Смекни!
smekni.com

Евстратова, К. Виткова Художник обложки В. Королева Подготовка иллюстраций Н. Резников Корректоры М. Рошаль, И. Старостина, Н. Солнцева Дизайн и верстка А. Рапопорт ббк 88. 837я7+88. 3я7 (стр. 16 из 33)

Научное исследование может быть хорошо спланированным, дать надежные и валидные результаты — и тем не менее нарушать этические нормы. Далее мы рас­смотрим сущность этики научного исследования в том, что касается сферы психо­логии развития.

ПОВТОРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Что означает утверждение: «Трудности в понимании поведения человека часто создают те, кто пытается объяснить или предсказать его»?

2. Опишите структуру систематического исследования человеческого поведения, состоящую из 7 последовательных этапов.

3. Назовите 4 этапа, составляющие научный метод.

ЭТИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Нужно ли говорить, что при проведении исследований на людях ученые долж­ны руководствоваться этическими принципами. Сознательное причинение вреда испытуемому или ущемление основных прав человека — недопустимы. Проблема приобретает особую остроту, если речь идет об исследовании детей, людей пожило­го возраста или заключенных, то есть зависимых групп. Тем не менее вопрос о пра­вах испытуемых и о том, что может причинить им вред, несколько более сложен,

53

Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

чем может показаться на первый взгляд. Это иллюстрирует следующая гипотети­ческая ситуация.

Трехлетняя Эмма, которая впервые рассталась с мамой, начав ходить в детский сад, си­дит в комнате с незнакомым взрослым человеком, одетым в белый лабораторный халат. Экспериментатор просит девочку сесть в высокое кресло и сунуть голову в похожий на шлем аппарат, сквозь который она будет рассматривать картинки. Чтобы не вертеть го­ловой, она должна опереться подбородком на твердый резиновый брусок. Эмма сопро­тивляется, хмурится и, в конце концов, начинает дрожать от страха. Несмотря на угово­ры воспитательницы делать то, что говорит «доктор», она не в состоянии выполнить это, и вот уже слезы текут по ее щекам.

Этот сценарий вполне мог бы стать примером реального исследования роли дви­жений глаз в зрительном восприятии детей дошкольного возраста. Всем нам знакома тревога, порождаемая ситуацией тестирования, но она может быть гораздо сильнее у ребенка, которому непривычна ситуация оценивания. Такое исследование подни­мает серьезные этические вопросы. Достаточно ли важны результаты эксперимен­тов такого рода, чтобы ради их достижения доводить уязвимого человека до стрес­са? Этично ли подвергать людей тестированию, не сообщая в доступной им форме сведений о целях исследования?

Этические нормы проведения психологических исследований

Большинство из нас согласится с тем, что, если мы хотим понимать и контролиро­вать влияние, которое оказывают на человека потенциально опасные явления окру­жающей действительности, нам так или иначе придется проводить эксперименты с объектами влияния, то есть с конкретными людьми. Однако эти потенциальные выго­ды должны быть уравновешены с правами каждого участника таких исследований. Чтобы достичь этого баланса, каждый исследовательский проект должен быть рас­смотрен на предмет того, «не оказывает ли он негативное воздействие на чувство собственного достоинства и благополучие его участников» (American Psychological Association, 1973, р. 11), которое не может быть оправдано возможными открытия­ми в ходе этого исследования. Так, в случае с Эммой остается неясным, оказались бы результаты исследования достаточным оправданием того вреда, который мог быть причинен девочке.

Ниже мы рассмотрим основные принципы, одобренные Обществом исследова­ния развития детей (Society for Research in Child Development, 1990), служащие руководством для каждого честного ученого.

«Не навреди!». Ни одно исследование или эксперимент с участием людей не должны причинять вред психическому или физическому здоровью. Но, если после­днего избежать относительно легко, то определить, что может нанести ущерб пси­хическому здоровью человека, довольно трудно. Можно ли, например, при изуче­нии послушания давать детям распоряжения только для того, чтобы увидеть, как они будут выполнены? Или, если требуется показать разницу между способностя­ми понимания в 5- и 7-летнем возрасте, имеет ли психолог право ставить перед деть-

54

Глава 1 Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования

ми одинаковые задания, заведомо невыполнимые для младших? Как добиться того, чтобы дети, несмотря на отрицательные результаты тестирования, почувствовали свою значимость?

