свете сказанного является подготовка знаний к вводу в машинную память, т.е. предварительное структурирование текстов по критерию их культурно-семиотической принадлежности. Не решив этой задачи в отношении центральных мировых хранилищ знаковой информации, невозможно ожидать высокой эффективности информационных систем. Они будут или "провинциальны", или окажутся пленниками чисто технических решений.
Социально-гносеологические аспекты информатики тесно связаны с формированием образов мира, с сопоставлением исторических культур, стилей мышления, взаимодействиями этического и эстетического опыта цивилизаций. Пластика, слово, звучание, комбинаторно-образные формирования составляют структуру внутренних связей социального мышления, тот собственно человеческий фон, который и позволяет представлять данные о деятельности общественных индивидов, их предметных, экономических, естественнонаучных и гуманитарных интересах.
В сосредоточении этого опыта, в возможностях его представления каждому члену общества заключен демократизм компьютеризации, ее прогрессивность как новой цивилизационной формы.
Все эти проблемы можно решить посредством кооперации научной информатики разных стран, с тем чтобы к общему благу использовать методологические богатства, накопленные в рамках региональных школ и направлений, практически осуществлять генеральный принцип ноосферной цивилизации — "единство в разнообразии". Представим сказанное в максимах.
1. Универсум — совокупная материально-энергетическая и информационная реальность.
2. Запечатленность целостной материальной структуры и отношений Универсума в элементах Универсума
3. Соотнесенность целого и частей в элементах Универсума -природное порождение правильности разнообразия, звездные системы, атомы, элементарные частицы.
4. Содержание правильности - информация: упорядоченная размерность Универсума.
5. Индивидуализация единства и разнообразия - внутренняя информационная структура материальных объектов и отношений.
6. Язык Универсума - выраженный через меру порядок порождения объектов и отношения: гравитация, симметрия, генетический код.
7. Материальные и энергетические носители информации. Изотропность природной информации и анизотропность социальной информации.
8. Время как отношение информации Универсума к энергии Универсума.
9. Пространство как отношение энергии Универсума к информации Универсума.
10. Отражение как возможность всеобщей пространственно-временной связи элементов Универсума.
11. Способность систем закреплять, расщеплять, сгущать и видоизменять отражения - информационное отражение.
12. Способность систем к соположению информационных отражений, их переработка в информацию о прошлом и будущем объектов — мышление.
13. Накопление, расщепление и обобщение внешней информации, устойчивое распознавание данной информации — первый подготовительный этап мышления. Его второй этап состоит в производстве особых информационных отражений — идеализации, мыслей.
14. Идеализация — итоги совмещения материальных субстратов распознавания внешней информации с субстратами обобщения внутренней информации, благодаря чему создается информационный базис действия системы: перевода системы в состояние, зависимое от распознавания информационной структуры.
15. Формирование идеализации обеспечивает высокую скорость быстродействия оперирования с внешней информацией. В противном случае системы должны были бы рассчитывать на прямой контакт материальных структур, на физическое отпечаты-вание большего в меньшем, что возможно лишь как миниатюризация Универсума, достигаемая в атомах путем упрощения разнообразия Универсума до его принципиальных схем. И так до исчерпывания импульса развертывания Универсума.
16. Скорость оперирования с отражениями не тождественна скорости перемещения физического носителя информации, которая (скорость) ограничена физическими константами. Скорость оперирования с отражениями зависит от 1) объема и содержа-ния внешнего отражения, 2) объема и содержания внутреннего отражения. То есть зависит от интенсивности перемещения отражения Универсума относительно отражающей способности данного индивидуального элемента. Это значит, что скорость проработки языков Универсума существенно влияет на качество восприятия и распоряжения информацией.
17. Развивая орудия, человек облагородил руку, подготовил возможность перевода идеальных, словесно-звуковых и пластических форм мышления в письменность. Этим были созданы новые условия по сравнению с естественным состоянием. Эти условия способствовали быстродействию операций с элементами информационного отражения, их ассоциированию с языками Универсума, предметно-энергетической активностью, разнообразными видами и подвидами этой активности.
