Деревянная Покровская церковь располагалась в 50 м от нее к северо-востоку и была ориентирована в том же направлении. Большая ее часть попадала на территорию нынешнего газона и набивной площадки. На месте южного придела ныне сооружена бетонная чаша. Размеры этой теплой деревянной
Покровской церкви: длина — 32,4 м, длина без паперти и алтаря 23,8 м, ширина с приделами — 19,4 м, без приделов — 13 м.К концу века обе деревянные церкви обветшали. Старанием священнослужителей и усердием прихожан, (значительную часть которых в это время составляли служащие в разных коллегиях и ведомствах, несколько купцов и мещане), в 1794 году началось и продолжалось шесть лет строительство каменного Покровского, храма с деревянным куполом и колокольней, по проекту архитектора Лаврентия Ивановича Миллера (ученика Баженова). Храм напоминал Андреевский собор на Васильевском острове. Старый иконостас при этом был сделан двухъярусным.
В 1797 году, во время строительства каменного храма, в деревянной церкви св. ап. Матфия был основан придел во имя святого преподобного Сергия Радонежского, чудотворца.
Каменный храм был возведен в 20 метрах к северу от первоначальной Матфиевской церкви. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1800 новый каменный пятиглавый храм освятил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов) (1799-1818). В этом же году деревянная Покровская церковь по ветхости была разобрана. Наконец, в 1806 году в июне месяце по Высочайшему повелению разобрана и Матфиевская церковь, за крайнею ветхостью после 103-х летнего существования. Святой престол и иконостас перенесены в каменную Покровскую церковь и устроен в оной придел во имя св.ап. Матфия; тогда же по резолюции высокопреосвященного Амвросия, велено эту церковь в память старинной Матфиевской именовать Матфиевскою. Священником в то время был Гавриил Матфиев, который служил при церкви с 1802 до 1807 года. При нем дослуживал свою более чем 50-ти летнюю службу в диаконском звании диакон Петр Поморский, «старанием коего и жены его Елены пожертвованы в церковь в 1807 году три Евангелия и три серебряных позлащенных креста».6
Главной достопримечательностью храма являлся перенесенный в 1806 г. из Матфиевской церкви старинный петровский иконостас, установленный в Матфиевском приделе. От петровских времен в храме сохранялся и престол простых форм, сделанный из соснового дерева.
Первый большой ремонт в новом храме проводился в 1842 г. (в Покровском приделе был поставлен новый иконостас работы охтинского мастера К. В. Лемоха).
По случаю возобновления Матфиевской церкви, после её ремонта, указом святейшего Синода от 8 декабря 1842 г. было предписано беречь старинный петровский иконостас «чтобы как ныне, так и, будущее время, этот иконостас, как устроенный в 1703 году императором Петром I, сохранен был в настоящем его виде, всяких перемен, так точно, как сохранялся поныне».7
К тому времени, правда, иконостас был уже в неполном виде из-за недостаточности места в приделе св. ап. Матфия. Петровский иконостас был деревянным, выкрашенным темно-голубой краской, с витыми позолоченными колоннами и верхом из сквозной резьбы. Образа иконостаса были написаны на атласе и холсте. В Царских Вратах — Божья Матерь и Архангел Гавриил. По правую сторону от Царских Врат — Преображение Господне и святой апостол Матфий, по левую — Божья Матерь; на дверях в алтарь — св. Аарон. В южной стороне алтаря находились образа свв. апостолов Петра и Павла, св. Александра Невского и Алексия Человека Божия.
Так как св. блаж. Ксения Петербургская представилась, по преданию, до 1803 г. (по крайней мере, до 1806 г. до разборки старого деревянного храма св. ап. Матфия), то могли участвовать в отпевании св. блаж. Ксении петербургской священник Гавриил Матфиев и диакон Петр Поморский.
В то время притч состоял из двух священников, и второй служил в приделе, каким была самостоятельная деревянная теплая Покровская церковь. По-видимому, зимой в холодное морозное время службы в деревянной холодной Матфиевской церкви не проводились, а только весной, летом и осенью. Поэтому в зимнее время отпеваний в Матфиевской церкви не было, а только в Покровской. Так как есть указание в предании ( и на Поместном Соборе 1988 г. при канонизации), что отпевание происходило в церкви св. ап. Матфия, то, маловероятно, что она произошло зимой.
