Смекни!
smekni.com

Исследования. Поэтический праздник как явление искусства. Истоки, особенности, тенденции (стр. 1 из 3)

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ...

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ГЕНЕЗИС ПОЭТИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА

1.1 Зарождение искусства поэтического слова...13

1.2 Усиление роли звучащего слова в массовом действе:

от фараонов до якобинцев...30

1.3 Предтечи праздника: Древняя Русь...43

1.4 Литературные объединения и публичные чтения: Россия XIX - начало XX вв...64

ГЛАВА ВТОРАЯ.

ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ПОЭЗИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ

2.1 Место поэтического праздника в праздничном пространстве...82

2.2 Звучащее поэтическое слово как средство нравственно-эстетического воспитания...99

2.3 Современные поэтические праздники:

специфика и перспективы...108

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...127

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...131


Введение

Введение.

Тема исследования. Поэтический праздник как явление искусства. Истоки, особенности, тенденции.

Актуальность темы. Звучащее поэтическое слово -неотъемлемая часть культуры и искусства. Возникнув в глубокой древности, оно живёт и сегодня в самых разных сферах - на массовом народном гулянье, в театре и на эстраде, на радио и телевидении... О его востребованности можно судить и по такому явлению, как поэтические праздники.

Они проходят в пушкинском Михайловском и лермонтовских Тарханах, блоковском Шахматове и есенинском Константинове, других заповедных местах, связанных с именами русских поэтов. Тяга людей к звучащему поэтическому слову подтверждается и появившимися сравнительно недавно, но уже ставшими традиционными, ежегодными праздниками - Алексея Фатьянова в Вязниках Владимирской области, Евгения Маркина в деревне Клетино на Рязанщине... В последние годы на рязанской же земле, в поселке Пителино, на родине Бориса Можаева, начали проводиться многолюдные, под открытым небом, «можаевские дни». На них вместе с прозой выдающегося писателя звучат стихи российских поэтов.

Поэтический праздник - один из факторов развития культурной и общественной жизни. Трудно переоценить его социальную значимость. Он притягивает к себе массу людей, поскольку, как и любой вид праздника (народное гулянье, карнавал и т.д.), представляет собой контраст будничному течению жизни: на время праздника люди переносятся в другой, непохожий на обычный, мир, который настраивает их на особое эмоционально-художественное осмысление событий. Праздник обращен к широким массам, и есть их ответное желание, как писал А.В. Луначарский, «откликнуться всем

сердцем на событие, которое празднуется». [74;С85] Вовлекая большие группы участников действа в круг определённых идей и представлений, он консолидирует людей, будит их жизненную, гражданскую активность.

Значимость поэтического праздника усилена ещё и тем, что, по самой своей природе, по сущности, он представляет феномен. Казалось бы, его «законное» место - в праздничном пространстве, ибо ему, поэтическому празднику, присущи все признаки, характерные для праздничной культуры. Но у него есть также и свои специфические особенности, которые роднят его с другой, художественной, культурой - с миром искусства.

Доминанта поэтического праздника - лидирующая роль звучащего художественного слова, которое определяет содержание и форму праздника, организует его пространство, направляет действие, расставляя в нём смысловые и эмоциональные акценты - о чём оно, это действие, и зачем, какова его «сверхзадача». Поэзия, сама являясь искусством, диктует своему празднику жить, сообразуясь, с главным принципом искусства - а это художественно-образное отражение действительности, духовное освоение мира.

Основная мысль данного исследования формулируется следующим образом: поэтический праздник - особое явление в искусстве, стоящее в праздничной культуре несколько особняком. Такая неоднозначность и даже противоречивость природы поэтического праздника делают его сложным объектом как исследования, так и постановки. А поскольку оба эти акта теснейшим образом связаны друг с другом, то осмысление данного феномена представляется ещё более актуальным.

«Кто не знает, - писал Л.С. Выготский в своём труде «Психология искусства», - что всякий акт искусства непременно включает как своё обязательное условие предшествующие ему акты

рационального познания, понимания, узнавания, ассоциации и т. п... Организуя известным образом сознание, идущее навстречу искусству, мы заранее обеспечиваем успех или проигрыш этому произведению искусства...» [29;С325]

Актуальность предпринятого исследования подкрепляется и другими свидетельствами. Так, поэтический праздник - надёжный способ приобщения людей к высокому искусству поэзии. Это не обязательный школьный урок, не учебная лекция, тем более не казённое мероприятие для «галочки», которые чаще всего сразу же и забываются. Это праздник, проходящий в атмосфере радостной приподнятости, искренности и открытости, личной заинтересованности каждого и всех вместе участвовать в таком действе. Это «заряд» надолго.

Широкий спектр поэтического праздника даёт возможность напрямую связывать его с литературным просветительством, пропагандой новых произведений художественной литературы, сохранением нашего культурного наследия. И всё это тут же, на празднике, в прямом общении с его участниками.

Эту свою многогранную миссию поэтический праздник выполняет тем лучше, чем выше его художественный уровень. «Сложный характер массовых праздников требует от режиссёра высокого профессионализма и ставит перед ним ряд художественно — творческих проблем, которые должны найти своё отражение в драматургии праздника... В каждом празднике есть «сверхзадача», которую ставит перед собой режиссёр: для чего проходит, во имя чего создаётся, к чему стремится праздник»[131;С./0].

Это относится ко всякому празднику, и в ещё большей мере - к поэтическому, поскольку он, - особое явление искусства. Следовательно, художественную планку нужно держать на высоте. Это трудно всегда, а особенно сегодня: небо над нашим культурным

пространством отнюдь не безоблачно. В последнее десятилетие идёт открытая девальвация самих понятий искусства, литературы, поэзии... Культура, поставленная на рельсы рыночных отношений, подвергающаяся коммерциализации, начинает сдавать свои нравственные и эстетические позиции: произведения вытесняются изделиями - на потребу обывателю. Изменился характер чтения - с базара несут «иронические детективы» и «любовные романы», да и само чтение стало занимать всё меньше места в жизни человека.

«В обществе, - отмечает профессор В.Н. Гагин в своём труде "Культура России: Досуговая культура", - обозначилась тенденция отпада потребности в литературе, но крепнет, между тем, надобность в телевидении, как наиболее примитивном виде досуговой культуры.» [31;С. 72)

Этому негативу необходимо противостоять - активным неприятием навязываемого коммерцией дешёвого чтива, и столь же активной поддержкой тех явлений, которые, не благодаря, а вопреки, держатся и даже имеют тенденцию к развитию. Как, например, поэтический праздник, который и в этом отношении - тоже своего рода феномен.

Степень научной разработанности проблемы. Обратимся сначала к праздничной культуре в целом, с которой, как уже было сказано выше, поэтический праздник находится в «родстве», а следовательно многие проблемы, с ней связанные, близки и ему.

В сфере научных интересов исследователей праздничное пространство представлено довольно скромно. Хотя, безусловно, созданы труды, заложившие фундамент теории праздника, представившие широкий спектр вопросов социокультурной деятельности. Эти труды, «по сути, служат учебниками не первому поколению студентов». [140;С.Р]

Углубленно и всесторонне рассматривает праздник в контексте всей культурно-досуговой деятельности и в сопоставлении с искусством А.И. Мазаев в своём труде «Праздник как социально-художественное явление». Ученый исследовал этот феномен в полном его объёме, в историческом, социальном и художественном аспектах, чем инициировал появление целого ряда работ по этим проблемам других авторов.

Широкая историческая панорама праздника с эпохи Древней Греции и до Новейшего времени представлена в книге И.Г. Шароева «Режиссура эстрады и массовых представлений». Здесь же анализируется специфика художественного воплощения массовых действ. По-новому осмыслил категорию праздника, конкретно -карнавала, праздничного смеха М.М. Бахтин в известном труде «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», вызвав не только признание, но, отдельными своими положениями, и возражения в учёном мире. Выявлению характерных признаков массового праздника, его социально-психологических механизмов посвящен труд Д.М. Генкина и А.А. Коновича «Массовые театрализованные праздники и представления». В круг исследований, считающихся классическими, вошли работы Ф. Энгельса («Рейнские празднества») и А.В. Луначарского («О массовых празднествах, эстраде и цирке»).

Разные стороны проблемы нашли отражение в работах А.А. Рубба («Тайна режиссёрского замысла», «Феномен эстрадной режиссуры»), А.Д. Силина («От замысла к воплощению»), В:Н. Гагина («Культура России: Досуговая культура»), А.И. Чечётина («Основы драматургии театрализованных представлений»), польского исследователя К. Жигульского («Праздник и культура») и др.

В исследовании массового праздника неоценимую помощь могут оказать фактологический материал исторического плана,

многие теоретические положения, содержащиеся в трудах академиков А.Н. Веселовского, Ф.С. Буслаева, Д.С. Лихачёва, известных ученых В.Н. Всеволодского (Гернгросса), В.Я. Проппа и других.

При этом приходится констатировать, что праздник до сих пор не имеет полноценного теоретического обоснования, отсюда нередко встречающаяся расплывчатость в определении самого понятия «праздник», его жанров и форм, путаница в терминологии, преувеличение или недооценка значимости тех или иных составляющих праздничного действа и т.д. Так, в одних случаях утверждается, что первейшая основа праздника — обряд (нет обряда -нет праздника), в других - игра, в третьих не разграничены понятия «праздник» и «театрализованное представление»... Нередко, концентрируя внимание на одной проблеме, не увязывают её с остальными, не менее значительными в контексте всего праздника.