Смекни!
smekni.com

Евстратова, К. Виткова Художник обложки В. Королева Подготовка иллюстраций Н. Резников Корректоры М. Рошаль, И. Старостина, Н. Солнцева Дизайн и верстка А. Рапопорт ббк 88. 837я7+88. 3я7 (стр. 18 из 33)

Если вы задумаетесь над поставленными выше вопросами, то, скорее всего, осознаете, что для ответа на них у вас есть свои собственные теории. Вы склоняе­тесь к тому или иному объяснению конкретной проблемы, и предположения, кото­рые неявно присутствуют в вашем объяснении, вероятно, тесно связаны с вашими представлениями о других людях. Например, вы можете рассматривать малолетних правонарушителей либо как людей, несущих ответственность за свои действия, либо как жертв внешней среды или воспитания в раннем детстве. Возможно, вы считаете, что шестилетние дети способны сами решать, чему им учиться в школе, или что нельзя ожидать, чтобы они знали, чего хотят. Вероятно, у вас есть соб­ственные предположения о том, в какой степени каждый из нас несет ответствен­ность за свое поведение и в какой мере можно полагаться на то, что разум человека правильно руководит его поступками.

Ясное понимание теорий развития человека позволяет нам перепроверить предпо­ложения, стоящие за нашими убеждениями, и определить степень их соответствия ре­альному положению вещей. Знакомясь с различными теориями, мы также можем ана­лизировать поведение с нескольких точек зрения и оценивать другие объяснения.

Теории систематизируют наблюдения, придавая им организованную структу­ру. Они также дают рациональное объяснение тому, как и почему происходит на­блюдаемое явление. Любая из теорий может быть верной и по праву заслуживать изучения, при этом не объясняя причин какого-то конкретного процесса развития. У каждой теории есть свои положительные и отрицательные стороны, но вряд ли найдется такая, которую можно было бы назвать единственно верной. Таким обра­зом, маловероятно, что какая-либо одна теория может полностью объяснить все процессы развития и формы поведения. Это не означает, что все теории неверны. Дело в том, что вследствие сложности процессов развития различные теории наце­лены на объяснение разрозненных аспектов развития.

61

Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека

Как в любом научном поиске, не все ученые, разрабатывающие теории, согла­шаются друг с другом. Кроме того, они выбирают для изучения различные области развития. Одни теоретики, такие как Э. Эриксон, сосредоточиваются на развитии личности в течение всей жизни; другие, подобно Ж. Пиаже, исследуют развитие мышления у детей. Каждый теоретик обладает неповторимой научной биографией и интересами, которые, хочет он того или нет, влияют на его исследования. Эти личные данные затем неявно включаются в основные предпосылки теорий. Таким образом, теории служат отражением личностей, мыслей и ценностей тех, кто их разработал. Многие специалисты по развитию придерживаются эклектической ориентации. Они выбирают из многочисленных теорий те конкретные аспекты, ко­торые помогают им в их работе. Почти все исследователи находятся под влиянием теорий других ученых. Поэтому при описании различных теорий мы не будем наве­шивать ярлыки или классифицировать специалистов, а просто представим основ­ные положения некоторых наиболее известных теорий.

В этой главе будут проанализированы наиболее значительные теории развития человека, в том числе теории научения, когнитивные и психоаналитические тео­рии, теории «Я». Будут упомянуты также и ученые, являющиеся основоположника­ми этих теорий: 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Б. Скиннер, А. Маслоу, К. Род­жерс и другие. Перед тем как приступить к изложению теорий, рассмотрим три воп­роса, на которые ведущие теории отвечают по-разному.

ТРИ СПОРНЫХ ВОПРОСА

Расхождение во мнениях среди теоретиков часто возникает из-за различного подхода к решению трех спорных вопросов: о факторах, характере и природе объекта развития.

Природа или воспитание

Природа или воспитание — это краткая формулировка вопроса о том, какие факторы — связанные с наследственностью или связанные с внешней средой — играют определяющую роль в развитии. Отдавая приоритет природе, мы признаем наследственность основной детерминантой развития. С другой стороны, теорети­ки, которые подчеркивают значение воспитания, рассматривают факторы внешней среды (такие, как поведение матери, теснота жилья, скученность, температура или культурные факторы) в качестве главных элементов, лежащих в основе формирова­ния поведения. Теоретики, признающие приоритет природы, и ученые, считающие основной детерминантой развития воспитание, наблюдая одну и ту же форму пове­дения, совершенно различно описывают процессы, которые привели к ее развитию. Например, ученый, подчеркивающий значение наследственности и биологических факторов как детерминант поведения, может объяснить то, что дошкольник приду­мывает себе воображаемых друзей, уровнем развития его мозга и когнитивной не­зрелостью. Ученый, подчеркивающий значение воспитания, может назвать в качестве причины такого поведения средовые факторы — например изоляцию, недостаток чут­кости со стороны родителей или отсутствие братьев и сестер.

