Смекни!
smekni.com

Городская предметная неделя «обучение, вдохновение, творчество» (стр. 3 из 4)

Новобранец и друзья идут до околицы с солдатскими песнями, в сопровождении родственников и жителей деревни. На околице будущему солдату преподносят кружку пива. Выпив, кружку бросает вверх. Проводы завершаются песней прощания с родной деревней, лесами, полями, лугами, озерами, реками. Дальше на подводе отправляется в место сбора новобранцев.

Заключение

В своем проекте мы хотели показать, что обычаи и обряды надо знать и соблюдать, хотя бы потому, что их соблюдали наши предки, родители, чтобы не прерывалась связь времен и сохранилась гармония в душе. А своим друзьям я часто говорю: «Соблюдение обычаев - это то, что позволяет нам чувствовать себя чувашами. И если мы перестанем соблюдать их, тогда кто мы?».

Изучать историю, прошлое родного края, хранить память о деяниях предков - это наш долг. И я считаю своим долгом стать достойным продолжателем традиций нашего народа. Прошлое всегда достойно уважения. Уважать прошлое необходимо в том смысле, что это реальная почва настоящего.

Практическим результатом моей работы стало создание мультимедийной презентации, рассказывающих об обычаях и традициях чувашского народа. После моих выступлений на классных часах многие ребята заинтересовались проектом, у них возникло желание создать похожие работы о своих народах. Мне кажется, что все мы стали немножко лучше понимать друг друга.

Библиографический список

- Данилов В.Д., Павлов Б.И. . История и культура Чувашской Республики. Чувашский Республиканский Институт Образования. Чебоксары,1996.

- Данилов В.Д., Павлов Б.И. История Чувашии (с древнейших времен до конца XX века): Учеб. пособие. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003. – 304 с.

- Иванов В.П. Чувашский этнос: проблемы истории и этнографии. – Чебоксары, 1998.

- Иванов В.П., Николаев В.В., Дмитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. – Чебоксары, 2000.

- Каховский В.Д. Происхождение чувашского народа. - 3-е изд., перераб.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003. - 463 с.

- Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001.

- Никитин А.С. Мир Чувашский.- Чебоксары, 2003. - 895 с.- (Память Чувашии).

- Скворцов М.И.. Культура Чувашского края. Чувашское книжное издательство. Чебоксары 1994г.

- «Чăваш çемйин ылтăн çўпçи» = Золотое руно чувашской семьи : о праздниках и обрядах чувашской семьи (на чув. яз.) / сост. Н. А. Петроградская ; Чуваш. респ. дет.-юнош. б-ка. - Чебоксары, 2008.

Приложения

№1

Анкетирование «Народные традиции - что это?»

Мною был проведен социологический опрос путем анкетирования среди младших школьников (35 детей) и старшего школьного возраста (60 детей) на тему «Народные традиции - что это?».

Результаты показали, что дети начальных классов не знают «Что такое народные традиции?», не знают ни народные праздники, ни обряды, лишь 20% знают благодаря своим бабушкам и дедушкам. В средних и старших классах ситуация чуть-чуть лучше, но на вопрос: «Какие чувашские народные праздники, обряды вы знаете?» отвечали с затруднением. Отсюда следует сделать вывод: «Чтобы дети любили свою родину, ценили, уважали своих близких и родных, нужно начинать с малого - с изучения традиций, праздников и обрядов. Сейчас с каждым годом каждое новое поколение ожесточается, забывает свои истоки. СМИ перестало нести воспитательную, образовательную функцию. Нужно исправлять сложившуюся ситуацию. С ранних лет, с дошкольного возраста надо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций в формировании и развитии будущей личности очень огромная. Будущее Родины - в подрастающем поколении.

