МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
«ЗВЕЗДЫ НОВОГО ВЕКА»
_____________________________________________________________________
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (от 8 до 10 лет)
Тема: КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ – НЕВИДИМАЯ СИЛА
Автор: Барков Владислав Вячеславович
Научный руководитель: Баркова Юлия Николаевна
Место выполнения работы: МОУ СОШ №2, Томская обл., г. Асино
2011
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………..………….....3
Глава 1. Теоретические исследования особенностей колыбельных песен
1.1. Происхождение колыбельных песен …………………….………………...…………………..…...5
1.2. Исследования ученых о влиянии колыбельных песен на человека.................................................8
Глава 2. Практическое исследование
2.1. Анализ результатов анкетирования родителей детского сада ……………..…….....………...….13
2.2. Создание информационного стенда ………………………………. …………………...................16
Заключение ……………………………………………………………………………………………....17
Использованные источники…………...………………………….………………………………….....18
Приложения… ……..…………………………………….…………………………………………..…..19
Введение
«Песня матери – главная песня в мире:
начало всех человеческих песен»
Расул Гамзатов
Помню... Темно. Напротив окно, в котором качается ветка дерева. Из глубины комнаты, где прячется тишина, появляется мама. Она несет кружку молока. Молоко теплое, сладкое. Я пью молоко, а мама поправляет одеяло и садится на край кровати. Сразу становится покойно, и наваливается дрема. А мама поглаживает меня по волосам и напевает: «Баю, бай! Баю, бай! Ты собачка не лай!». Рука мамы спускается на спину и начинает в ритм песне похлопывать меня.
Незаметно уходит обиды и огорчения. Перестает пугать качающаяся за окном ветка, глаза закрываются... «Ай, люли, ай, люли! Прилетели к нам гули. Стали гули ворковать, как нам Влада укачать. Качи-кач, качи-кач. Ты, Владюша, не плачь! Глазки крепко закрывай, поскорее засыпай...». А дальше ... не помню, потому что наступал сон..., а следом за ним шел новый день.
Сколько мне было тогда лет? Не знаю, может, три, а, может, пять... Только от этого воспоминания мне тепло по сей день.
Колыбельные песенки знакомы каждому. Однако, у каждого они свои, родные, милые. В них запах детства. В них запах родного дома...
Мы решили раскрыть тайну этих песен.
Объектом нашего исследования стали колыбельные песни, а предметом – возможности колыбельной песни в развитии и воспитании ребенка.
Цель работы. Изучение особенностей колыбельной песни.
Задачи:
1. Сделать анализ литературы, рассказывающей о колыбельной песни.
2. Познакомиться с результатами научных исследований о влиянии колыбельных песен на человека.
3. Проанализировать результаты анкетирования.
4. Создать информационный стенд.
Мы предположили, что информирование взрослых об особенностях колыбельной песни покажет значимость их исполнения для развития и воспитания ребенка.
В исследовании участвовали: родители детского сада №16 «Солнышко» г. Асино в количестве 47 человек.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, анкетирование, опрос, метод математической статистики.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды исполнения колыбельной песни для развития и воспитания ребенка. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны воспитателям, педиатрам и всем тем, кто заботится о своих детях.
Структура и объем работы: исследовательская работа изложена на 25 страницах, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников из 8 наименований и приложений на 7 страницах.
Этапы работы над исследовательским проектом:
I. Познакомить с источниками, рассказывающими о колыбельных песнях и сделать выборку. Срок – январь 2011г.
II. Составить анкету и провести опрос родителей детского сада. Проанализировать результаты анкетирования. Срок – февраль 2011г.
III. Оформить результаты наших исследований в печатном виде. Срок – март – апрель 2011г.
IV. Создать информационный стенд для родителей и разместить его в каждой группе детского сада №16 «Солнышко». Срок – май 2011г.
V. Представить исследовательский проект на конкурс. Срок – июнь 2011г.
Глава 1. Теоретические исследования особенностей колыбельных песен
1.1.Происхождение колыбельных песен.
С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.
Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.
Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания – колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. Название колыбели происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать).Колыбель – зыбку (ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.
Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обыгрывалось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка. Теперь понятно, почему народные колыбельные песни наполнены образами кота.
Баю-баюшки-баю, Баю, Сашеньку, баю! Приди котик ночевать, Мою детоньку качать. | Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока. |
Главные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зерна ячменя, ржи.
Структура колыбельной песни формировалась на протяжении многих веков. Что-то уходило, что-то оставалось. Для новорожденного малыша текст колыбельной был не главным. Ведь малыш в раннем детстве еще был не в состоянии понять слова, он воспринимает только звуки, интонации. Поэтому в колыбельной важным является ровный ритм, однообразная, спокойная напевность. К тому же в текст таких песен должны входить слова с большим количеством шипящих и свистщих звуков, как бы усыпляющих малыша. Например: "Шла наша Дрема, зашла наша Дрема..." или "Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите..."
Колыбельные песни состоят практически из существительных и глаголов, так ребенок реально может воспринимать предмет и его движение.
Колыбель при раскачивании совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх – вниз», «вправо – влево», «назад – вперед». Подобно ритму раскачивающейся колыбели происходит и звуковое «раскачивание» во время исполнения колыбельной песни. Голос совершает движение то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п. Колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки – в такт друг другу. Кроме этого размеренность колыбельных песен совпадает частотой пульса и дыханием, оказывая на ребенка успокаивающее и усыпляющее действие.
Для колыбельной песни характерен не только покачивающий ритм, но и монотонная мелодия. Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю-ли», «люшеньки-люли». Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой», а ребенка – «лялей», «лялечкой», детей «лелеют». Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов. Древние славяне считали, что именно Леля заботится о будущем урожае, о материнстве и о малышах.
Ай, люли-люленьки. Прилетели гуленьки, Сели гули на кровать. | Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стал наш Юра засыпать. |
Птицы в древнеславянском мировозрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.
Еще в колыбельных песнях популярны слова «баю-баюшки-баю», которые возникли от устаревшего глагола «баять», т.е. «говорить», «рассказывать». Отсюда же произошло слова «баян» - «сказитель», «рассказчик» и «байка» - «сказка». О чем же рассказывалось в колыбельных песнях?
В колыбельных песнях часто упоминается кот, который приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. А в старинных колыбельных есть еще образы как бы живых существ: Сон, Дрема, Угомон. В каждой из них обращение по имени к ребёнку и обязательно в уменьшительно-ласкательной форме – Машенька, Васенька, Сашенька. Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя и тишины.
А бабай, бабай, бабай, Ты, собачка, не лай, | И гудочек не гуди, Нашу Маню не буди… |
Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься.