Каких только не было скандальных новостей в прессе, сети Интернет. Приведем некоторые из них в качестве иллюстрации.
«Нагиев сделал «Тату» непристойное предложение».
«Дуэт «Тату» организует стриптиз среди своих малолетних фанаток».
«Дуэту «Тату» запретили лесбиянство на Евровидении».
«Скандальная группа «Тату» планирует баллотироваться на пост президента Российской Федерации. 27 декабря в 12.00 в Московском дворце молодежи пройдет сбор подписей для регистрации группы избирателей в поддержку выдвижения кандидатуры «Тату» на президентских выборах», — говорится в пресс-релизе центра «Неформат», полученном редакцией NEWSru.com.
Самые разнообразные новости сопровождали творческую деятельность этой группы, удерживая внимание не только миллионной аудитории своих поклонников, но и людей, интересующихся лишь скандальными подробностями дуэта.[47]
Из зарубежных проектов примечательна творческая деятельность лидера «Нирваны».
Поведение Кобейна на сцене было непредсказуемым: он нарочно рвал струны, разбивал гитару о колонки, буйное состояние сменялось апатией. Курт мог неожиданно уйти со сцены, причем остальные члены группы продолжали играть, иногда минут по десять, пока Кобейн не возвращался, и как ни в чем не бывало начинал новую песню.[48]
Или другие факты, из воспоминаний одного из участников группы:
Уже в первый вечер Крис разбил о сцену свои новый бас и вывел из строя усилитель и ревер, которые мы арендовали за приличные деньги. Кобейн поддержал начинание друга и переломал все гитары, даже те, что принадлежали группе TAD.[49]
Новости, слухи, сплетни, скандалы, интриги все это PR-инструменты индустрии, служащие развлечением для публики и источником доходности организаторов проекта и средств СМИ. Выделим основные функции этих элементов.
1. Рекламная функция. Основная цель новостей, скандалов - повысить рейтинг популярности артиста, привлечь внимание, увеличить доходность проекта.
2. Гедонистическая функция. Связана с развлекательной ролью,
результат - удовлетворение потребности публики в новостях, скандалах и пр.
3. Симбиоз с индустрией СМИ. СМИ не могут существовать без
информации, и любой скандал является украшением газеты или телевизионного канала.
Таким образом, написание и продвижение хита - основа продюсерской деятельности, и от того, насколько эффективно будут решены эти задачи, зависит судьба проекта. Поэтому подробное освещение этой проблемы дает возможность создать четкую схему действий, учесть рыночные факторы и минимизировать вложения в проект. Реклама и PR-деятельность, составляющих основу промокампании проекта, определенно занимают здесь не последнее место.
Основной акцент в изложенном материале был поставлен на применение креативных технологий в процессе продюсерской деятельности, как основном двигателе проекта и удержании уровня популярности артиста.
Весь этих проблем имеет огромное значение не только в процессе создания и представления проекта, но и на других этапах его реализации, особенно на этапе постпродвижения.
Естественно, эффективность применения результатов проведенных исследований будет индивидуальна в каждом конкретном проекте, но данная схема технологии творчества ставит целью повысить результативность любых действий продюсера по продвижению проекта, будущие идеи, разработка имиджа и т.д.
2.2. Анализ эффективной PR-кампании в музыкальной индустрии. Влияние продюсерской деятельности, рекламы и PR на формирование массового сознания.
В данной главе нам предстоит рассмотреть на примере разбора предложенной PR-кампании психологическое воздействие рекламы и PR на сознание людей. В данном случае стратегия PR-кампании основана на честности по отношению к зрителю. Это основная линия поведения. При использовании такой стратегии, запрещенными приёмами, являются «чёрный PR» и надуманный эпатаж. Автором была выбрана PR-кампания раскрутки певицы Земфиры Александром Кушниром (приложение 1[50]), т.к. Земфира является одной из самых влиятельный звёзд в мире отечественного шоу-бизнеса, а это и означает успех PR-кампании; Александр Кушнир владелец единственного в России PR-агенства в сфере шоу-бизнеса. Так же в приложение 2 автор включил интервью с А.Кушниром для полноты восприятия картины.
Данная PR-кампания также интересна тем, что А.Кушнир описал работу по проекту от начала до конца, начиная от знакомства с артисткой, заканчивая антикризисным PR и окончанием сотрудничества. Это позволяет нам более детально рассмотреть работу по проекту, а так же увидеть специфику шоу-бизнеса. Так как А.Кушнир описал свою работу сам, мы можем оценить опыт и ощущения человека, находящегося внутри этой структуры.
Если говорить о влиянии продюсера на формирование массового сознания, то уже на начальном этапе оно бесспорно. Появиться артист на сцене или нет, зависит от того, послушает ли продюсер кассету. На продюсере, безусловно, лежит ответственность за артиста, которого он выберет, это его лицо, его репутация. В данном случае продюсер полагается на интуицию. Так поступают большинство продюсеров, потому что нет никакого единого способа распознать талант, а это и является основной задачей на данном этапе.
