время и т.д.
Затем по сценарию будущие участники проекта по случайному счастливому стечению обстоятельств «находят» продюсера, разглядевшего в них талант и готового вложить в них денежные средства.
Так, по материалам интернета:
История норвежской группы A-ha уходит корнями в далекие 70-е годы. Во времена, когда, будучи еще детьми, познакомились и подружились Магме Фурухольмен (01.11.1962) и Пол Воктор (06.09.1961). Ребята быстро нашли общий язык, и дали друг другу клятву создать группу, которая станет столь же популярной, как и Битлз. Однажды после концерта к ребятам подошел молодой человек и сказан: «Вы — лучшая группа в Норвегии, но вам нужен хороший вокалист». Пол и Магне пропустили это мимо ушей, они тогда не знали, что именно этот человек и станет вокалистом в их следующей группе, ибо это был не кто иной, как юный Мортен Харкет (14.09.1959), певший тогда в блюзовой команде "Soldier blue".
3. Создание «звездного» образа артиста
Сюда мы отнесем информацию о деятельности группы артиста, том, как пришел успех и признание.
Информация на сайте www.musickharkiv.com о группе «A-ha»:
«Успех пришел почти сразу, хотя первые два релиза «Take On Me» остались практически незамеченными. Тогда в трек было добавлено хорошо известное теперь инструментальное вступление на клавишных (которое Фурухольмен написал еще в четырнадцатилетнем возрасте) и было отснято новаторское по тем временам видео. Как говорится, утром A-ha проснулись знаменитыми».
Итак, проект создан и представлен на суд публики. Возрастает стремление стать, войти в историю.
Критерии, по которым группа приобретает статус легендарной, во многом неоднозначны и индивидуальны в каждом конкретном случае. Для одних коллективов достаточно внезапно прекратить свое существование, для других, наоборот, держаться на пике славы продолжительное время. Что нужно для того, чтобы группу назвали легендарной - количество альбомов, проданных аудионосителей, интересная история или имидж? Попытаемся выделить некоторые условия попадания артиста в разряд легендарных.
Во-первых, это яркое творчество на протяжении всей карьеры, которое пользуется успехом среди широких масс населения, желательно не одной страны. Именно момент массовости очень важен для коллектива-легенды.
Так, Джордж Мартин, саундпродюсер[37] «Beatles», создал то звучание музыки, которое при исполнении с дисков или при трансляции по радио вызвало массовую истерию. И, по мнению специалистов, мировую популярность «Beatles» получили благодаря своим пластинкам, а не концертам.
И все-таки первое условие не является исчерпывающим. Так, несмотря на массовый успех «Тату», этот проект не может быть назван легендарным.
Поэтому вторым по значимости критерием легендарности будет продолжительность срока творческой карьеры. Затем необходимо существование красивой сказки или истории образования группы.
Или наличие какого-либо форс-мажора. Это может быть, например, распад группы, либо другое значимое событие, даже не обязательно позитивного характера.
Легендарным оказывается и тот артист, кто признан, например, символом страны, эпохи поколения. Например, Мадонна - символ Америки, Алла Пугачёва символ Советской эстрады и т.п.
2.2.8. «Черный» PR в карьере артиста
Главный закон долгожительства в шоу-бизнесе изобрела Алла Борисовна Пугачева: главное, чтоб каждую секунду о тебе говорили, писали и думали. Плохо ли хорошо — не важно. Как только писать перестанут, тут и сказке конец. Специально распущенные слухи — часть шоу-раскрутки. Замечено: чем нелепее слух, тем больше доверия он вызовет. Народу отличать правду от вымысла была нужда, поэтому он верит всему. В ход идет все: перетряхивание грязного белья, драки, болезни, мужья, любовники, сексуальная ориентация, пластические операции, незаконнорожденные дети и т.д. Иван Шаповалов, взявшись за «Тату», сделал ставку только на скандалы - и выиграл.[38]
Информационный пласт, связанный с раскруткой звезды, составляют новости, сплетни, слухи и даже интриги и скандалы. Все это пользуется огромным успехом у обывателя, который разнообразит тем самым свой досуг.
Разберем, чем же отличаются данные формы передачи информации, и каким образом они влияют на карьеру артиста.
Новость - это один из способов привлечения внимания к некоторой идее посредством сообщения не известной ранее информации[39]. При этом нужно помнить, что:
• новость привлекает внимание;
• СМИ не могут существовать без информации;
• всегда можно преобразовать новость так, что она будет интересна СМИ;
• одна и та же новость может быть по-разному интерпретирована.
Новостями привлекается внимание, если же оно привлечено, нужно стремиться удерживать его.
