«Поэтическое искусство, - писал в своем труде «Поэтика» великий древнегреческий философ и ученый Аристотель, - породили две естественные причины. Во-первых, подражание присуще людям с детства, и они тем отличаются от прочих животных, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают первые знания; а во-вторых, результаты подражания всем доставляют удовольствие... Так как подражание свойственно нам по природе, ::ак и гармония и ритм, то еще в глубокой древности были люди,
14
одаренные от природы способностью к этому, которые, мало-помалу развивая ее, породили из импровизаций поэзию». [5;С,26-27]
С течением времени интересы людей становились все более широкими, взаимоотношения все более сложными. Появилась необходимость полнее, эмоциональнее, точнее выразить свои чувства. Различные восклицания, мало что значащие, а подчас и просто непонятные слова, фразы начали превращаться в нечто более цельное, осмысленное - в текст.
Почему это произошло? Древний человек начал ощущать себя индивидуумом, личностью, со своими собственными мыслями, собственными чувствами. И ему понадобилось лучше уяснить их для самого себя и поделиться ими с другими.
С развитием культуры хоровые песни-игры стали все больше преобразовываться в обряды и в более устойчивую их форму - в культы, с религиозными ритуалами, моленьями и т.д. Слово, которое в древнейшем синкретизме играло вспомогательную роль, начинает обретать самостоятельность и эстетическую ценность. Постепенно из хора стал выделяться запевала, солист, обретающий все большую индивидуальность.
«Когда партия солиста окрепла, - пишет родоначальник исторической поэтики, академик А.Н. Веселовский, - ... она могла выделяться из рамок обрядового или необрядового хора, в котором сложилась, и исполняться вне его. Певец выступает самостоятельно, поет, и сказывает, и действует... Иногда пели попарно, сменяя друг друга, подхватывая стих или стихи, вступая в положение, о котором уже пел товарищ, и развивая его далее. Песня слагалась в чередовании строф, разнообразно дополнявших друг друга, с повторением стихов или группы стихов, которые и становились исходным пунктом новых вариаций». [21;С.202,204-205]
15
Согласно теории А. Н. Веселовского о происхождении литературных родов, поэзия, а также эпос и драма вышли .из первобытной песни-игры, обрядового, культового хора. Множество специалистов пользуется готовыми формулировками, положениями, подчас не осознавая, что они - из творческого наследия А. Н. Веселовского. С позиций этого ученого написаны соответствующие главы целого ряда учебников по истории литературы.
Однако есть современные литературоведы, которые, принимая многие положения классической «Исторической поэтики» академика Веселовского, считают, что в силу сверхмасштабности, сверхобъемности исследуемого им материала, классик не смог проследить и другие пути происхождения литературных родов. А эти пути, полагают многие наши современники, были. Так, мифологические сказания, предания, легенды, сказки, которые не пелись, а рассказывались, вовсе не обязательно должны были выходить из хорового обряда. В своей работе «Литература как вид искусства» В.Е. Хализев замечает: «Лирическое самовыражение имело место в производственных (трудовых) и бытовых отношениях первобытных народов. Таким образом, существовали разные пути формирования литературных родов, и обрядовый хор был одним (выделено мной - Р. М.) из них». [18;С85]
С древних времен слово было основным средством общения людей с окружающим миром. Человек обращался к силам природы, божествам, Богу с мольбой о помощи, заступничестве, спасении. Но чтобы слово было услышано, воспринято в трансцендентальном, божественном мире, оно должно было быть особенным, не похожим на бытовую речь. И человек стал придумывать различные приемы и способы, чтобы его украсить, выделив из ряда обычных елок и
16
словосочетаний, запоминая «новообразование», чтобы произнести в следующий раз. Так, думается, родился молитвословный стих.
Обладая природной способностью к подражанию, люди перенимали друг у друга, у наиболее талантливых из окружающих лучшие образцы словотворчества, молитвословия, вынося их и за пределы обрядового, культового действа. Вера в слово росла, оно все больше утверждалось как сила, которой можно и убить, и вылечить, и вселить надежду.
И церковь поняла, что не только рассказами о житии святых и чудесных явлениях нужно поддержать веру, но и молитвой, а, может, прежде всего, ею. Живший в середине XIX века святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем сочинении «О молитве» писал: «Молитва, как беседа с Богом, сама собою высокое благо...». [115;С7]
О благодати слова, рожденного верой, писал отец Павел Флоренский в сочинении «Плач Богоматери»: «Как золотые плоды, они вырастают на душе, и соками души наливаются, когда приходит для них свое время. Сокровенные силы души прячутся за этими словами, полнота души бьется в них через край. Они часто неказисты на взгляд, но они являются центрами, из которых возбуждается психическая энергия; так грозовое облако несет запас электричества. И, при встрече с другой душою, эти слова-силы сверкают молниями; гремят в них громы, и встречная душа вся насквозь пронизывается новыми для нее чувствами, мыслями, желаниями, как бы зарядившись новыми настроениями, как бы, обнаженная, коснувшись другой обнаженной души». [1\7;С.690-691]
Нередко поэты прибегают к стихам в форме молитвы, так их и называя - молитвы. Такие поэтические произведения есть у Лермонтова, Блока, Есенина, Цветаевой, Ахматовой, у наших современников. Приведем два стихотворения, между которыми почти полтора столетия.
17