№2

Мнения подростков о необходимости соблюдать народные традиции

№ п/п Высказанное мнение Дети, проживающие в городе (60) Дети, живущие в д. Н. Котяки (30)
1. Следует соблюдать все народные традиции 41% 35%
2. Следует придерживаться большинства 31,5% 26,5%
3. Следует придерживаться только некоторых традиций 15% 30,5%
4. Не следует придерживаться традиций совсем 7,5% 12%
5. Уклоняюсь от ответа 5% 6%

Данное обстоятельство вызвано тем, что у городских подростков развивается стремление к национальной самозащите, сохранению через традиции своего этносоциума, в то время как сельские подростки живут в условиях строго регламентированных множеством обычаев и ритуалов, отступление от которых, или несоблюдение значительно в большей степени, чем в городе, осуждается общественным мнением. Отсюда и желание сельских подростков не соблюдать некоторые традиции.

№3

Свадьба

У чувашей были распространены три формы заключения брака: 1) с полным свадебным обрядом и сватовством (туйла, туйпа кайни); 2) свадьба «уходом» (х\р тухса кайни); 3) похищение невесты, часто с ее согласия (х\р в=рлани).

Значение описываемых свадебных обрядов состоит не только в «информации» о том, как раньше игралась свадьба, но и, главным образом, в жизненных принципах и уроках нравственности, ненавязчиво предлагаемых нам людьми старшего поколения. Обратимся к информации некоторых старожилов нашей деревни.

№4

Ильина Антонина Петровна, 1931 г.р., житель д. Н. Котяки:

«Такой красоты обычаев и традиций не имела и не имеет ни одна нация»

Деревня моей молодости была резкой противоположностью нынешней. Молодежь была воспитанной, вежливой. Они знали, как общаться со старшими, ценили и уважали их, не то, что нынешнее поколение. Сегодня на улице такое можно увидеть среди молодежи, что во времена моей молодости это показалось бы страшным сном. Молодое поколение ни во что не ставит взрослых, даже дети могут запросто нагрубить старику. А тогда такое нельзя было и представить.

Наши традиции, обычаи такие красивые, что иногда на меня накатывает ностальгия по тем временам, когда они неукоснительно соблюдались. Молодежь собиралась по вечерам, после рабочего дня и устраивала концерты. Девушки и парни исполняли чувашские народные песни и танцы. А туда приходили и представители старшего поколения, и смотрели на концерт с восхищением, получая огромное эстетическое удовольствие.

Красивейшее зрелище в былые времена представляла собой чувашская свадьба. Такой красоты обычаев и традиций не имела и не имеет ни одна нация. Молодежь никогда не садилась за один стол с взрослыми, а взрослые никогда не напивались - это считалось большим позором».

№5

Празднование «Акатуй» в с. Казачинское Красноярского края 4 июля 2009 года

Национальный праздник чувашей седьмой краевой «Акатуй» будет проведен в с. Казачинское Казачинского района 4 июля 2009 года.

Казачинский район, где проживают более 1.5 тысяч чувашей, в этом году встретит делегации чувашей со всех районов и городов Красноярского края, Чувашской Республики, других регионов Сибирского Федерального округа на центральном стадионе с. Казачинское. Здесь 4 июля 2009 года чувашская диаспора Красноярского края седьмой раз подряд отметит национальный праздник Акатуй и в его праздновании примут участие представители многих народов и национальностей.

Акатуй является одним из главных национальных праздников чувашского народа. В переводе с чувашского языка "акатуй" означает "свадьба плуга". В древности этот праздник носил обрядово-магический характер, символизируя сочетание мужского (плуг) и женского (земля) начала. После принятия чувашами православия, акатуй превратился в общинный увеселительный праздник с конными скачками, борьбой, народными гуляньями по случаю окончания весенних полевых работ. Праздник начнется в 12 часов местного времени, концертом артистов из Чувашской Республики, самодеятельных ансамблей чувашей и других народов края. Для них будет проведен конкурс на лучшее исполнение чувашских песен и танцев.