Смекни!
smekni.com

Евстратова, К. Виткова Художник обложки В. Королева Подготовка иллюстраций Н. Резников Корректоры М. Рошаль, И. Старостина, Н. Солнцева Дизайн и верстка А. Рапопорт ббк 88. 837я7+88. 3я7 (стр. 30 из 33)

СОЦИОБИОЛОГИЯ

Ответвление этологии. Социобиологи утверждают, что социальное

поведение в значительной степени определяется биологической наследственностью организма. Они считают, что многие модели человеческого поведения, используемые для выражения доминирующего положения, территориальных прав, заботы о потом­стве, ухаживания и агрессии, являются генетически закрепленными биологически­ми моделями поведения, которые покрыты лишь тонкой вуалью культурных наслое­ний, Такая точка зрения вызвала яростные споры среди психологов, большинство которых считает, что социальное поведение человека формируется путем научения.

Интерес этологов к врожденным моделям поведения напоминает увлечение психоаналитиков теорией влечений, но с одним существенным отличием. Психо­аналитик рассматривает человеческие влечения как пережитки биологических влечений, имевших место в глубокой древности, которые следует сдерживать, что­бы сохранить цивилизацию. В отличие от такого подхода этологи и социобиологи считают, что влечения и следующие из них модели поведения могут быть неотъем­лемой частью цивилизации. Возможно, успешной можно назвать такую цивилиза­цию, которая не пытается подавить биологическое наследие человека (Hess, 1970).

Этология добавляет к общепринятым еще одну важную линию анализа разви­тия. Большинство психологов, исследующих развитие, рассматривает ситуацион­ные и исторические причины поведения. Этолог, также обращая внимание на эти причины, кроме них рассматривает еще и адаптивную функцию поведения, то есть функцию, которую поведение выполняет в сохранении индивида или вида. Возьмем, например, плач ребенка. Ситуационная причина плача может заключаться в том,

99

Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

что ребенку больно. Историческая причина может заключаться в том, что в про­шлом после плача ребенка вознаграждали вниманием и заботой. Непосредствен­ной функцией плача является стремление привлечь внимание матери и запустить в действие ее модель ухода за ребенком. Плач — это врожденная модель поведения, направленного на конкретную цель — получение заботы. И, наконец, эволюцион­ная функция плача — это выживание новорожденного, несмотря на его двигатель­ную беспомощность, из-за чего именно плач, а не двигательная активность (бег к ма­тери), становится доминирующей реакцией вида Homo sapiens (Hess, 1970). Этологи указывают на эволюционные функции многих моделей поведения, включая такие, как отзывчивость взрослых по отношению к существам, похожим на маленьких де­тей, флирт как часть модели ухаживания или принятие агрессивной позы как часть модели защиты территории (Bowlby, 1982; Eibl-Eibesfeldt, 1989).

Взгляд этологов на природу человека оказывает влияние на психологию. Про­цесс формирования привязанности между младенцем и воспитателем широко ис­следовался учеными, в том числе Мэри Д. Салтер Эйнсворт и Джоном Боулби (Ainsworth & Bowlby, 1991), применявшими этологический подход. Привязан­ность определялась как сильные эмоциональные узы между двумя людьми, связы­вающие их во времени и пространстве (Кагеп, 1990). Качество привязанности ука­зывает на характер отношений между родителем и ребенком и является надежным прогнозирующим параметром будущего поведения ребенка. Качество привязаннос­ти младенца играет ключевую роль в ответном проявлении заботы матерью, кото­рая, в конечном счете, несет полную ответственность за выживание своего ребен­ка. По этим причинам в исследованиях Мэри Эйнсворт (Ainsworth, 1973) измеря­лась степень привязанности между младенцами и теми, кто за ними ухаживал.

Помимо этого, проводились многочисленные исследования взаимодействия сверстников, в которых основное внимание уделялось моделям доминирования в человеческих группах. Этологи считают, что иерархия доминантности среди детей может привести к уменьшению их агрессивности в конфликтах на игровых площад­ках или в гетто, как это наблюдается в группах приматов (Eibl-Eibesfeldt, 1989).

Этологи изучают даже когнитивное развитие, но и в этой области они уделяют большое внимание биологической, видоспецифичной компоненте научения и мыш­ления. Этологи полагают, что человеческий мозг подготовлен лишь для определен­ных видов научения. Сложное научение, такое как освоение языка, может происхо­дить гораздо легче в определенные «сензитивные периоды» развития (Bornstein, 1987). Даже на решение задач оказывает влияние природная восприимчивость че­ловеческого мозга лишь к определенным ее аспектам. Исследования свидетель­ствуют о том, что четырехлетние дети решают задачи методом проб и ошибок, при­мерно так же, как это делают шимпанзе. Однако восьмилетние дети, принадлежа­щие к любой культуре, используют явно человеческие стратегии решения задач (Charlesworth, 1988).

ПОВТОРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. В чем отличие гуманистической психологии и связанных с ней теорий «Я» от рассмотренных ранее теорий?

2. Объясните сущность иерархии потребностей по Маслоу.

3. В чем заключается вклад этологии в исследование развития человека?

100

Глава 2. Теории развития человека: введение

Существующие теории рассматривают широкий диапазон вопросов и охватыва­ют многочисленные области развития. Хотя ни одна из этих теорий не предлагает всесторонне разработанного взгляда на развитие в целом, все они вносят вклад в углубление нашего понимания отдельных его аспектов, таких как развитие позна­ния или личности. В будущем в этих теориях несомненно будет больше попыток интеграции различных подходов и объединения биологической и средовой компо­нент в детерминизме поведения. В главе 3, при обсуждении влияния наследствен­ности и среды на развитие, мы коснемся возможных путей такого объединения.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫ

Существует много теорий, объясняющих человеческую натуру, но ни одна из них не рассматривает развитие личности во всей его сложности и многообразии. По этой причине мы изучаем много различных теорий как для расширения своего круго­зора, так и для того, чтобы найти пути их объединения.

Бихевиоризм — это философия, лежащая в основе теорий научения, которые исходят из того, что наиболее значимым фактором развития человека является вне­шняя среда. Например, при классическом обусловливании происходит связывание новых раздражителей с уже имеющимися безусловными реакциями. Считается, что многие наши эмоциональные реакции приобретаются подобным образом. При оперантном обусловливании новое поведение должно иметь место еще до того, как оно может быть усилено путем подкрепления. Многие принципы оперантного обус­ловливания применяются в педагогике и программах модификации поведения.

Теория социального научения применяет принципы научения к социальному поведению. Научение часто происходит посредством наблюдения за поведением моделей и подражания им; таким образом дети усваивают половые роли, социаль­ные установки и моральные нормы своего окружения. В целом можно сказать, что, хотя теория научения полезна с практической точки зрения, она не объясняет та­кую сложную форму поведения, как пользование языком.

С точки зрения когнитивных теорий, психика человека активна, динамична и обладает врожденными структурами, которые обрабатывают и организуют инфор­мацию. Созданная Пиаже теория когнитивного развития является, по существу, интеракционистской моделью, рассматривающей интеллект как образец адаптации к требованиям внешней среды. Эта адаптация осуществляется за счет взаимно до­полняющих друг друга процессов ассимиляции (включения новой информации в уже существующие структуры) и аккомодации (изменения структур в соответ­ствии с требованиями внешней среды). С точки зрения Пиаже, ментальные струк­туры, называемые схемами, образуют основу для приобретения новых знаний.

Пиаже утверждал, что когнитивное развитие делится на четыре стадии: сенсо-моторную, дооперациональную, конкретных операций и формальных операций. На каждой из этих стадий дети используют для решения задач качественно различные схемы.

Сторонники информационного подхода к развитию критически относятся к тео­рии Пиаже. Для исследования сквозных, пронизывающих всю жизнь человека пси-

101

Часть I. Комплексное изучение жизненного пути человека

хических процессов, таких как внимание, восприятие и память, они используют аналогию с компьютером. В отличие от Пиаже, они не ищут качественных разли­чий в познании в зависимости от степени зрелости индивида. Л. С. Выготский и его последователи также не соглашаются с некоторыми положениями теории Пиаже. Л. С. Выготский был склонен считать когнитивное развитие по сути своей встроен­ным в социальный и культурный контексты. Сложные знания приобретаются по­этому путем участия в культурно значимой деятельности под руководством других людей. Хотя Пиаже не стал бы оспаривать такие взгляды, он подчеркнул бы, что познание определяется факторами созревания наряду с социальными факторами.

Психоаналитическая теория Фрейда основана на принципах детерминизма. Согласно этой теории, поведение и личность находятся под контролем врожденных сексуальных и агрессивных влечений. Личность в своем развитии проходит не­сколько психосексуальных стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. На каждой стадии дети должны разрешать определенные конфлик­ты и устанавливать равновесие между фрустрацией и удовлетворением своих по­требностей. Будущая личность ребенка определяется успехами или неудачами при разрешении конфликтов каждой стадии.