Об обстоятельствах смерти св. блаж. Ксении Петербургской есть только одно свидетельство – Анны Анановой. Иеромонах Бенедикт (Кантерс) в актовой речи, посвященной канонизации св. блаж. Ксении Петербургской в 1988г., приводит текст: «По её словам, Ксения чувствуя свою близкую кончину, прощалась со всеми знакомыми, говоря: «Я уезжаю в далекое путешествие». Вскоре её нашли сидящей под деревом на Смоленском кладбище».8
В 1862 - 1865 годах, согласно, Высочайше утвержденного 20 сентября 1862 года плана, произведено капитальное исправление всего церковного здания. Сделана каменная пристройка для алтаря, устроен новый бревенчатый купол, переделаны балки крыши, часть стен, где были трещины, пилоны, колокольня. Классический декор фасадов был заменен, на необарочный. Лепные украшения исполнил Балин.
12 декабря 1865 года храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Исидором (Никольским) (1860-1892). Тогда же был освящен и придел в честь святого преподобного Сергия Радонежского, чудотворца в память существовавшего в старой Матфиевской церкви одноименного престола. Приделы св. ап. Матфия и св. прп. Сергия Радонежского отделялись от главного Покровского капитальной стеной с аркой посередине и располагались справа и слева при входе перед трапезной Покровского придела. Храм стал трех престольным.
Обоими приделами была занята западная половина храма; мимо них имелся проход в главный храм, и тут обращала на себя внимание икона новейшего происхождения — Старорусская икона богоматери громадных размеров, покрывавшая собою стену Матфиевского придела; к иконе вели несколько ступеней.
В отдельном застекленном киоте хранилось несколько серебряных крестов - мощевиков XVIII в. Напрестольное старинное Евангелие было украшено красивым серебряным окладом в стиле барокко.
Из старых икон в храме, кроме Матфиевского иконостаса, почитались примечательными:
1) образ св. Андрея Первозванного работы одного из первых русских академиков живописи, профессора А. П. Лосенко; говорят, с этого образа М. В. Ломоносов делал мозаику;
2) копия с картины Рубенса «Поклонение волхвов»;
3) образ св. Василия Великого работы В. Л. Боровиковского. Размер икон был от 1 до 2 аршин (примерно от 70 до 140 см).
Из святынь храма были особо примечательны следующие:
крест с частицами мощей свв. Василия Великого, Иоанна Златоуста и Алексия Человека Божия. Надпись на кресте: «1709 г. марта 30 дня сей крест на Москве в полку бригадира Томаса Томасовича Фризор делал Никифор Макарьев Пшеничный», три креста с частицами мощей нескольких святых
В 1878 году на углу ул.Б.Пушкарской и ул. Матвеевской в церковной ограде была построена часовня, длиною 2 сажени, 2 аршина, Ѕ вершка, шириною 2 сажени, 1 аршин, 16 вершков, высотою 2 сажени, 1 аршин, 4 вершка.
В 1879 году была построена часовня (арх. Г.А.Соловьев) на Сытном рынке.
В 1889-1890 годах по проекту архитектора Г. И. Карпова Высочайше одобренному 20 июля 1889 года, к храму были пристроены два придела, с удлинением трапезной, и была построена двухъярусная колокольня. Колоколов больших было четыре, из них на первом по времени и величине (114 пудов) надпись: «1751 г. Марта 10 литъ сей колоколъ к церкви св. ап. Матфия», «лил сей колоколъ мастеръ К. Михайлов, сын Слизов»9, второй отлит в 12 марта 1818 г., в г. Валдае. Третий – в 1826 году. Четвертый (главный) 6 ноября 1867 года, малых колоколов было шесть. Длина церкви с колокольней составляла 25 погонных саженей, наибольшая ширина 12,2 погонных сажени, высота до главного карниза 2,95 погонных сажени, площадь 220,96 кв. погонных саженей. Объем 1174,82 куб. саженей. Согласно атласу Шуберта, 1828 года размеры храма составляли: длина - 45,4 метра, длина без паперти и алтаря - 32,4 метра, ширина - 15 метров.
В 1899 году прихожане поставили витраж с изображением Воскресения Христова.
В 1910 году в храм помещены резные киоты с иконами работы Е.Т. Иванова.
Таким образом, убранство Матфиевской церкви напоминало прихожанам сразу о нескольких событиях русской истории: об основании города Петром 1, о перенесении мощей св. Александра Невского в Санкт-Петербург на места, прославленные его победой над шведами, о взятии Нарвы в день св. ап. Матфия.
г) Судьба храма св. ап. Матфия в начале ХХ ВЕКА.
1917 год стал определённой границей в развитии всей русской культуры. После октября архитектурная деятельность во многом сообразовывалась с политическими и идеологическими установками. Изменилось и отношение к церкви. В 1918 г. был принят декрет Совнаркома « Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В развернувшемся тотальном идеологическом наступлении на церковь шумные пропагандистские кампании возглавил « Союз воинствующих безбожников». В первую очередь пострадало духовенство страны.