Слух - это искаженная, либо неполная или недостоверная формация, которая порождается в пространстве человеческих отношений.[40] Таким образом, это коллективное действие, благодаря которому слух путешествует быстро и доступен широкой аудитории.
Сплетня - это заранее продуманный с самого начала целостный и логичный строй оригинальных мыслей, который должен содержать в себе скрытую психологическую (подсознательную, а то и сознательную) подоплеку для доверия сказанному, несмотря на всю eго необычность, логическую и фактическую голословность и очевидные стимулы сочинителей.[41]
Сплетни — заменяют прессу, славу и рекламу.[42]
Все новости, истории, сплетни, слухи можно разделить на группы.
• рассказы о закулисной жизни артиста;
• истории из личной жизни (кто-то с кем-то встречается, кто-то
кого-то бросил — Бритни и Джастин и т.д.);
• истории о пристрастиях и привычках (курит, пьет, употребляет
наркотики);
• неожиданные поступки артиста (срыв концерта, грубость по
отношению к фанатам, журналистам);
• интересные истории о встречах артиста с фанатами;
• рассказы о профессиональной жизни артиста;
• гастрольная жизнь;
• взаимоотношения с продюсером;
• взаимоотношения с другими людьми (например, часто аудитория представляет себе идеальные дружеские отношения среди участников, вплоть до того, что они даже отпуск проводят, не расставаясь ни на секунду; таков идеальный образ, существующий в сознании публики).
Интрига - это скрытые действия обычно неблаговидные, для достижения определенных целей, происки против кого-либо. Интрига многоходовая комбинация. Во-первых, в интриге несколько участников, один из которых тайно создает с помощью объекта интриги, желательную для себя ситуацию. А другие являются ее участниками, не догадываясь, что являются игрушкой в руках интригана. Поэтому и оказывается интересным для многих наблюдать за процессом разыгрывания интриги, как ни цинично бы это выглядело. Ведь это своего рода спектакль.[43]
С другой стороны, интрига является важнейшим двигателем новости, придавая ей остроту и пикантность.
Скандал и интрига имеют много общего. Но в скандале зачинщик оказывается в центре внимания, в то время как в интриге он остается за кадром.
Скандал это процесс, имеющий цель, сюжет и результат. Результатом скандала вокруг артиста или проекта, как правило, оказывается приобретение популярности, увеличение своей зрительской аудитории косвенными способами.[44]
Раньше нужно было быть знаменитым, чтобы позволить себе закатывать скандалы; теперь нужен скандал, чтобы стать знаменитым.[45]
В связи с этим хотелось бы отметить, что, используя скандалы как средство повышения популярности артиста, не стоит слишком увлекаться этим процессом. Прежде всего, нужно помнить, что основное призвание артиста - доставлять людям удовольствие своим творчеством, своим шоу на сцене, а не скандальным образом.
Тем не менее, в современном мире скандал (здесь имеется ввиду
публичный скандал) это неизменный атрибут рынка шоу-индустрии. И не столько потому, что разделяет аудиторию на два лагеря, сколько потому, что любой скандал представляет собой увлекательное шоу, привлекающий внимание и повышающий рейтинг популярности артиста. И чем грандиозней скандал, тем больше вероятность остаться в памяти большинства надолго.
Голливуд - индустрия скандалов, там любое, случайно оброненное, слово звезды становится достоянием журналиста, а затем миллионной аудитории. Здесь неукоснительно действует принцип: «Каждое сказанное вами слово может быть и будет использовано против вас».
Скандальный момент можно отметить и в деятельности папарацци, которая у нас, к счастью или к сожалению, не получила такого развития как за рубежом.
Подробную негативную информацию можно разделить на группы:
· скандальные подробности из биографии;
· скандалы, связанные с личной жизнью;
· скандалы, связанные с профессиональной деятельностью;
· скандалы между артистом и продюсером по поводу гонорара и др.;
· личные пристрастия, имеющие скандальный характер (увлекается спиртными напитками, употребляет наркотики и т.д.);
· скандалы, связанные с распадом отношений (уход, сольная
карьера и др.).
По степени объективности информации скандалы можно разделить на правдивые и вымышленные. И те, и другие играют одну и ту же роль - привлечение внимания аудитории. По временному фактору - постепенно развивающиеся и моментальные.
Каким бы ни был скандал по своей природе и характеру, одна из основных его функций - сделать артиста позитивно или негативно интересным и привлекательным для публики. Самым вызывающим проектом, который был в истории российского да и, наверное, мирового шоу-бизнеса (относительно поп-проектов), является скандальная российская группа «Тату». Скандальная группа - это приобретенный в процессе своей карьеры бренд, употребляемый во всех СМИ как устойчивое словосочетание.[46]