Под психотронным оружием понимаются средства воздействия на человека электромагнитными полями и волнами электронных приборов, вызывающее изменение его реакций на жизненные ситуации, возникающие в процессе жизнедеятельности. При этом происходят нарушение морфологического строения клеток и тканей организма. Некоторые средства массовой информации утверждают, что Россия в области создания психотронного оружия добилась серьезных результатов. “Московский комсомолец” в номере за 8 февраля 1995 г. даже опубликовал фотографии этого оружия. Комитет экологии жилища Российской Федерации также заявлял, что им известно о том, что в Советском Союзе была целая программа, созданная спецслужбами под руководством бывшего ЦК партии, названная операцией “Зомби”. Как считают представители данного комитета, эта программа предусматривала зомбирование или психотронную обработку большого количества людей. В печать просочились сообщения о том, что под Новосибирском была испытана установка, которая усыпила целую войсковую часть, и что к запуску в космос готовилась аппаратура, которая позволяла психотронным способом воздействовать на население, например, такого региона, как Краснодарский край[32].
Большой интерес в ряде стран проявляется к совершенствованию технических и других средств ведения информационных и психологических операций, таких, например, как топографические изображения в атмосфере, голосовые синтезаторы, позволяющие составлять провокационные сообщения и передавать их голосами лидеров различных государств или распространять посредством электронных СМИ. Зарубежные специалисты считают, что подобные средства физического и психического влияния на человека при 10%-й эффективности способны вызвать паническое состояние даже в хорошо организованном коллективе.
Таким образом, в структуре инфосферы можно выделить следующие основные объекты воздействия информационного оружия, которое может оказаться в руках террористов: программное и собственно информационное обеспечение; программно-аппаратные и телекоммуникационные средства; каналы связи, обеспечивающие циркуляцию информационных потоков и интеграцию систем управления; интеллект человека и массовое сознание.
Неожиданные по времени, месту, масштабам, способам, средствам действия или силе удары по информационной среде со стороны террористов, как правило, могут застигнуть объект воздействия врасплох, посеять панику, дезорганизовать управление, дестабилизировать обстановку и привести к серьезным последствиям. При этом всевозрастающие возможности информационного оружия предопределяют тенденции к внезапному осуществлению актов террора, длительному сохранению в тайне замыслов и планов предстоящих действий. Также следует отметить повышение скрытности подготовки применения сил и средств; искусную маскировку и дезинформацию. Террористы получают возможность наносить удары по информационной среде там, где никто не ожидает; примененять неизвестные объекту воздействия комбинации разных видов информационного оружия и способов решения задач. Однако цель по сути всегда одна – применить насилие для изменения ситуации в собственных интересах.
§ 3. Информационное насилие
“Насилие” – как ключевое понятие, характеризующее информационный терроризм – может проявляться в разных формах. В современных условиях намерение, направленное на нанесение ущерба субъектам действия или вещам, либо на уничтожение последних предполагает возможность не переходить к фазе уничтожения, а остановиться на фазе нанесения ущерба, причиненного путем создания атмосферы психологического давления на объект. Этот факт может весьма эффективно использоваться террористами. Именно информационное оружие, не являясь, по сути своей, средством физического насилия над личностью, способно “запускать” мощные вещественно-энергетические процессы и управлять ими во имя достижения конечной цели террористов. Сила влияния информации как раз и заключается в ее способности формировать и контролировать вещественно-энергетические потоки, параметры которых на много порядков превосходят разрушительный потенциал самой информации. Не являясь средством физического уничтожения, информация в то же время является средством насилия, которое может вести террористов к достижению поставленных целей.
