Перед началом работы липовые ветки замачивали на ночь (8-10 часов), чтобы стали мягче, а затем разрезали на лыко – полоски шириной от 1 до 2 сантиметров, длинной 1,5 – 2 метра (зависит от размера лаптя) и только после этого снимали верхний слой коры. Толщину выбирали на глаз, как возьмет нож. Драть начинали с корня.
Этап 2. Цинование.
Циновать лыко начинали сразу, придя из леса, а также спустя некоторое время. На один лапоть требовалось пять лык шириной, примерно, 12 мм и длиной около полутора метров. Сначала нарезалось лыко, начиная от комля, главное соблюдать и выдержать заданную ширину. Александр Николаевич не мерил линейками, а держал ширину на глаз. Нож, попадал в трещины и резал плохо, а из-за трещины шёл не всегда туда, куда надо. Поэтому нож в руках нужно было держать твердо, чтобы он не срывался. При циновании встречаются дырки от сучков или впадины от скрытых почек. Иногда на середине длины получается дырка от сучка, которая рвет лыко пополам, то приходилось делать два коротких лыка.
Этап 3. Плетение.
Орудия, использовавшиеся при плетении, были несложными: нож, кочедык и деревянная колодка. Лапоть плести начинали с пятки. Подошву чаще делали двухслойной для прочности. С боков и с пятки плели специальные петли для обор. Сами оборы делались тканевые и оплетали ногу до колена.
Когда плели носок лаптя, то выплетали специальный узор, по которому можно было определить правый или левый.
Характерной особенностью плетения Александра Николаевича было украшение на носке в виде треугольников из перевернутого лыка. Помимо декоративного, оно имело практическое значение - показывало, на какую ногу надо надевать лапоть. От русских лаптей они отличаются количеством лык, их плели из семи лык и называли лапти семилычками. Александр Николаевич начинал плести лапти с пятки. Для плетения использовалось только пять лык. Плетение простое, при котором одно лыко попеременно сначала прижимает своей плоскостью соседнее, оставаясь сверху, но далее само прижимается последующим лыком и располагается под ним и так по всей своей длине. Когда все лыки переплетутся и достигнут края своими концами, то они перегибаются назад и переплетаются дальше, продолжая длину образующейся при этом плоскости. Пятку начинают плести, перегнув лыки пополам через «говенник» - ссученное в шнур лыко. «Говенник» представлял собой связанный в виде круга лыковый шнурок, образующий край проёма будущего лаптя, в который просовывается нога. После того, как пятка сплетена и подтянута по колодке, с обеих сторон вплетаются последние два лыка и продолжают плестись сначала подошва, а потом и нос лаптя. Когда длины подошвы хватает для того, чтобы загнуть её наверх и закрыть пальцы стопы до подъёма, то подошва огибается через говенник, а остальные концы лык продолжают плестись сверху в обратном направлении по длине подошвы, образуя тем самым второй, внешний, слой лаптя. Именно на этой стадии плетения и начинает применяться кочедык. Им приподнимаются уже сплетённые петли для просовывания в них концов лык. Ручкой кочедыка приподнятая петля прибивается назад. Дойдя до краёв подошвы, некоторые из лык, симметрично с правой и с левой сторон, также огибаются через говенник, притягивая подошву к нему и придавая бокам лаптя вертикальное положение, а самому лаптю форму, похожую на туфлю. Двухслойный лапоть отличался особой прочностью и после того как первый, внешний слой износится лапоть чинили.
Второй вид обуви – ступни, также плелись из лыка. Они значительно глубже и шире лаптей, не имели ушек для обор и носились с шерстяными носками либо на голую ногу во дворе или дома.
Онучи (портянки). С лаптями сельчанки носили онучи. Ткали льняные или холщевые портянки потолще и накручивались от носка до колена. Закреплялись на ноге и соединялись с лаптями оборами, которые скручивали из ткани. Признаком женской красоты считались ноги, ровно и толсто обёрнутые онучами. Онучи должны были быть белого цвета, поэтому прежде чем их носить их отбеливали.
Оборки. Оборки изготавливали из ткани, ткали тонкую полосу. Они закреплялись за петлю на пятке, а затем за боковые петли и переплетались крест- накрест через всю ногу до колена.
Раньше для цвета лаптей не использовали красители, лапти были натурального цвета.
Сейчас мы с иронией относимся к этому виду обуви, а раньше без лаптей редко какая семья могла обойтись, их носили все жители независимо от уровня благосостояния. Лапти с белыми онучами, перетянутые тканевыми повязками, придавали своеобразный шик парням и девушкам.
Глава II. Технология изготовления валенок.
Важным промыслом, во многом обеспечивающий жизнедеятельность крестьян, было валяние валенок. Широкое распространение валенки получили в конце ХIХ века. Их изготавливались на дому, в примитивных мастерских, а ещё непосредственно в жилом помещении или в бане, так как была необходима горячая вода.
Для валяния бралась шерсть осенней стрижки. Валенки из них получались более прочными. Шерсть после весенней стрижки была длинная и жирная из неё пряли пряжу на носки и перчатки.
Этап 1. Начёска.
Изготовление валяной обуви начиналось с чёски шерсти. Шерсть разбиралась по сортам и щипалась, чтобы не было слежавшихся клочков и колючек от репейника. После начёски шерсть укладывается полотном, примерно 1 метр шириной и накручивается на барабан куделью.
Этап 2.Укладка полки.
Берётся полотно (ситец или бязь) 1.20 на 1.20, на него укладывается «полка» из шерсти по длине. Например: если валенки женские примерно 60 сантиметров длиной, 50 сантиметров шириной и начинают выкатывать. На «бадик» накручивают холст с подготовленной «полкой» и катают. Затем разворачивают, переворачивают, и всё повторяют с другого конца. Заготавливают сразу две «полки». После того как выкатали их взвешивают. На валенки 37 размера нужно 2.5 фунта, а в фунте 400 грамм. На пару нужно 1 килограмм шерсти. Делят две «полки» по 0.5 килограмма, сворачивают и взвешиваются на весах - коромыслах, чтобы они не перевешивали, а стояли ровно.
Этап 3. Запайка.
После взвешивания «полка» раскладывается, и ей начинают придавать форму валенка, загибая и вытягивая. Всё прощупывается руками и там, где получалось, что шерсти недостаточно, её добавляли небольшими клочками, при этом равномерно укладывая. Обязательно докладывали на носок и подошву. Это и есть запайка. Сверху укладывали ткань и крепко, прижимая руками, переворачивали и повторяли процесс запайки с другой стороны. Вторая сторонами на данном этапе называется «полочная». Полотно собирают складками, помогая создать форму валенка. Снова выкатывают, но теперь уже как бы предавая форму валенка. Выкатывать начинают с голенища. Далее катают в полотне, разворачивают, подтягивают полотно, и с носа заворачивают на пятку, катают её, снова подтягивают с голенища на подошву, затем закатывают её, расправляют, берется валенок, и переворачивают на другую сторону, и так повторяем этот процесс несколько раз. Валенок стал упругим, расправляют его, засовывают руку в валенок, расправляем нос, затем пятку, получается ромб и голенище, расправляют руками и проверяют, равномерно ли выкатали, если есть тонкие места, то подкладывают шерсть и снова выкатывают. Заготовка приобретает форму ромба. Этот ромб называется «плашкой».
Этап 4. Обваливание.
Валенок обливается кипящей водой, и начинается этап обваливания. Ромб закручивают к голенищу и руками его крутят. Затем каждую сторону как бы «стирают» сжимая руками, понемногу отжимая воду. Каждый раз заливают кипятком и повторяют сначала. Начинают делать перекосы, перекашивают в разные стороны, нос сдвигают в одну сторону, и снова отжимают. Делают все частями, чтобы было равномерно. Переворачивают и повторяют с другой стороны. От того как садится шерсть, зависит сколько раз делать перекосы. Если шерсть хорошая, то по два, если плохая три и более на каждую сторону.
Этап 5. Распластывание.
Рука заходит вовнутрь и расправляет изделие. После рапласта, «прутком» расправляют для равномерности и вставляют чушку по размеру. В валенок она должна попасть в нос и упереться в пятку, если не упирается, то продолжают валять. Дальше берется деревянная подбивалка, и подбивает в районе подъема. Потом снова делается перекос и закатывается на голенище. Берется валек с ручкой и, облив валенок кипятком, нажав на носок, как бы прижимая, перетягивается и повторяется с другой стороны. Обливают кипятком и катают до тех пор, пока валенок не станет упругим, гладким и без борок (складок). Если шерсть хорошая, то пара валенок валяется за 2-2,5 часа.
Этап 6. Оправка.
Вытаскивают «чушку» и начинают колотить. Колодка состоит из трех частей: передник с носом, задник с пяткой, клин между ними - чурбак. Когда клин забивают вальком, оправляют нос, пятку, подошву, подъем. Берется «рубель» - 1,20 длиной с дубовыми бороздочками и, одев валенок на руку водят по этому рубелю, разглаживая морщины, придавая упругость.
Этап 7. Опаливание.
Когда валенок стечет, его сушат в печи, угли выгребают и кладут валенки. Как только валенки высыхают, их отделывают: пемзой снимают все волоски, затем старым шерстяным носком, намоченным в солярке, отмазывают. Вынимают колодку и обпаливают, собранные пемзой волоски поджигают, и водят вокруг валенка. И снова обтирали соляркой. Раньше обпаливали керосином.
Вот валенки и готовы.
Красить валенки начала в конце ХIХ века. Для этого сначала шерсть обезжиривается, для этого на две пары берется 5 грамм серной кислоты и разводится в холодной воде и замачиваются заготовки валенок на 12 часов. Делали это перед валянием, а красили после того как вынимали «чушку», клали в кипящую воду с красителем на один час, затем отправляли на колодку. Но крашеные валенки, по мнению Александра Николаевича холоднее.
Медицина подтверждает огромнейшее благотворное влияние валенок на здоровье. Овечья шерсть не раздражает кожу, обладает положительной для человека энергетикой, способна поглощать и испарять влагу, аккумулировать тепло и, таким образом, помогает при простуде, ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов. При этом валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний.