Смекни!
smekni.com

Исследования. Поэтический праздник как явление искусства. Истоки, особенности, тенденции (стр. 2 из 3)

Что же касается непосредственно поэтического праздника, то у него практически нет теоретической базы. В научной литературе даже упоминания о нём крайне редки, не говоря уже об анализе, которому подвергаются другие виды праздника в публикациях теоретиков и режиссёров-практиков. Ситуация усугубляется также тем, что это жанр сложный, в известной степени противоречивый, представляющий собой синтез праздничной массовой культуры и искусства и всё же больше искусства. Особенно если учесть, что он -ещё и факт литературной жизни, а значит в какой-то мере объект литературоведения.

Безусловно, основные положения досуговой праздничной культуры экстраполируются и на поэтический праздник. Но, как уже было сказано выше, у него есть настолько свои специфические особенности, что давно назрела необходимость его углубленного, всестороннего изучения.

Цель данного диссертационного исследования заключается в анализе природы поэтического праздника, определении его места и роли в общем пространстве праздничной культуры как самостоятельного вида праздника, имеющего свои социальные, эстетические и воспитательные функции. Реализация цели достигается посредством постановки, рассмотрения и решения принципиально важных, конкретных задач:

исследование генезиса стиха, являющегося главным «строительным материалом» поэтического праздника, - когда, как и почему возникли ритмизированные, рифмованные строки;

выявление и прослеживание истоков, архетипов поэтического праздника, проявляющихся и в нынешнем его характере, - где, в какие времена и в каких формах он зарождался;

доказательство особенности поэтического праздника в праздничной культуре, его близости к миру искусства;

рассмотрение общественной значимости и эстетической ценности произнесённого, озвученного художественного слова — доминирующем направлении развития современного поэтического праздника.

Настоящее исследование проводится в историко-искусствоведческом аспекте, что позволяет всесторонне охарактеризовать поэтический праздник и выразить его сущность в формуле: поэтический праздник - явление искусства.

Выявление природы поэтического праздника преследует и такую цель, как сохранение и дальнейшее развитие жанра в русле естественных для него форм. Это вызвано необходимостью противостоять наплыву "литпопсы", режиссёрским псевдоновациям,

агрессии шоу-бизнеса, что имеет сегодня место и в праздничной культуре, и в мире искусства.

Предостережением может послужить нынешнее состояние эстрады. Одним из обстоятельств, снижающим её эстетический уровень, профессор А.А. Рубб считает «почти полное отсутствие разработанной теории эстрадного искусства, без которой оно не может успешно развиваться». [105;С73]

Объект исследования - поэтический праздник и его место в разнообразном спектре социальной, культурной жизни общества.

Предмет исследования - возникновение, развитие и становление поэтического праздника от истоков до наших дней. А именно: признаки, характерные для поэтического праздника, как и для всей праздничной культуры, и специфические особенности, присущие только ему; «предтечи» современного поэтического праздника, их сравнительный анализ, позволяющий выявить его традиции, тенденции, перспективу.

Анализируя состояние нынешнего поэтического праздника, автор данного исследования чаще всего обращается к праздникам А.С. Пушкина в Михайловском и проводимым на рязанской земле - С.А. Есенина в селе Константинове, Е.Ф. Маркина в деревне Клетино. Такой выбор обусловлен тем, что Пушкинский - главный поэтический праздник страны, а в подготовке двух других, рязанских, автор принимал непосредственное участие в качестве сценариста и режиссёра.

Положения, выносимые на защиту.

1. Соединение в природе поэтического праздника признаков, характерных для праздничной культуры в целом, и специфических особенностей, в большей степени сближающих его с художественным миром, даёт основание рассматривать поэтический праздник как социальное явление искусства.

10

2. Поэтический праздник - синтетический, многожанровый вид художественной культуры с лидирующей ролью звучащего слова, которое, не подавляя остальные жанры, определяет содержание действа, его эстетический уровень.

3. Обращение к истокам поэтического праздника, воссоздание его многоликого прообраза - одно из условий, помогающее раскрытию сути исследуемого феномена культуры, расширению его тематических границ и художественной палитры.

4. Поэтический праздник, используя богатые возможности художественного слова в выражении мысли и чувств, передаче информации, способен эффективно влиять на формирование морально-нравственных качеств и эстетических вкусов человека.

Научная новизна исследования. Поэтический праздник рассматривается как феномен, природу которого составляет синтез праздничной культуры и искусства с явным лидерством факторов искусства, с преобладанием художественной составляющей. Это даёт основание признать его обособленность в праздничном пространстве и характеризовать как явление искусства. В рамках исследуемой проблемы обобщены исторические, литературные,

искусствоведческие материалы. Рассмотрены профессиональные проблемы, наиболее часто возникающие при постановке и проведении поэтического праздника, и пути их решения.

Практическая значимость работы. Фактологический материал, положения и выводы, изложенные в диссертации, могут быть использованы при исследовании проблем, связанных с генезисом поэзии, с искусством поэтического праздника. Это представляется современным, актуальным, поскольку у поэтического праздника

практически отсутствует своя теория, а сложившиеся на практике положения должны быть научно осмыслены. Данные, представленные в работе, можно применить в учебном процессе в институтах и училищах культуры и искусства, а также в практической деятельности профессионалов культуры - организаторов, сценаристов, режиссёров-постановщиков праздничных действ.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была допущена к защите на кафедре теории и истории искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

Основные положения работы обсуждались на научно-практических конференциях молодых учёных в АПРИКТ, Рязанском областном научном центре народного творчества, на заседании кафедры режиссуры Рязанского заочного института культуры Московского Государственного университета культуры и искусства, на занятиях со студентами этого вуза, а также Рязанского областного училища культуры, применялись в их практической работе, получили отражение в ряде публикаций в научных изданиях, средствах массовой информации

Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованной литературы.

12

ГЛАВАI

Генезис поэтического праздника.

1.1 ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА.

Главный «строительный материал» поэтического праздника -стих как особая система художественной речи. Если кратко сказать об отличии стихов от прозы, то это основные стихотворные средства выражения —ритм (общая упорядоченность звукового строения речи) и рифма (созвучие концов стихов или полустиший). Но каковы первопричины появления поэтического слова, его развития, становления, его жизненной необходимости сегодня?

Все началось еще в первобытные времена.

Наблюдая за жизнью природы (смена времен года, дня и ночи, ежегодное весеннее обновление природы, осеннее созревание плодов и т.д.) древний человек стал применять явление ритма в своей жизни. В совместной работе, используя повторяющиеся движения, восклицания, хлопки и т.д., которые помогали упорядочить трудовой процесс, сделать его эффективнее. В хороводных песнях-играх, для которых характерен синкретизм - слитность, нерасчлененность пляски, пения, музыки, повторяющихся ритмических движений, слов и элементов слов, восклицаний... В первобытном синкретизме слово было только опорой напева, иногда это было даже не слово, а, как уже говорилось выше, восклицание. Главную роль играл ритмический распорядок.

Со временем для еще большего упорядочения звуковой формы потребовалось созвучие - в восклицаниях, элементах слов, словах. Рифма способствовала усилению смыслового значения слов. На это обратил внимание академик В. М. Жирмунский в своём труде

«Теория стиха»: «Объединяя одинаковым созвучием два разных

13

слова, замыкающих стих, рифма выдвигает эти слова по сравнению с остальными, делает их центром внимания и сопоставляет их в смысловом отношении друг с другом. Поэтому весьма существенным фактором поэтического стиля является выбор рифмующих слов и их взаимоотношение с точки зрения значения». [5О;С.2О]

Древнерусская народная поэзия представляет множество примеров того, что в текстах наличествует рифма. Например, далеко не последнюю роль играла она в строении былинного стиха. По подсчетам ученых, в былинах почти треть строк связана рифмой. Её эмбриональные формы присутствуют и в древнерусской книжной словесности.

Говоря о первопричинах зарождения поэзии, нельзя обойти и такой фактор, как естественная способность человека к подражанию. Древние люди не отделяли себя от природы. Наблюдая брачные танцы животных и птиц, их охотничьи повадки, слушая их голоса, человек стремился им подражать. Чтобы окружающий мир стал ему ближе, понятней и чтобы этот мир был добрее к нему. Наши предки подражали своим соплеменникам, жрецам и другим служителям культа, повторяя за ними песнопения, слова заклинаний. А чтобы тексты лучше запоминались, произносились в унисон, им придавали ритмичность, рифмованность.