62

Глава 2. Теории развития человека: введение

Непрерывность или скачкообразность

Еще одним принципиально важным для исследователей развития является воп­рос о том, как происходит этот процесс — непрерывно или скачкообразно. Проис­ходит ли развитие таким образом, что различные формы поведения постепенно на­слаиваются друг на друга, накапливаясь количественно? Или же развитие имеет ступенчатый характер, причем каждый его этап отражает появление различных форм поведения, отличающихся друг от друга качественно? Сторонники теорий научения, как мы увидим из этой главы, придерживаются концепции непрерывного развития, в то время как сторонники теорий стадиального развития, такие как Пиа­же и Фрейд, считают, что наиболее значимые разрывы в развитии указывают на появление новых способностей или форм поведения.

Организм или механизм

Последний вопрос — о том, является человек по своей природе организмом или механизмом, — как и два предыдущих, философского происхождения. Сторонники организменного подхода считают людей активными, принимающими полноценное участие в процессе развития. Индивиды взаимодействуют с другими индивидами, участвуют в событиях и в процессе этого изменяются. Они, в свою очередь, также воздействуют на объекты и события и изменяют их. Сторонники организменного подхода, изучающие познание (например, Ж. Пиаже), считают, что в процессе по­лучения информации изменяемся и мы сами. Этот процесс делает нас способными действовать более компетентно при последующих информационных обменах. С по­зиций механистического подхода люди описываются как существа, пассивно реаги­рующие на события внешней среды, внутренние влечения или мотивацию. Эту точ­ку зрения наиболее четко выражают бихевиористы, считающие, что поведением людей управляют поощрения или наказания.

Бихевиоризм и теории научения будут проанализированы первыми в ходе на­шего обсуждения конкретных теорий развития человека.

ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ

Согласно теориям научения, ключ к разгадке человеческой натуры в том, как она формируется окружающей средой, то есть большинство форм поведения приоб­ретается путем научения. Научение — это всеобъемлющий процесс. Оно не огра­ничивается формальным учением или обучением школьным премудростям; научение включает приобретение моральных принципов, предубеждений и манер, таких как манера жестикулировать или даже заикаться. Таким образом, процесс науче­ния охватывает широкий спектр форм поведения. Сторонники теорий научения рассматривают развитие ребенка как постепенное, пошаговое накопление образов памяти, знаний, умений и навыков. Процесс превращения ребенка в подростка, а затем — и во взрослого происходит, в основном, за счет постепенного, непрерывно­го накопления опыта и научения, что, в свою очередь, ведет к появлению большего количества знаний и навыков. Возвращаясь к обсуждению сформулированных ра-

63

Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

нее спорных вопросов развития ребенка, мы видим, что теории научения придают главное значение воспитанию и считают развитие непрерывным.

Как вы увидите далее, современные теории научения основаны на некоторых концепциях бихевиоризма, включая классическое и оперантное обусловливание. Вы также увидите, что теории социального научения, разработанные в конце семи­десятых годов, признают роль сознательного мышления как фактора, определяю­щего поведение.

Бихевиоризм

В начале XX века американские психологи приступили к созданию «науки о че­ловеческом поведении». Их не интересовали человеческие мысли, мечты или чув­ства. Вернее, они хотели собирать «факты», наблюдая за тем, что и как делают люди. Они изучали человеческое поведение примерно так же, как биологи изучают поведение животных или физики — поведение элементарных частиц. Эти исследо­ватели тщательно определяли и контролировали стимулы, предъявляемые в экспе­риментах, а затем наблюдали и записывали поведенческие реакции испытуемых на эти стимулы. Они не создавали своей теории заранее, а целенаправленно конструировали ее шаг за шагом, проводя сначала простые эксперименты, а затем разрабатывая все более сложные. Таким образом, они строили теорию поведения индуктивным способом.

бихевиористы Психологи начала XX века, исследовавшие внешние, поддающиеся наблюдению и измерению формы поведения безотносительно к их внутренним физиологическим механизмам.

Поскольку этих ис­следователей интересовали внешние, доступные на­блюдению и измерению формы поведения, их назвали бихевиористами (от англ. «behaviour» — «поведение»). Как вы узнаете из этого раздела, бихевиористы считали, что научение происходит путем классического и оперантного обус­ловливания.

Поведенческие теории ведут свое происхождение, главным образом, от работ И. П. Павлова (1849-1936) по условным рефлексам и исследований Джона Б. Уотсона (1878-1958) по научению. Философской основой этих теорий является кон­цепция tabula rasa, предложенная английским философом Джоном Локком (1632-1704), предполагавшим, что у людей нет никаких врожденных идей и что их поведе­ние, мысли и чувства формируются под воздействием внешней среды. Поведенческие теории оказали огромное влияние на развитие научного анализа по­ведения, психотерапию и управление девиантным поведением; они используются в области образования.