Общество - это совокупность многих миллионов людей. Вся эта масса подразделяется на различные классы, объединения, группы, занимающие определенное место в социальной стратификации. И хотя каждому из таких подразделений, как и отдельным людям, свойственна своя система взглядов, подчас достаточно противоречивая, существует феномен общественного сознания, соединяющего людей в единое целое. Наше личное мнение может противоречить общественному, однако последнее не становится от этого сколько-нибудь менее реальным. Особой, определяющей чертой общественного мнения является его независимость от того, разделяет его или не разделяет каждый человек в отдельности. Ощутимая реальность общественного сознания состоит в том, что оно само, независимо от нашей воли навязывает нам свою реальность, вынуждая с собой считаться. Естественно, что жизнь человека, не разделяющего общественные воззрения, существенно отличается от жизни человека их принимающего. Общественное сознание - как и индивидуальное - в принципе должно адекватно отражать реальную обстановку, приспосабливаться к ее изменениям. Однако, сознание, как таковое, отделено от реальности и представляет самостоятельный объект, изменяющийся по своим законам. В частности, общественное сознание на каком-то этапе может носить иррациональный характер, подобно тому, как человек может жить в иллюзорном мире[33]. В общественном сознании можно выделить три структурных уровня: верхний, основной и глубинный. К верхнему уровню можно отнести общественное мнение, которое носит изменчивый характер, относительно неустойчиво и имеет сравнительно малое время жизни. Основной уровень является аналогом картины мира у отдельного человека. О нем говорят как о парадигме. Этот термин характеризует установившуюся систему понятий, взглядов, мировоззрения общества в целом. Парадигма обладает большой устойчивостью. Глубинный уровень или подоснову общественного сознания можно грубо сравнить со слоями индивидуального сознания, формируемыми в раннем детстве и накладывающими свой отпечаток на всю жизнь. Тогда появляются символы и образы, лежащие в основе конкретного мышления человека. Данный уровень находит свое выражение в морали, идеалах, целях, ценностях, понятиях добра и зла, а также в духовных традициях народов. Он очень устойчив и при изменении парадигмы меняется незначительно. Более того, трансформация парадигмы происходит на базе имеющихся глубинных структур, которые, сохраняя основное содержание, приобретают новую форму.
Общественное сознание не статично, оно меняется. Сегодня огромная масса населения проживает в крупных городах - мегалополисах. Здесь сформировались особые условия проживания людей. Скученность, теснота, загрязнения, шум, интенсивное уличное движение, малоподвижный, но вместе с тем напряженный образ жизни, сокращение жизненного пространства порождают и обостряют различные виды заболеваний, в том числе аллергические и онкологические. В больших городах у многих людей возникают определенные психические сдвиги: неуравновешенность, агрессивность, подавленность, перманентное чувство одиночества. Неотъемлемыми чертами жизни становятся алкоголизм, наркомания, насилие, преступность. Растет маргинальная прослойка людей, которые не могут приспособиться к текущей действительности. В больших городах, где люди разобщены, очень высока степень их управляемости. Средства массовой информации, особенно телевидение, формируют моды, идеалы, нормы поведения. Неадекватно воспринимая окружающий мир, многие люди живут в мире абстракций и иллюзий. По существу же теряются традиции, преемственность поколений, связь времен и, как следствие, размываются фундаментальные маяки психической устойчивости, на которые ориентируется человек в своем поведении, поступках, решениях – что есть хорошо, а что плохо. Существующая тенденция позволяет говорить о глобальной неустойчивости общественного сознания. Атомизация общества оказала сильное негативное воздействие на его характеристики.
К настоящему времени изучен ряд неустойчивостей верхнего и основного уровней общественного сознания. Для верхнего уровня (общественного мнения) наблюдается маятниковая картина изменения векторов общественного сознания. Общественность, склонившись в пользу какой-либо из групп осуществления власти, при появлении серьезных трудностей начинает отклоняться в другую сторону, отрекаясь от бывших лидеров, и смещать центр тяжести своего влияния на процесс принятия решений в сторону альтернативных направлений развития[34]. Например, за периодом диктатуры создаются условия для анархии, хаоса, безнаказанности и безответственности - как это было в 1990-е - после чего общество вновь стремится к жесткому порядку - как это происходит сейчас. В целом же колебания общественного мнения не приводят, как правило, к крупным потрясениям или катастрофам в обществе. Основной уровень (или парадигма общественного сознания) обладает значительной устойчивостью. Эволюция этого уровня может быть представлена как последовательная смена парадигм со скачкообразными переходами между ними. Эти переходы характеризуются на предварительной стадии крупномасштабными флуктуациями, неустойчивостями в мировоззрении отдельных групп и общностей. Процесс отхода от существующей парадигмы происходит на протяжении длительного времени, как правило скрытно. Например, как это было в СССР в начале восьмидесятых годов.