Дальше мы видим, что А.Кушнир, готовясь к предстоящей встрече с Земфирой, для начала встречается с журналисткой, которая передала демо-кассету продюсеру Земфиры Леониду Бурлакову, с целью побольше узнать об артистке. А.Кушнир начинает писать историю, которая ещё не началась. Он убивает сразу двух зайцев – собирает факты для создания легенды и узнаёт об артистке для себя, чтобы было легче общаться при встрече.
Кушнир берёт у Земфиры первое интервью для будущего пресс-релиза. Просит её рассказать о себе. Уже после первого же разговора он начинает её «учить» - просит певицу не говорить, что она пела в ресторанах, заменить на кафе и ночные клубы. Суть остаётся, но звучит уже более презентабельно, т.к в кафе и ночных клубах молодёжная аудитория, а в ресторанах едят под музыку.
Так же мы видим, что подготовка к записи, тоже довольно сложный процесс. Продюсер должен концептуально подходить к подбору песен, чтобы альбом был цельным, законченным. Здесь тоже присутствует влияние продюсера на формирование социокультурного поля: если продюсер не утвердит песню – мы её не услышим. Большая ответственность лежит на продюсере при выборе потенциального хита. Продюсер решает, на какую песню будет сниматься видеоклип, который потом зачастую является визитной карточкой альбома.
Музыкальный продюсер в России – это «мастер на все руки», поэтому он так же выполняет и функции саундпродюсера. В данном случае, эту роль с Л. Бурлаковым разделил Илья Лагутенко – вокалист группы «Мумий Тролль». Время на запись в студии не было чётко распланировано, поэтому вокал нужно было записывать за один день. Вокал всегда пишется последним, поэтом у вокалистки не было выбора. Т.е. процесс не был чётко организован – это основная причина сложившейся ситуации.
Несколько слов о Лагутенко. Бурлаков и Кушнир объявили в СМИ, что Земфиру продюсирует Илья Лагутенко. О продюсерах в России бытует такое мнение, что они всех обманывают и хотят только заработать денег. А когда артистку продюсирует другой артист, он просто ей помогает, и она вроде «как сама по себе», он делает это бескорыстно, ради искусства. Это сделано ради того, чтобы подчеркнуть самостоятельность и независимость артистки. Так же этот PR-ход используется для привлечения внимания СМИ, в данном случае основным информационным поводом для привлечения журналистов становиться не никому неизвестная певица Земфира, а добрый парень Илья Лагутенко, который помогает неизвестной певице.
Так же для привлечения внимания аудитории, А.Кушнир использовал другой информационный повод – свою книгу „100 магнитоальбомов советского рока“. Земфира выступала в роли одного из героев энциклопедии. Получалась нестыковка по времени — в 80-х годах Земфира еще училась в школе и слушала «Наутилус Помпилиус» и «Кино». Заметим, что о Земфире в книге не было написано ни слова — кроме благодарности в разделе «плодотворное сочувствие идее». При этом половину эфирного времени звучали песни Земфиры.
У продюсеров, как правило, есть люди, мнению которых они доверяют, на которых они тестируют свежий материал до его выхода. А. Кушнир протестировал на журналистах ещё не вышедшую пластинку. Он дал послушать её один раз, не раздав никому копий. Таким образом, он получил критику, внимание журналистов, плюс оставил их в ожидании. Когда событие обсуждается задолго до его свершения, оно приобретает больший вес. Этот PR-закон сейчас активно используется, но на момент выхода альбома (1999 год) о нем ещё толком никто не знал.
Начал создаваться загадочный образ певицы. Её песни все слышали, но никто её не видел. Альбом все ждали с нетерпением. Вокруг Земфиры витала интрига. Ходили слухи по-поводу отношений певицы с Лагутенко. В первой статье о Земфире в «Московском Комсомольце» было написано: «Страстью всепоглощающей и мнущей, как шоколад стекло, переполнены все песни Земфиры. Но страстью к кому — непонятно. Предмет любви размыт (то ли дурной мальчишка, то ли отвергающая, непонимающая женщина), но выпирает из альбома глубокая, безумная жажда чего-то».
Атмосферу секрета так же поддерживал дебютный клип Земфиры, в котором у певицы не показывают лицо. По-прежнему никто не знал, как она выглядит. Этот PR-ход в России до этого никто не использовал. Впоследствии – певица «Глюкоза», дезодорант «Секрет» и др.
Земфира почувствовала это и поддерживала сложившуюся ситуацию, подыгрывала:
«У каждой моей песни добрый десяток версий, — кокетничала Земфира в интервью новому журналу «Yes!». — Я могу сейчас сказать, что „корабли в моей гавани жечь“ связано с переездом в Москву. А через десять минут скажу Кушниру что-нибудь другое… А на самом деле — с чем это связано, я никому не скажу».