18. Это означает, что ключевую роль в информационно-отражательном потенциале элементов Универсума играют языки мышления, смысл которых в организации взаимодействия языков внешней и внутренней информации, в концентрации распознавания совокупной информации, связанной не только с бытием данной системы, но и с возможностями ее интерграничного развития. Роль эта, однако, может быть сформулирована лишь на базе накопления опыта распознавания, передачи его другим познающим системам, его умножения и взаимосовершенствования.
19. Таким образом, природное порождение правильности разнообразия Универсума предстает как особая управляющая функция информации. Функция эта соположена нормотворческой функции духовной культуры человечества, осуществляющей отбор и накопление творческих образцов.
20. Только в этом контексте может быть правильно осознана роль человеческого фактора в бесконечном разнообразии Универсума.
Процессы, происходящие в Универсуме, позволяют более широко представить взаимосвязи информации, мышления и культуры — неотъемлемых, качественных характеристик жизни.
Жизнь - это свойство материальных систем: 1) различать внутреннюю и внешнюю по отношению к ним информацию, 2) отбирать и накапливать образцы информации, 3) сохранять и развивать эти свойства, в том числе и в особенности путем передачи другим системам, обладающим или могущим обладать ими.
Определение жизни не исчерпывается самопорождением, приверженностью конкретному материалу, редупликацией базовой формы.
Жизнь — восхождение правильностей Универсума к мышлению, сознанию, одухотворенности.
Поворот информатических дисциплин к новым мировым реальностям, общественному разуму, новому мышлению, культурно-цивили-зационным перспективам означает одновременно поворот к осмыслению роли гуманитарного знания в самопознании, а следовательно, и самосохранению человеческого общества.
Вместе с тем исследование теоретико-методологических проблем социального отражения и информатики ведет к развитию, обогащению предмета социологии, уточнению ее гносеологического статуса как фундаментальной и прикладной науки."[18]
5. Что такое моделирование.
"Метод моделирования (от лат. modulus - образец) основан на изучении социальных явлений по их теоретическому образцу (модели). Здесь особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее, к примеру, спрогнозировать рост численности и изменение состава населения, увеличение (уменьшение) трудовых ресурсов в стране и т.д."[19]
Один из примеров моделирования - Джей Форрестер (США) на модели Мир-3 1970-х годов проанализировал взаимосвязь пяти переменных - капитальных вложений, населения, продовольствия, природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Был сделан вывод, что мир приближается к "естественным пределам роста", который произойдет в 1-ой половине 21 века.
6. Социальные технологии.
Социальная технология - это программа осуществления действий в различных областях социальной практики[20].
Классификация социальных технологий по уровню общественных отношений:
- макротехнологии;
- мезотехнологии;
- микротехнологии.
Классификация социальных технологий по направленности деятельности:
- технологии формирования социальных систем;
- функциональные технологии, направленные на поддержание стабильности и надежности социальных систем и процессов;
- технологии, направленные на преобразование и развитие социальных систем;
- технологии защиты социальных систем.
Несомненно при создании социальных технологий, необходимо использовать моделирование. Без моделирования велика опасность появления ошибки, так как любая современная социальная технология имеет дело с очень большим набором параметров, причем часто заранее невозможно узнать какой параметр или сочетание поараметров может быть решающим!
Несомненно положительным можно считать американский опыт регионального программирования "программы Теннеси" и Аппалачской программы, японской программы "Технополис"[21].
Программа "Технополис" разработана в Японии в 80-е годы. "Суть ее состоит в том, что в стране создаются специализированные города(технополисы), в которых должны быть органично соединены наука, наукоемкие производства и подготовка соответствующих кадров. Кроме того, по проекту, в них обеспечиваются комфортабельные жилищно-бытовые и наилучшие экологические условия… Под строительство технополисов выделяются территории, отвечающие следующим требованиям: они находятся вне высокоравитых регионов; имеют производственный задел для разработки передовых технологий; располагают благоприятными земельными и водными ресурсами под промышленное и жилищное строительство; включают города с населением свыше 150 тыс. человек, могущие стать центрами технополисов; в их пределах находятся университеты для подготовки кадров и специалистов в области новых технологий, а также аэропорты и скоростные автодороги… Любопытно, что сама идея технополисов… строго говоря, впервые появилась в нашей стране и была воплощена в виде Академгородка под Новосибирском… Однако… "недопустим простой перенос на почву другой культуры социальных технологий иной ментальности, что вызывает самые неожиданные социальные, политические, экономические и психологические реакции." [22]