Смекни!
smekni.com

Городская предметная неделя «обучение, вдохновение, творчество» (стр. 1 из 4)

Городская предметная неделя «обучение, вдохновение, творчество»

Секция: народная культура

Возвращаясь к истокам

Тип проекта: информационно-исследовательский

Автор:

учащаяся 7 «А» класса

МОУ «СОШ№ 10»

Абрамова Елена

Научный руководитель:

учитель чувашского языка

МОУ «СОШ №10»

Яклашкина Светлана Николаевна

г. Канаш - 2010

Содержание

I. Введение

1. Актуальность ………………………………………………………………………...3

2. Проблема……………………………………………………………………………...4

3. Гипотеза ……………………………………………………………………………...4

4. Цели и задачи ………………………………………………………………………...4

6. Методы исследования ……………………………………………………………….4

7. План выполнения проекта …………………………………………………………..4

8. Ожидаемый результат ……………………………………………………………….5

II. Основная часть:

  1. Сущность и особенность чувашских народных обычаев и обрядов ………….6-7

2. Сохранение народных традиций родного края в нашей школе…………………8

3. Чувашские традиционные обычаи на селе сегодня ……………. ………………9-10

III. Обобщение ……………………………………………………………………………11

IV. Использованная литература …………………………………………………………12

V. Приложения …………………………………………………………………………..13-18

Актуальность

История того места, где мы родились и живем, для нас очень важна. Невозможно познать историю своей страны вне истории своей малой Родины. Знание своих истоков, корней дает чувство сопричастности к истории всего народа, всей страны, понимание своего места в жизни, помогает в выборе будущего.

В последние годы очень много внимания уделяется изучению и сохранению народной культуры. Опора на народные традиции чувашского народа помогает при воспитании подрастающего поколения, так как культура чувашского народа высоконравственна.

Активно этот процесс проходит и в нашем городе: создаются фольклорные ансамбли, драмкружки, проводятся конкурсы чувашской песни и танца. Успешно действует городской краеведческий музей, большую часть которого составляют экспозиции, посвящённые народной культуре, открыты краеведческие музеи в школах, где собираются и бережно хранятся предметы старины. Но как мало мы знаем о культуре нашего края, как много упущено времени!

Уходят из жизни люди, простые чуваши, уносят с собой частичку истории. Важно успеть собрать ценные материалы и сохранить их для следующего поколения. Большую роль в этом процессе должна играть школа и мы, её ученики, будущее нашей страны.

Проблема: Недостаточность знаний о традициях, обрядах, обычаях чувашского народа. Современное развитие общественных отношений способствует утере жизненных установок, стремлению к «западной культуре», стремлению быть «модным», что приводит к отрыву молодого поколения от национальных корней, искажению нравственных ценностей.

Гипотеза: Если вести поисково-исследовательскую, краеведческую работу, то это приведет к систематизации наших знаний об обрядах и обычаях нашего народа, повышению культурного уровня, информированности, заинтересованности в дальнейшем поиске материала, любви к родному народу и своей малой Родине.

Так появилась цель проекта:

Сохранение и развитие чувашских народных традиций и обычаев, углубление знаний культуры своей деревни Н. Котяки.

Задачи:

- Исследовать обычаи и обряды чуваш, классификацию праздников и обрядов;

- Выявить, насколько сохранены обычаи и обряды наших предков в д. Н. Котяки Канашского района и отношение подростков к ним;

- Создать мультимедиа-презентацию о чувашских обрядах, обычаях и в доступной форме рассказать сверстникам о культуре нашего народа.

Элементом новизны в моем проекте является попытка изучить опыт сохранения народных традиций учащимися нашей школы и д. Н. Котяки Канашского района. (см. приложения №1, №2)

Методы исследования:

1.Работа в библиотеках, архивах;

2. Поиск, сбор, анализ материалов;

3. Посещение краеведческого музея;

4. Использование поисковой системы в пространстве Интернет;

5. Расспрос старожилов д. Н. Котяки Канашского района;

6. Анкетирование.

Этапы выполнения проекта:

Название этапа Содержание этапа
I Подготовительный этап Май –август 2009 г. Выбор темы, первоначальный подбор материалов
II Основной этап Сентябрь – декабрь 2009 г. Анализ и отбор собранной информации, распределение материала по группам, обобщение с помощью таких программ, как Microsoft Word, Power-Point, создание мультимедиа-презентацию
III Заключительный этап Январь – март 2010 г. Защита проекта, выступления на классных часах в сопровождении мультимедийной презентации.

Практическое значение работы. Работу можно использовать при изучении курса «Культура родного края», на уроках чувашского языка, при проведении внеклассных мероприятий.

Структура и объём работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, основной части, заключения, приложений, библиографического списка, таблицы анкетирования учащихся.

Ожидаемый результат:

- приобщение подрастающего поколения к историческому прошлому;

- будет способствовать воспитанию национальной гордости, чувства любви к малой родине;

- возрастет уровень воспитанности учащихся на добрых и устойчивых традициях чувашского народа.

2. Основная часть

2.1. Сущность и особенность народных обычаев и обрядов

Традиции - это все то, что передается из поколения в поколение. Такая передача происходит всегда и везде, имеет место во всех сферах жизни общества, например, производственные, трудовые, культурные, нравственные, бытовые, семейные и другие традиции.

Обычай – привычный для населения способ поведения, унаследованный от предыдущих поколений и изменяемый временем.

Обряд - совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Удивительно богатыми, незаменимыми источниками изучения исторического прошлого чувашского народа, его мировоззрения, национального самосознания являются народные традиции и обычаи.

Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушел в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские обряды и традиции. Но общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных общечеловеческих ценностей:

- мира в семье

- любви к природе

- заботы о доме, хозяйстве

- мужской порядочности

- добра

- чистоплотности и скромности.

Система обычаев и обрядов формировалась на ранних ступенях развития человеческого общества. В примитивных обществах они выполняли функции управления, передачи опыта. У чувашского народа много традиций и обрядов. Некоторые из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Без знания народных традиций и обрядов невозможно полноценное воспитание молодого поколения. Отсюда и стремление осмыслить их в контексте современных тенденций развития духовной культуры народа.

Весь комплекс обычаев и обрядов можно выделить в три группы:

  1. Обряды, осуществляемые всей деревней или рядом поселений, так называемые сельские.
  2. Обряды семейно – родовые, т.е. домашние или семейные.
  3. Обряды, совершаемые индивидом или ради него или индивидуально, т.е. индивидуальные.

Чуваши с особым почтением и уважением относились к умению достойно вести себя в обществе. Чуваши учили друг друга: «Не срами имени чуваша», «Ч=ваш ятне ан ё\рт».

Всегда в формировании и регулировании морально – этических норм большую роль играла общественное мнение: «Что на деревне скажут».

Особенной необходимостью являлось соблюдение этих обычаев молодежью.

  1. Здороваться с соседями, односельчанами, с почтенными, стариками:

- Сыв=-и? Здоров ли?

- Аван – и ? Хорошо ли ?

2. Входя в избу к кому-либо из соседей, чуваши снимали шапки, клали под мышку и здоровались с «Х\рт-сурт» - домовым. Если семья в это время обедала, то вошедшего обязательно сажали за стол. Приглашенный не имел права отказаться, если даже был сыт, то все равно по обычаю должен был зачерпнуть из общей чашки хотя бы несколько ложек.