Сегодня при многих научно-исследовательских учреждениях США и Западной Европы существуют специальные комиссии, задача которых — следить за тем, что­бы проводимые исследования не причиняли вреда испытуемым. Федеральные влас­ти указывают на то, что в социологических и психологических исследованиях, объектом которых является человек, степень риска должна быть минимальной, то есть не должна превышать ту, с которой человек может столкнуться в повседневной жизни или при выполнении обычных психологических тестов (U.S. Dept. Of Health and Human Services, 1983). Контроль таких специальных комиссий становится все бо­лее жестким. Многие из этих организаций считают, что на них лежит ответственность за защиту человеческого достоинства, и отстаивают право человека участвовать толь­ко в тех исследованиях, которые улучшают ихЯ-концепцию (Thompson, 1991).

Получение добровольного согласия. Все профессиональные организации придерживаются того мнения, что испытуемый должен участвовать в исследова­нии добровольно, получать полную информацию о содержании и возможных по­следствиях эксперимента и что недопустимо добиваться чьего-либо согласия на участие в исследовании, предлагая денежное вознаграждение. Дети младшего воз­раста могут участвовать в эксперименте только с разрешения родителей. Это дела­ется в надежде на то, что родители в состоянии позаботиться об интересах детей лучше, чем они сами смогли бы это сделать. Дети старше 8 лет и взрослые должны дать свое собственное согласие. Исследователь должен быть очень осторожным, используя различные формы убеждения. Легко ли, например, 9-летнему школьни­ку или 70-летнему пациенту частной лечебницы отказать человеку, который выгля­дит как учитель или администратор? Кроме того, и дети, и взрослые имеют полное право в любой момент отказаться от дальнейшего участия в исследовании.

Конфиденциальность. Необходимо соблюдать конфиденциальность инфор­мации, полученной в результате исследования. Никакие организации или частные лица не должны иметь доступа к сведениям, сообщенным респондентами о близких им людях, их мыслях и фантазиях. То же самое касается и результатов тестирова­ния. Для облегчения классификации данных тестирования на бланках ответов мо­гут встречаться выражения типа «снижение умственного развития», «склонен к правонарушениям», «слабый самоконтроль», «импульсивен» и т. д. Подобные «яр­лыки», попавшие на глаза родителям, учителям или начальству, могут быть пре­вратно истолкованы. Такие характеристики могут обернуться самоосуществимыми пророчествами: если психолог говорит учителю, что у ребенка низкий интеллект, с ним, возможно, будут обращаться так, что сказанное обернется правдой.

Осведомленность о результатах. Участники имеют право получить инфор­мацию о результатах исследования в доступной для их понимания форме. Если в эксперименте участвуют дети, о результатах можно сообщить родителям.

55

Глава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования

ния методом поперечных срезов, когда люди разных возрастных групп тестируются одновременно; лонгитюдные планы, согласно которым одних и тех же людей иссле­дуют несколько раз в различных точках жизненного пути; когортно-последователь-ные планы, объединяющие 2 первых подхода.

Среди конкретных методик, применяемых для оценки различных сторон разви­тия, широко распространены самоотчеты в виде интервью и опросников, проектив­ные методики и анализ индивидуальных случаев. К недостаткам этих методов отно­сятся субъективность, отсутствие контроля за переменными, а также отсутствие необходимого ситуативного контекста.

Несмотря на возможность повысить контроль за переменными путем планиро­вания эксперимента, на пути правильной интерпретации данных все же остаются некоторые препятствия. К ним относятся: субъективность исследователя, его не­чувствительность к деталям, неправильный выбор уровня анализа. Кроме того, до тех пор пока переменные не будут операционально определены, вряд ли стоит рас­считывать на воспроизводимость результатов и на совпадение выводов у разных исследователей, занимающихся одной проблемой. Необходимо также избегать смешения таких понятий, как корреляция (связь между 2 переменными) и причин­ность. Случается, что 2 переменные очень связаны друг с другом, однако причинно-следственная связь между ними отсутствует.

И последнее. Исследуя процессы человеческого развития, необходимо обере­гать умственное, душевное и физическое здоровье участников эксперимента, что предполагает следование общепринятым этическим принципам. К ним относятся:

получение добровольного согласия на участие в исследовании, конфиденциаль­ность и право испытуемых на ознакомление с собственными результатами, психо­логическая безопасность испытуемых и право получения ими равных привилегий по окончании эксперимента.

ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА